ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
3 РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие следователя с участниками уголовного процесса: подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, потерпевшими, адвокатами, прокурорами, экспертами, переводчиками подчиняется общим законам общения как сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого необходимостью совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией (коммуникативный аспект) и регулирование поведения партнеров применительно к ситуации общения (интерактивный аспект).
Следовательно, контакт – необходимое, но недостаточное основание для общения. Формой проявления и осуществления общения является отношение. Механизмами изменения взаимоотношений, достижения взаимопонимания является идентификация, эмпатия, рефлексия и стереотипизация.
Дефицит диалогичности общения связан с нарастающим приоритетом информационно-коммуникативной и регулятивной функций общения над аффективно-коммуникативной функцией, связанной с эмоциональной сферой человека.
Н. И. Чуприкова в своей статье отметила, что Эдвард Ли Торндайк ввел понятие «социальный интеллект», обозначив им способность понимать других и адекватно вести себя по отношению к ним. Основными его составляющими автор видела: а) умение ориентироваться в ситуации общения, поведения других людей; б) владение языком «невербальной коммуникации» – чтение сигналов поз, жестов, мимики, интонации собеседника, фиксации не информации говорящего, а умение отличать значение сказанного от его смысла; в) умение определять эмоциональное состояние собеседника; г) оптимизм, позитивное настроение, чувство юмора; д) способность к установлению взаимовыгодных отношений для реализации целей общения; е) эмоциональная стабильность, фрустрационная толерантность, умение справляться с агрессией.
1 ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
С учетом повсеместно встречающихся в практике работы следователей недостатков, когда допрошенные граждане, нейтрально или благожелательно относившиеся к органам правопорядка, меняли свое мнение на негативное, представляется целесообразным акцентировать внимание на эмоциональной компетентности следователя, как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Истории известны факты, когда Наполеон, подозревая в заговоре Толейрана, обрушился на него с площадной бранью и солдатскими выражениями, тот спокойно выслушал и, выйдя из кабинета, произнес: «Как жаль, что такой великий человек так плохо воспитан». В другом случае тот же Наполеон подчеркнул: «Надо больше хладнокровия – тогда в словах появится больше достоинства, и прозвучат они куда сильнее» [9].
В контексте эмоциональной компетентности считаем уместным напомнить об эмотивном поведении, когда переживаемые человеком эмоции заглушают рациональное мышление, и он, воспринимая добрые поступки партнера, не может освободиться от эмоционально окрашенного отношения к ним. Отсюда возникает чрезмерная психологическая защита, эмоциональное застревание, эксклюзивность (склонность к бурным аффективным реакциям) [1, c. 162].
Указанное выше дает возможность кратко изложить основные составляющие техники общения следователя в рамках коммуникативной стороны его профессиональной деятельности.
1. Контроль дистанции, или личное пространство, защищаемое от «чужаков» (очерченное вокруг себя ненапряженной рукой расстояние равное примерно 75 см).
2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Требования предъявляемые к современному следователю, предполагают систематический учет того факта, что общение является психологически насыщенным видом деятельности в котором необходимо адекватное восприятие и понимание человека.
Исследованиями психологов установлено, что в комплексе детерминант эффективной профессиональной деятельности следователя выступает коммуникативная компетентность специалиста. Это составляющая профессиональной компетентности субъекта деятельности является основой взаимодействия с допрашиваемым, обозначая результативность профессиональной деятельности в целом [3; 4].
Действительно, на современном этапе одной из важнейших проблем акмеологии является изучение механизмов достижения вершин профессионализма субъектом деятельности, которое, невозможно без высокого уровня развития профессионального общения специалиста. Поэтому и существует необходимость в разработке новых подходов к системе профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в сфере следственной деятельности, а также активного внедрения различных психологических технологий в их профессиональную деятельность.
Особенностям процесса общения посвящено много научных трудов, однако эта тема до сих пор оставляет за собой широкий простор для дальнейших исследований в этой области психологии. Поэтому, исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цели, задачи, обоснованы объект и предмет исследования [3; 4].
3 РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Под понятием «психологическая готовность сотрудников органов внутренних дел» следует понимать обобщенность таких особенностей личности, как психологическая устойчивость, развитие волевых качеств, владение собой в сложных и опасных ситуациях, решительность и смелость в своих действиях, способность оказания психологического воздействия на разные категории людей, быстрота реакции, умение ориентироваться в ситуациях различного рода и т.д. Эти качества присущи не каждой личности и не всегда [1]. Вырабатывание подобных качеств и их организация – очень трудоемкий и важный процесс. Но это одно из необходимых условий профессиональной составляющей сотрудников полиции. Отсутствие или не совсем достаточное развитие подобных качеств сотрудника органов внутренних дел может препятствовать осуществлению им своих непосредственных должностных обязанностей, что может привести к множеству ошибок в служебной деятельности, приводящих впоследствии к деформации личности. Исходя из вышеописанного, большой смысл имеет профессиональная и психологическая готовность сотрудника полиции, а также развитие личности [3, с. 185].
Служебная деятельность требует развития особых личностных качеств у сотрудников полиции, таких как эмоционально-волевая устойчивость, формирование психологической стойкости при воздействии стрессовых факторов в экстремальных условиях несения службы.
Несмотря на высокий профессионализм сотрудников правоохранительных органов, имеется ряд проблемных вопросов [4]. Один из них – психологическая готовность в применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в экстремальных условиях несения службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует целый ряд профессий, успешность которых в немаловажной степени зависит от знания и учета психологических аспектов общения. Высокий профессионализм человеческой деятельности предполагает наличие высокой технологичности, поэтому профессиональная сфера также не может оставаться без выработки наиболее эффективных технологий, обеспечивающих нужный результат за счет вложения наименьших интеллектуальных и материальных затрат.
В условиях важных социальных перемен, повлекших за собой стремительное изменение психологии людей, становится очевидным, что для обеспечения эффективной работы сотрудника полиции, в которой ведущую роль играет процесс общения с гражданами, уже недостаточно общих, обыденных представлений о психологии человека, опоры только на свой жизненный опыт или здравый смысл.
Современные разработки в области психологических технологий особенно важны и востребованы в профессиональной деятельности сферы «человек-человек», к которой и относится деятельность следователей. Деятельность следователя в процессе решения профессиональных задач определенного характера предусматривает, прежде всего, взаимодействие с различными категориями людей. Безусловно, следственная деятельность невозможна без общения следователя с людьми, представителями широкой по своему диапазону социальной среды. Она является многоплановым процессом установления и развития контактов с людьми, содержанием этой совместной деятельности является познание, обмен информацией и влияние на участников коммуникации для достижения поставленной цели.
Общение в досудебном следствии допустимо рассматривать как элемент (сторону) следственной деятельности, содержанием которой является организация и тактика взаимодействия следователя с участниками процесса на основе правоотношений, которые складываются в рамках уголовного судопроизводства.
1. Храмцов Е.Б. Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки студентов будущих юристов / Е.Б. Храмцов // Вестник СамГУ. – Самара. – 2010. № 1(75). – С. 197.
2. Терентьева В.А., Масалитина И.В. Возрастные особенности личности несовершеннолетних как основание освобождения от уголовного наказания / В.А. Терентьева, И.В. Масалитина // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. - № 4(64). Т. 2. С. 249-252.
3. Масленникова В.Ш. Психологопедагогическая модель социально-ориентированной личности студента / В.Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. – 2005. № 3. – С. 10-18.
4. Мухаметзянова Ф.Ш. Профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов среди молодежи в профессиональной образовательной организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов Республики Татарстан: Материалы I научно-практической конференции 27 марта 2015 г.: в 2-х ч.; сост. А.Р. Камалеева. – Казань: Издательство «Данис», 2015. – 1 ч. – С. 5-11.
5. Андрианов А.С. О профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Евразийское научное объединение. 2016. № 4 (16). С. 126-128.
6. Андрианов А.С. Особенности развития профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 50-3. С. 3-9.
7. Киреева З.А. Методика психологического исследования: учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014.
8. Крайник В.Л., Андрианов А.С. Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 144-146.
9. Немов Р.С. Общая психология: учебник для магистров // Познавательные процессы и психические состояния в экстремальных ситуациях. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2015. Т. 1. 576 с.
10. Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с.
11. Афанасьева А. А., Никонович С. Л. Психологические особенности личности следователя // Право, экономика и общество в современной России: материалы первой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Липецк: Институт права и экономики, 2003. С. 48-49.
12. Бочкарев М. В. Научные и тактические основы использования знаний о нервной системе при допросе подозреваемого и обвиняемого: дисс. … к.ю.н. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2006. 183 с.
13. Букаев Н. М. Теоретические проблемы первоначального этапа расследования преступлений против собственности: дисс. д.ю.н. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2001. 377 с.
14. Васильев А. Н. Тактика отдельных следственных действий. М.: Юридическая литература, 1981. 112 с.
15. Зорин Г. А. Руководство по тактике допроса: учебно-практическое пособие. М.: Юрлитинформ, 2001. 340 с.
16. Козлов Ю. А., Фокин В. А., Семенов С. М., Чубик П. С., Дульзон А. А. О фамильной преемственности профессии (на примере студентов Томского политехнического университета): материалы исследования по гранту РГНФ. Томск: Томский государственный университет, 2002. 115 с.
17. Малютин М. П. Тактические приемы, их допустимость и использование для достижения тактических целей допроса: дисс. … к.ю.н. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2001. 194 с.
18. Черевко И. М., Никонович С. Л., Бекетов В. А. Психологическая составляющая процедуры допроса // Аграрное и земельное право. 2016. № 5. С. 58-62.
19. Черевко И. М., Никонович С. Л., Бекетов В. А. Психологические основы тактики взаимодействия следователя с допрашиваемым лицом // Право и государство: теория и практика. 2016. № 6. С. 67-70.
20. Чуприкова Н. И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 120-123.