ВВЕДЕНИЕ
Проблема общения является одной из самых актуальных проблем современной социальной психологии. Именно в общении происходит обмен информацией, эмоциональный обмен, социализация. Особенно важно общение для детей младшего школьного возраста. Общение является сложной и многогранной по своей природе деятельностью, благодаря общению человек живет в социуме, общение – это залог успешной адаптации человека к окружающей социальной действительности.С поступлением ребенка в школу, у него начинается период активного общения, установления коммуникативных связей, адаптации и социализации. В данный период ребенок переходит на новый уровень отношений с окружающими людьми и окружающим его миром [4].
В отечественной психологии общение рассматривается как одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми (Лисина М.И., Мухина В.С., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Рузская А.Г., Эльконин Д.Б., Смирнова Е.О.) [9;10;23;25;28;30;39;42;51].
В младшем школьном возрасте для ребенка особую роль играет общение со сверстниками, в процессе которого он усваивает новый опыт, формирует навыки межличностного общения, усваивает новые способы поведения. Однако не менее важную роль в данном возрастном периоде играет общение со взрослыми – родителями, учителями, родственниками и просто окружающими его людьми. Для развития детей младшего школьного возраста необходимо непосредственное общение со взрослыми, а так как большую часть своего времени в данном возрасте ребенок проводит в рамках образовательного процесса, то основным источником общения для него являются педагоги [22].
Общение с учителем в младшем школьном возрасте, как правило, организует всю учебную и внеучебную деятельность детей в школе. В основе такого общения лежат такие мотивы, как деловой (в котором реализуются формальные права и
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общение как социально-психологический феномен
Проблема общения является одной из самых актуальных проблем современной социальной психологии. Именно в общении происходит обмен информацией, эмоциональный обмен, социализация. Каждый человек живет, учится и работает среди людей. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата [15].
“Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” (Крылов А.А., 2005)[35].
Общение – это одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате общения и взаимодействия с другими людьми [41]. Формы и виды общения очень разнообразны. Оно может быть опосредованным и непосредственным, дружеским и включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности: субъект – объектным или субъект – субъектным [35].
Наиболее часто в классификациях выделяют три стороны общения:
- коммуникативную;
- интерактивную;
- перцептивную.
Существуют и другие подходы к структуре общения, так Б. Д. Парыгин предлагает более подробную структуру общения, которая представлена следующими компонентами:
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить психологические особенности общения младших школьников со взрослыми в процессе учебной деятельности.
Задачи данного исследования:
1. выявить особенности общения со взрослыми у младших школьников в процессе учебной деятельности
2. проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Метод исследования: анкетирование.
Описание выборки: в исследовании принимали участие 50 детей младшего школьного возраста, обучающиеся в 1-4 классах. Возраст детей 6-10 лет, 25 мальчиков и 25 девочек.
Для изучения особенностей развития общения с взрослыми была использована методика Е.Е. Кравцовой “Да и нет, не говори” [20]. Цель данной методики: изучение произвольности общения ребенка со взрослым.
Инструкция: ребенку предлагают поиграть в новую игру. Ему говорят: «Я буду задавать тебе различные вопросы, а ты будешь на них отвечать. Только запомни – тебе нельзя говорить «Нет», «Да». Например, нельзя говорить – «не бывает», «не хочу», «не знаю». Запомнил? «Так, какие слова тебе нельзя говорить?». Если ребенок затрудняется при воспроизведении «запрещенных слов», то необходимо снова повторить инструкцию.
Далее ребенку задается 25 вопросов, ответы на них взрослый никак не должен оценивать. Он также не должен выражать свое отношение к ответам.
Вопросы ребенку нужно задавать в достаточно быстром темпе. Когда он долго молчит, нужно напомнить ему вопрос и попросить побыстрее ответить. Иногда, если вопрос вызывает у ребенка затруднения, допускается переход к следующему вопросу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует большое количество подходов к пониманию общения как социально-психологической категории. Наиболее подробно данная проблема рассмотрена в трудах отечественных исследователей-психологов. Так, согласно Я.Л.Коломинскому, общение – поведение, которое мы можем наблюдать внешне, и в котором актуализируются отношения между людьми.
В структуре общения обычно выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны, однако существуют подходы, в которых структура общения рассматривается более подробно. Общение по своей сути является общественным процессом, которое сопровождает общественную деятельность, способствует адаптации и социализации, является детерминантной развития человека.
В младшем школьным возрастом решающим фактором развития и социализации ребенка является общение со взрослыми и сверстниками. Важным моментом развития и формирования новых качеств является отношение взрослых к ребенку как к личности.
С поступлением в школу ребенок обретает новые качественные изменения, изменяется характер его поведения и общения, в частности. А одним из показателей готовности к младшей школе у ребенка является произвольность в общении.
В процессе обучения в младшей школе у ребенка складывается система межличностных взаимодействий с коллективом и учителем. Именно потребность в общении свидетельствует о психологической готовности ребенка к познавательно активности.
Уровень общения ребенка со взрослым проявляется в произвольности общения младшего школьника. Мы провели исследование произвольности общения с помощью методики Е.Е. Кравцовой. В итоге были получены следующие результаты: среди детей младшего школьного возраста преобладает высокий уровень произвольности в общении со взрослым.
Такие дети нашли разные способы ответа на вопрос – ими были использованы какие-либо слова в ответе, например «конечно», или они давали
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В.В. Абраменкова. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 416 с.
2. Айзман, Р.И., Жарова, Г.Н. Подготовка ребенка к школе/ Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова. – Томск: Пеленг, 2004. – 200 с.
3. Актуальные проблемы психопедагогики начального образования/ Под ред. Бережковской Е.Л., Кравцовой Е.Е., Корепановой К.М. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
4. Бодалев, А.А. Психология личности/ А. А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 188 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968. – 296 с.
6. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником?/ Л. Венгер //Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С. 28-36.
7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В.Гамезо, М.В.Матюхиной, Т.С.Михальчик. – М.: Педагогика, 1984. – 216 с.
8. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А.В. –М.: Владос, 2007. – 230 с.
9. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология. В 2-х частях. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
10. Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт-К., 2008. – 556 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Т.4. Детская психология. / Л.С. Выготский. Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
12. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Орлова, Л.М. Старший дошкольник, младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Наука, 1989. – 251 с.
13. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ Л. Я. Гозман. – М.: Наука,1987. – 230 с.
14. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
15. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению/ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 267 с.
16. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.
17. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личностных взаимоотношений/Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная Асвета, 1976. – 190 с.
18. Кравцов, Г.Г. Психологические проблемы начального образования/ Г.Г. Кравцов. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 2004. – 133 с.
19. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е. Е, Кравцова. – М.: Педагогика,1991. – 152 с.
20. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника/ Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
21. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.
22. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей/ И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ "Сфера", 1999. – 192 с.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 210 с.
24. Лисина, М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Наука, 1980. – 320 с.
25. Лисина, М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни/ М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1998. – №5. – С. 37-46.
26. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. –144 с.
27. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – 144 с.
28. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. О.Е.Смирновой. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240 с.
29. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ В.С. Мухина. Под ред. Л. А. Венгера. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. –272 с.
30. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе/ В. С. Мухина. – М.: Владос, 2005. – 321 с.
31. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие: В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.
32. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет/ Н.И. Непомнящая. – М.: Педагогика, 1992. – 160 с.
33. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология: учебное пособие / Л.Ф.Обухова. – Изд. 3-е. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
34. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалеваи Р.Л. Кричевского. – М.: Сфера, 1987. – 284 с.
35. Психология: Учебник/ Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2005. – 345 с.
36. Психология развития: Учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2001. – 344 с.
37. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
38. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 212 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 679 с.
40. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
41. Смирнов, Е.Ю. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе/ Е.Ю. Смирнов // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С. 18-27.
42. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной/ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 33-41.
43. Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова. М.: Владос, 2003. – 123 с.
44. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе/ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С. 28-38.
45. Урунтаева, Г.Н. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Г. Н. Урунгаева. – М: Просвещение,1994. – 144с.
46. Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. Семенюк Н.Б. – М.: Институт практической психолгии, 2001. – 211 с.
47. Хрестоматия по возрастной психологии. /Под ред. Фельдштейна Д.И. –М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
48. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности/ Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 3-13.
49. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?/ Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 1998. – №5. – С. 68-82.
50. Чеховских, М.И. Психология: Учебное пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет/Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. –348 с.