ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ О ЗАКОНЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1 ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
1.2 ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БССР О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
2.1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
2.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ ПОСЛЕ 1980-Х ГГ.
ГЛАВА 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
3.1 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
3.2 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Важным компонентом государственной социально-экономической политики суверенной Беларуси является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.
Сегодня речь идет о радикальном изменении социального статуса физической культуры как одного из компонентов национальной идеи, который формирует здоровый образ жизни для людей, престиж государства. Поэтому государственное отношение к этой сфере деятельности состоит в гражданском обеспечении безопасности Беларуси и жизнеспособности ее населения. Будучи носителем общественных интересов, наше государство стремится сформировать не только национальную модель спортивного движения, но и укрепить ее законодательно, начиная с физкультурных коллективов учебных заведений, предприятий, профессиональных клубов до национальных команд Республика Беларусь. В этой деятельности государству должны помочь физическая культура и спортивные кадры, образование которых на современном этапе развития общества и физической культуры невозможно без специальной юридической подготовки.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым регулированием физической культуры и спорта в Республике Беларусь и БССР.
Предмет же – особенности правового регулирования физической культуры и спорта как в Республике Беларусь, так и в БССР, проблемы такого правового регулирования.
Цель работы – рассмотреть особенности правового регулирования физической культуры и спорта как в Республике Беларусь, так и в БССР, проблемы такого правового регулирования.
Цель работы образует задачи, необходимые к выполнению:
- рассмотреть правовые принципы;
- определить особенности нормативных правовых актов в правовой системе;
- проанализировать законодательство о физической культуре и спорте после Второй мировой войны;
- определить о физической культуре и спорте после 1980-х гг.;
- рассмотреть нормативные правовые акты в сфере физической культуры и спорта;
- определить проблемы современного правового регулирования физической культуры и спорта.
К методам, используемым в работе следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический;
- сравнительно-правовой.
Структура работы представляет собой введение, три главы, разделенные на подразделы, а также заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ О ЗАКОНЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1 Правовые принципы
Проанализировав Конституцию любого государства, можно найти принципы закрепленного в нем правового демократического государства. Их соблюдение является важнейшим условием разумного правового регулирования, т. е. таким юридическим воздействием на социальные отношения, которое способствует прогрессивному развитию общества за счет учета объективно развивающихся моделей.
Такие важные правовые принципы должны включать следующее.
1. Принцип конституционности, т.е. верховенство Конституции, ее прямое действие, согласование всей иерархии правовых актов и практики в соответствии с Конституцией.
2. Связь государственных органов с принятыми решениями, в том числе с их собственными, недопустимость передачи ретроактивности актам, которые устанавливают или усиливают ответственность, а также усугубляют правовой статус хозяйствующих субъектов и граждан. В то же время это допускается с расширением льгот. Что касается вопросов экономического порядка, то только в силу чрезвычайных исключительных обстоятельств, когда необходимо решать жизненно важные вопросы, которые нельзя было предвидеть заранее, допускается использование таких актов [21, c.11].
3. Отклонение от принципа недопустимости применения обратной силы к закону, что ухудшает правовой статус участников общественных отношений, приводит к нарушению других принципов верховенства права, а, следовательно, прав и свобод граждан. В этом случае нарушается принцип доверия гражданина к государству. Государство, по сути, произвольно посягает на уже приобретенные и защищенные права.
Государственные органы должны быть последовательными в вопросе правового регулирования, обеспечивая тем самым уверенность граждан в предсказуемости действий силовых структур.
Поэтому усилия законодательной и исполнительной власти и Конституционных судов направляются в повседневную практику не только на такие важные принципы, как запрещение ретроактивности закона, но и на поддержание доверия гражданина к государству при осуществлении его законотворчества функций органов, а также защиты приобретенных прав.
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БССР О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
2.1 Законодательство о физической культуре и спорте после Второй мировой войны
Спорт, как неотъемлемая часть физической культуры, имеет свои особенности, связанные с установлением спортивной классификации, званием спортивных соревнований, списком видов спорта, культивируемых в Республике Беларусь. Перечисленные особенности отражены в нормативном акте Единой спортивной классификации Республики Беларусь. Впервые такая форма правового акта появилась в 1935 году и называлась Единой Всесоюзной спортивной классификацией и включала в себя 10 видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, фехтование, теннис, охотничьи виды спорта, катание на коньках, плавание, борьба, бокс, тяжелая атлетика. С развитием и популярностью спортивных мероприятий, с ростом спортивных достижений советских видов спорта, Унифицированная спортивная классификация была усовершенствована и дополнена.
После Второй мировой войны развитие физической культуры определялось условиями, связанными с формированием системы социализма. Крах мира в различные социальные системы и группы государств привел к формированию трех областей в развитии физической культуры и спорта: в социалистических странах, в развивающихся и капиталистических странах.
Развитие физической культуры в социалистических странах прошло несколько этапов. В конце 40-х - начале 50-х. в этих штатах были созданы комитеты по физической культуре и спорту. Они отвечали за состояние и дальнейшее развитие физической культуры и спорта, улучшали системы физического воспитания, укрепляли здоровье граждан.
В 60-х и 70-х годах в спортивном движении были проведены преобразования, которые способствовали демократизации управления, повышению важности физической культуры. Право граждан на физическое воспитание закреплено в конституциях и законодательных актах. Усилена и расширена материальная база физического движения, началось строительство крупных спортивных сооружений. Были открыты специальные спортивные школы и школы-интернаты; была разработана научно-исследовательская работа.
ГЛАВА 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
3.1 Нормативные правовые акты в сфере физической культуры и спорта
Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» определяет правовые и экономические основы деятельности в области физической культуры и спорта, направлен на создание условий для развития физической культуры, оздоровительной и спортивной массовой работы, а также спортивных мероприятий в стране и участия спортсменов (команд) Республики Беларусь на международных соревнованиях [2].
Туризм, как сфера деятельности, тесно связан с физической культурой и спортом. Он служит не только средством развития внутренних навыков и навыков, укрепления здоровья, развития духовности и образования, но и средством экономического процветания страны. В Закон Республики Беларусь «О туризме» от 10 ноября 1999 года были внесены изменения и дополнения.
Закон Республики Беларусь «О туризме» определяет принципы государственной политики страны в этой сфере, регулирует отношения, возникшие в ходе осуществления поездок.
Настоящий нормативный акт содержит 7 глав:
- «Общие положения»,
- «Государственное регулирование туристической деятельности»,
- «Формирование, продвижение и продажа туристических продуктов»,
- «Права и обязанности туроператоров, другие организации, осуществляющие туристическую деятельность»,
- «Туристические ресурсы Республики Беларусь, государственный кадастр туристических ресурсов»,
- «Безопасность туристов»,
- «Заключительные положения».
Он обеспечивает правовую основу для деятельности не только организаторов туристических структур (статья 10), но также прав и обязанностей туристов (статьи 11-12). Особое место уделяется защите интересов туристов (граждан Республики Беларусь) за рубежом в случаях чрезвычайных ситуаций (статья 16), а также страхованию в сфере туризма (статья 18).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть особенности правового регулирования физической культуры и спорта как в Республике Беларусь, так и в БССР, проблемы такого правового регулирования.
Цель работы образует задачи, которые также были выполнены:
- рассмотреть правовые принципы;
- определить особенности нормативных правовых актов в правовой системе;
- проанализировать законодательство о физической культуре и спорте после Второй мировой войны ;
- определить о физической культуре и спорте после 1980-х гг.;
- рассмотреть нормативные правовые акты в сфере физической культуры и спорта;
- определить проблемы современного правового регулирования физической культуры и спорта.
Нынешний уровень и социальная значимость физической культуры во всем мире очень высоки и многогранны. Физическая культура и спорт объединяют в своих рядах до 50 миллионов спортсменов-любителей и до 5 миллионов профессиональных спортсменов. Более тысячи видов спортивных упражнений культивируются во всех уголках нашего цивилизованного мира. Физическая культура и спортивная деятельность были источником не только разнообразных видов искусства, новых технологий, но и ряда научных дисциплин: спортивной медицины, спортивной психологии, спортивной экономики, спортивного менеджмента и маркетинга, спортивного дизайна, спортивной архитектуры.
Правовое регулирование рассматриваемой сферы находится в Республике Беларусь на достаточно высоком уровне, что позволяет говорить о возможности осуществления спортивной деятельности, а также приоритете данной сферы для государства.
Касательно проблем правового регулирования рассматриваемой сферы, можно сделать вывод о том, что осуществление лицензирования, а также внесение изменений и дополнений в законодательство Республики Беларусь о физической культуре и спорте сделают некоторые существенные корректировки правового регулирования интеллектуальной собственности в этой области, а также создаст возможность оспаривать авторские права на работы в этой области на новом специализированном уровне. Конечно, правовое регулирование в нашем законодательстве не может идти в ногу с мировыми тенденциями, но поскольку мы являемся государством, часто проводим международные спортивные мероприятия, а также государство, развивающееся в спортивной сфере, урегулирование этого вопроса является необходимостью для нас.
1. О физической культуре и спорте : Закон Респ. Беларусь, 18 июня 1993 г., № 2445- XІІ // Консультант Плюс : Беларусь. технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. О физической культуре и спорте : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2014 г., № 125-З // Консультант Плюс : Беларусь. технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2001. – 312 с.
4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982. – 399 с.
5. Олимпийская страна Беларусь / Сост. П.П. Рябухин. – Мн.: Междунар. центр интеграционной информации; Общественный пресс-центр Дома прессы, 2004. – 292 с.
6. Олимпийская хартия: Пер. с английского. – М.: «Советский спорт», 1996.
7. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры: Учеб. пособие. – Калининград: Калинингр. ун-т, 2000. – 186 с.
8. План семинарских занятий по курсу «История физической культуры и спорта» / Сост. В.В. Григорович. – Гродно: ГрГУ, 1998. – 18 с.
9. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт: Учеб. – Киев: Олимпийская литература, 1994, 1997. – Кн. I и II.
10. Починкин А.В. История физической культуры и спорта в вопросах и ответах с кратким комментарием автора: Учеб. пособие. – Малаховка, 2001. – 96 с.
11. Сазанович В.П., Кулинкович К.А., Филиппович B.C. Физическая культура и спорт Белоруссии: страницы летописи. – Мн., 1988. – 269 с.
12. Спортивная энциклопедия Беларуси / Редкол.: Ю.Л. Сиваков
(пред.) и др. – Мн.: БелЭн, 2005. – 504 с.: ил.
13. Столбов В.В., Финогенова А.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ФиС, 2001. – 423 с.
14. Физическая культура и спорт БССР: Справочник / Под общ. ред. К.А. Кулинковича и Я.Р. Вилькина. – Мн.: «Выш. шк.», 1979. – 149 с.
15. Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права // Вестник Москов. ун-та. Сер. 11 «Право». 2000, № 3. С. 36.
16. Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. С. 93.
17. Марченко М.Н. Закон в системе источников романо-германского права // Вестник Москов. ун-та. Сер. 11 «Право». 2000, № 3. С. 36.
18. Самощенко И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах социалистического государства // Правоведение. 1969. № 3. С. 21–22.
19. Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов. Дисс. ... д-ра юрид. наук; Шебанов А.Ф. Вопросы теории нормативных актов в советском праве. Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1964.
20. Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник МГУ, Сер. «Право». 1998. № 5.
21. Толстик В.А. Иерархия источников российского права. Н.-Новгород, 2002.
22. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журн. рос. права. 2004, № 2. С. 97–106.
23. Кашапов, Н.В. Регламентация интеллектуальных прав в сфере спорта : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.03 ; ГОУ ВПО «Рос. гос. ин-т интеллект. собственности» / Н.В. Кашапов. – М., 2010. – 25 с.
24. Каменкова, В.Ю. Вопросы интеллектуальной собственности в сфере спорте // Спортивное право в Республике Беларусь : сб. ст. / Белорус. республик. союз юристов. – Промышленно-торговое право. – 2011. – С. 161–170.
25. Алексеев, С.В. Спортивное право России : учебн. для студентов вузов / С.В. Алексеев ; под ред. проф. П.В. крашенинникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити-Дана, Закон и право. Сер. «Золотой фонд российских учебников». – 2013. – 695 с.
26. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // Консультант Плюс : Беларусь. технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.