Введение
Глава 1. Самоопределение подростков как психологическая проблема
1.1 Особенности развития личности в подростковом возрасте
1.2 Я-концепция подростка и проблема самоотношения
1.3 Влияние самоотношения на поведение подростка
2. Девиантное поведение в подростковом периоде
2.1 Виды девиантного поведения у подростков
2.2 Факторы девиантного поведения
2.3 Самоотношение как фактор девиантного поведения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Изучению особенностей подросткового возраста уделяли внимание Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э. Эриксон, Р. Бернс, И.С. Кон, А.П. Новгородцева и другие исследователи. В своих работах многие из них уделяли внимание самоотношению как центральному образованию психики подростка, оказывающее большое влияние на его поведение, а также дальнейшее развитие.
Проблема самоотношения у подростков является особенно актуальной в наше время. На основе выработанного отношения к себе, определения своих личностных качеств и особенностей, человек выстраивает свой уникальный способ взаимодействия с миром. От особенностей психологических аспектов самоотношения, будет зависеть степень удовлетворенности человека самим собой, его психологическое благополучие, а также уровень притязаний. С другой стороны, при наличии негативного содержания его я-концепции, будет существовать риск компенсации негативного отношения к себе посредством проявления различных асоциальных поступков. Подросток не осознающий ценности своей личности может также неуважительно относиться к другим людям, к своему окружению, к членам семьи и образовательных коллективов. Негативное самоотношение может препятствовать гармоничному развитию личности человека, раскрытию его потенциала, а также стать причиной различных форм девиантного поведения. Данный факт подчеркивает особую важность необходимости развития у подростков положительной Я-концепции основанной на чувстве самоуважения и самопринятия.
Цель работы: изучить особенности самоотношения в подростковом возрасте
Задачи:
1) изучить особенности развития личности в подростковом возрасте
2) дать определение понятиям «Я-концепция» и самоотношение
3) теоретически описать факторы и виды девиантного поведение
4) выявить связь между самоотношении подростка и его поведении
В качестве объекта работы можно выделить психологические аспекты самоотношения подростков.
Предметом работы являются психологические особенности взаимосвязи самоотношения и поведения подростка
Практическая значимость работы заключается в том, что подробное изучение данного вопроса может позволить нам выявить необходимые направления для развития методов коррекции самоотношения у подростков, а также поставить важные вопросы для дальнейшего изучения данной темы.
1. Самоопределение подростков как психологическая проблема
1.1 Особенности развития личности в подростковом возрасте
Рассматривая личность человека как особое, системное качество, которое развивается и изменяется в течении всей жизни, нельзя не отметить особую важность подросткового периода в данном процессе. Существует разные точки зрения на периодизацию подросткового возраста. В основном, этот возраст рассматривается в границах от 10 до 17 лет (Фельдштейн Д.И), от 12 до 18 лет (Квинн В.), а также от 12 до 19 лет по мнению Эриксона. Подростковый период характеризуется кризисом, который выражается в наличии противоречий между новыми потребностями и пока еще не усвоенными способами их удовлетворения, между требованиями и обязанностями со стороны общества, и личными желаниями, и потребностями. Резкие изменения затрагивают не только психику, но и вызывают интенсивное физиологическое и физическое развитие.
Социальная ситуация развития характеризуется необходимостью эмансипироваться от взрослых. Говоря другими словами, подросток старается избавиться от повышенный опеки, а также контроля со стороны взрослых. Этот процесс связан с актуализацией потребности в самостоятельности и самоутверждения. Эмансипация может провялятся в нежелании соответствовать общепринятым нормам, правилам поведения а также негативном отношении к нравственным идеалом предыдущих поколений [1]. Кроме того, важной целью становиться необходимость обрести социальную идентичность в значимой для себя группе. Подросткам свойственно желание к сплочению, объединению со сверстниками в группы по общим интересам и мировоззрению, что в некоторой степени способствует развитию навыков социального взаимодействия. В общем, подросток находиться в определенном промежуточном состоянии между детством и взрослостью.
Одним из главных новообразований личности подростка является возникновение самосознания, которое по мнению Выготского заключается в образовании особой динамической системы представлений человека о самом себе, осознание своих внутренних качеств, а также способность эти качества оценить в соответствии с некими общественными эталонами [2]. Схожую особенность подросткового периода выделяет и Э. Эриксон, который утверждает, что в психике подростка начинает формироваться так называемая эго-идентичность.
Кроме того, кардинальные изменения происходят и в мотивационной сфере: главными становятся мотивы связанные с формированием мировоззрения, планированием своей будущей жизни, образованием потребности в актуализации и самореализации. Формируется более
2. Девиантное поведение в подростковом возрасте
2.1 Виды девиантного поведения у подростков
Для определения отклоняющегося поведения обычно используются такие термины как «делинквентность» и «девиантность». Делинквентность можно определить как «мелкие, уголовно не наказуемые правонарушения подростков с патохарактерологическими реакциями и развитиями. В качестве основных причин делинквентности рассматриваются индивидуальная патология поведения и/или патогенные семейные паттерны.»[21]. Девиантность мы будем определять как: «термин, обозначающий поведение, отклоняющееся от социально приемлемых стандартов и ролевых ожиданий. Его можно описать как нарушение социальных норм и правил.» [22]
Девиантное поведение можно определить по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют общественным нормам. Отклоняющееся поведение вызывает негативную оценку у окружающих. К основным признакам девиантного поведения мы можем отнести социальную дезадаптацию, противоправное и аморальное поведение, у подростков это чаще всего выражается в систематических прогулах, воровстве, использовании ненормативной лексики, курении, повышенному половому влечению, проявлению физического и психологического насилия. Кроме того, девиантное поведение может развивать инфантильность, а также неспособность правильно оценивать свое поведение и отвечать за него.
В зависимости от влияния девиантного поведения на окружающих или на личность самого девианта, можно выделить два типа [19]:
1) конструктивные девиации- это отклоняющееся от норм поведение, которое носит положительный, созидательный характер.
2) деструктивные девиации- поведение преступного характера с разрушительным началом, которые в свою очередь можно поделить еще на два типа:
-отклонения, приводящие к саморазрушению самой личности, т.е. когда человек направляет свои усилия не на собственное развитие и созидание, а на разрушение своей личности.
-субъект наносит материальный и физический ущерб окружающим людям, а также отрицает общечеловеческие ценности.
К другим видам девиантного поведения мы можем отнести [20]:
1) Гиперкинетическое расстройство- импульсивность, трудности при необходимости довести дело до конца, безрассудность, неосознанность. Кроме того, данное расстройство характеризуется заниженной самооценкой и отсутствием четкой психологической дистанции со взрослыми.
Заключение
Подводя итоги, мы можем сказать, что несомненно между личным самоотношением подростка и его поведением есть прямая связь. То каким будет наше представление о себе, будет непосредственно влиять на то каким образом мы будем взаимодействовать с окружающим миром. При наличии адекватной дифференцированной самооценки, а также положительного отношения к себе основанного на чувстве уверенности и самоценности, мы можем предположить, что отношение к другим людям будет также положительным. Подобное самоотношение будет исключать возможность развития повышенного уровня тревожности по поводу оценивания своей личности, повышенной значимости оценок со стороны, развития высокого уровня агрессии который будет являться одним из способов вымещения негативных эмоций и т.д. Личность которая понимает свою ценность, знает свои сильные и слабые стороны, и использует эти знания не для болезненной рефлексии и зацикливании на негативных переживаниях, с большей вероятностью будет стремиться к гармоничному развитию и раскрытию собственного потенциала.
В случае же негативного самоотношения может возникнуть ряд психологических проблем, способных проявляться как во внешнем, так и во внутреннем плане. К подобным проблемам мы можем отнести девиантное поведение, низкую самооценку, повышенный уровень тревожности и агрессивности и т.д.
Нельзя отрицать что наше самоотношение, в большей степени, является отражением того социокультурного опыта, в которым мы развиваемся. Семья, культура, сферы образования, среда общения, все это дополняет и видоизменяет содержание наших представлений о себе. Однако нельзя утверждать, что во всех случаях влияние подобных факторов является положительным. Если содержание самоотношение подростка имеет негативный оттенок, это не значит его жизнь будет определенный негативный вектор развития. При должном уровне развития способности анализировать свой жизненный опыт, появляется возможность более осознанно реконструировать свое собственное отношение к себе. Наличие развитых рефлексивных способностей содействует тому, что человек способен опосредовать и выражать свой жизненный опыт прежде всего с помощью языка, что в свою очередь невозможно без должного уровня развития познавательной сферы. Чем более точно человек способен выражать и опосредовать свой опыт, тем больше у него возможностей для познания себя и как следствие преобразования своих личностных качеств.
Данные выводы подчеркивают важность развития способов коррекции самоотношения у подростков. Важно развивать в подрастающем поколении тягу к самопознанию и самосовершенствованию, развивать культуру
1) Боброва, В. Г. Общая характеристика развития личности подростка / В. Г. Боброва, М. Вахрушев. – Ростов на Дону : , 1966. – 237 c.
2) Выготский, Л. С. . Собр. соч.: В 6 т / Л. С. Выготский. – М. : , 1984. – 6-37 c.
3) Выготский Л. С. Педология подростка // Собр.соч.: В 6 т. - М, 1984. - Т. 4. - С. 6-37.
4) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4. 6с.
5) Д., Эльконин. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Эльконин. . Д.. и др. – М. : Просвещение, 1967. – 360 c.
6) Куликов Д. К. Эгоцентризм: критические исследования феномена (обзор статей специального выпуска журнала New Ideas in Psychology. Vol. 29, Issue 3, December 2011) // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 3. С. 5-13.
7) Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия/ Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - 333-393 с.
8) Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
9) Феномен я концепции подростка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-ya-kontseptsiya-podrostka, свободный. – Загл. с экрана.
10) Бёрнс, Р. Я-концепция и воспитание / Р. Бёрнс. – М. : , 1989. – 169 c.
11) Державина, Ю. Психологический анализ «я-концепции» девиантных подростков [Текст] / Ю. Державина // Студенческая наука и XXI век. - 2011. - № 8. - С. 229-233
12) Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
13) И.Т., Касавин. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Касавин. И.Т.. – М. : «Канон+», 2009. – 389 c.
14) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.