ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ
1.1 Психологические характеристики понятий «влюблённость» и «любовь» (сходства и различия)
1.2 Теории любви
1.3 Типологии любви
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
2. РАССМОТРЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЛЮБОВЬ» В РАМКАХ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА..
2.1 Сущность любви с позиций О. Кернберга
2.2 Любовь в воззрениях П. Куттера
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема любви прослеживается различными авторами с древних времен до наших дней. Написано огромное количество популярных книг и научных трудов, но феномен любви, его психологическая сущность является одной из непознанных сфер жизнедеятельности человека. Сложно дать конкретное, единое определение данному понятию, не спутав с другими: влюбленность, страсть, эмоциональная привязанность, любовная зависимость и др. Если, как писал Э. Фромм, «любовь это единственный здравый и удовлетворительный ответ на проблему», то что же такое любовь?
Любовь – это сложное многоаспектное явление, имеющее разные формы проявления. При этом она относится к тем феноменам, которые ещё мало изучены наукой. В отечественной академической психологии феномену любви до недавнего времени уделялось лишь незначительное внимание, большинство исследователей занимали позицию агностицизма в отношении данного психологического явления. В то же время любовь является неотъемлемой частью нашей жизни. Она служит основой построения внутреннего мира человека и его духовного развития. Потребность любить и быть любимым носит витальный характер (С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, А. Маслоу).
Любовь может быть абсолютно разной: любовь к родителям, к брату, к друзьям, к своей работе, к животным. Влюблённость может относиться только к объекту, на который направлены романтические чувства человека.
В психологическом словаре любовь определяется как:
1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.);
2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.
Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них (Э. Фромм). Любовь в своей активной и пассивной формах, когда в первом случае любят, а во втором – позволяют себя любить, а
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ
1.1 Психологические характеристики понятий «влюблённость» и «любовь» (сходства и различия)
На сегодняшний день не существует единого определения понятия «любовь». Психологический словарь определяет любовь как интенсивное, напряженное и устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными нуждами, которое проявляется в общественно создаваемом стремлении быть полностью представленным своими чертами личности в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы у него появилась нужда в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости [8, с. 127].
В психологии определение любви дается в контексте социального существования индивида – она связывается не только и не столько с потребностями организма, но и с личностно значимыми чувствами, эмоционально-ценностными отношениями человека [6, с. 204].
А.В. Петровский рассматривает любовь в двух значениях: в широком и узком смысле. В широком смысле любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Такова любовь к Родине, любовь к матери, к детям, к музыке, к животным, автомобилям и т.д. В узком смысле любовь – интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого так, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости [15, с. 91].
Зарубежные психологи Педерсон и Шумейкер понимают любовь как сложное явление, в которое входят: совместимость – активность, осуществляемая только с романтическим партнером; выражение – вербальное и невербальное выражение (проявление) склонности и привязанности; намерение и коммуникация – осознание проблем партнера по любви и способность обсуждать и решать эти проблемы; романтичность – наличие идеализированных установок по отношению к любовным взаимоотношениям, подчеркивающих волнение в присутствии любимого человека; сензитивность и спонтанность – готовность отвечать на желания партнера [2, с. 275].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Любовь – это психическое свойство конкретного человека, основанное на эмоционально-устойчивом отношении к объекту любви; это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Основными характеристиками любви является длительность, потребность в соединении с объектом любви. В отличие от любви, влюбленность представляет собой непродолжительное эмоциональное состояние аффективного характера, которое делает субъект зависимым от объекта своего отношения. В основе влюбленности лежит половое желание. Основными характеристиками влюбленности являются: идеализация объекта влюбленности, затуманивание (сужение) сознания, влюбленная зависимость, прохождение зависимости.
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЛЮБОВЬ» В РАМКАХ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
2.1 Сущность любви с позиций О. Кернберга
Понятие любви в О. Кернгберг анализирует в своей работе «Отношения любви: норма и патология». В представлениях психоаналитика любовь и секс тесно связаны между собой.
Согласно О. Кернгбергу, способность влюбляться является основным элементом взаимоотношений пары. В эту способность входит способность соединять идеализацию с эротическим желанием и потенциал для развития глубоких объектных отношений. Мужчина и женщина, которые видят в друг друге привлекательные и желанные объекты, ощущают способность установить полноценные сексуальные отношения, характеризующиеся эмоциональной близостью и чувством реализации их идеалов близости с любимым человеком, проявляют свою способность к бессознательной связи эротизма с нежностью, сексуальности с Эго-идеалом. Романтический миф о двух любящих сердцах, которые нашли друг друга во враждебной толпе, отражает бессознательную реальность обоих партнеров [17, с. 124].
О. Кернгберг определяет состояние влюбленности как процесс скорби, связанный с взрослением, самостоятельностью, и переживанием прощания с детством. В ходе сепарации имеет место подтверждение хороших отношений с интернализованными объектами прошлого, по мере того как человек обретает уверенность в возможности давать и получать любовь и одновременно испытывать сексуальное удовлетворение – при постепенном усилении и того и другого – в противоположность детскому конфликту между любовью и сексом [17, с. 125].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенный теоретический анализ литературы феномена любви в рамках психоаналитического подхода позволяет сделать следующие выводы:
1. С позиций О. Кернберга, зрелая сексуальная любовь – это сложная эмоциональная реакция, включающая в себя сексуальное возбуждение, переходящее в эротическое желание, по отношению к другому человеку; нежность; идентификацию с другим, зрелую форму идеализации с обязательствами по отношению к партнеру, элемент страсти в сексуальных отношениях, объектных отношениях и роли Супер-Эго пары. Любви предшествует влюбленность, что является основным элементом взаимоотношений пары. В зрелой любви, в отличие от преходящей подростковой влюбленности, существует лимитированная проекция смягченного Я-идеала на идеализируемый объект любви с одновременным усилением нарциссического (Я) компонента от сексуального удовлетворения, которое дает любимый объект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей работе раскрыто понятие «любовь» и «влюблённость». Любовь – это психическое свойство конкретного человека, основанное на эмоционально-устойчивом отношении к объекту любви; это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Влюбленность – это чувство, в основе которого лежит страстное влечение к объекту влюбленности. В современной психологии существуют различные теории любви. В гуманистической психологии любовь – это глубинные отношения, наполненные доверием к себе и к другому, которые дают возможность обоим партнерам проявить себя наиболее полно, способствуют личностному развитию каждого. В теории любви Дж. Стернберга любовь представляет собой совокупность интимного компонента, компонента страсти, компонента решения / обязательства. Согласно Э. Фромму, представляет собой единство с кем-то или чем-то вне себя самого при условии сохранения отдаленности и целостности собственного. В теории любви В.И. Мустейна, любовь проходит через такие стадии как страстная любовь, романтическая и супружеская любовь.
Основными характеристиками любви является длительность, потребность в соединении с объектом любви. В отличие от любви, влюбленность представляет собой непродолжительное эмоциональное состояние аффективного характера, которое делает субъект зависимым от объекта своего отношения. В основе влюбленности лежит половое желание. Основными характеристиками влюбленности являются: идеализация объекта влюбленности, затуманивание (сужение) сознания, влюбленная зависимость, прохождение зависимости. Любовь – это глубинные отношения, наполненные доверием к себе и к другому, которые дают возможность обоим партнерам проявить себя наиболее полно, способствуют личностному развитию каждого. Любовь проходит через такие стадии как страстная любовь, романтическая и супружеская любовь.
Рассмотрены типологии любви. В зависимости от объекта любви Э. Фромм и К. Изард выделяют: родительскую, материнскую и отцовскую любовь, сиблинговую любовь, христианскую любовь, религиозную любовь, а также любовь к себе. Особое внимание уделяется эротической или сексуальной любви – любви между мужчиной и женщиной. По мнению Дж. Стернберга в зависимости от наличия компонентов любви интимности, страсти и ответственности, любовь между мужчиной и женщиной может быть страстной, партнерской, совершенной. На Западе традиционно выделяют четыре типа
1. Букай, X. Любить с открытыми глазами / X. Букай, С. Салинас. – СПб.: ACT, 2013. – 512 с.
2. Век, В.В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования. Монография / В.В. Век. – Пермь: Издат. дом «Типография купца Тарасова», 2010. – 332 с.
3. Екимчик, О.А. Психологические аспекты любви у взрослых людей / О.А. Еимчик // Вестник КГУ. – 2009. – Т. 15. – С. 176-180.
4. Изард, К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
5. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
6. Кагарманов, Д.И. О различии любви, влюбленности и любовной зависимости / Д.И. Кагарманов // Инновационная наука. – 2016. – № 5. – С. 203-206.
7. Кернберг, О. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ. М.Н. Георгиевой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 256 с.
8. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
9. Куттер, П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / Перевод с нем. С. С. Папкова. – СПб.: Б.С.К., 1998. – 115 с.
10. Ли, С.М. Любовь как социальный феномен / С.М. Ли // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2010. – № 31. – С. 61-64.
11. Майерс, Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ. / Д. Майерс. – М.: Олма-Пресс,2004. – 510 с.
12. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 432 с.
13. Минигалиева, М.Р. Зрелые межличностные отношения: условия развития / М.Р. Минигалиева, Н. Ничипоренко // Прикладная психология и психоанализ.. – 2001. – № 2. – С. 57-66.
14. Омарбекова, С.В. Любовь как экзистенциал человеческого бытия / С.В. Омарбекова // Известия Дагестанского пед. ун-та. – 2012. – № 1. – С. 41-45.
15. Петровский, А. В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2002. – 501 с. -
16. Рюриков, Ю.Б. Типология любви // Психология и психоанализ любви / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002.
17. Слепкова, В.И. Психология семьи / В.И. Слепкова, А.А. Костюкович. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 345 с.
18. Фишер, Х. Почему мы любим: природа и химия романтической любви / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2003. – 312 с.
19. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. – М.: ACT, 2001. – 224 с.
20. Шнейдер, Л. Основы семейной психологии / Л. Шнейдер. – Воронеж: МОДЭК, 2010. – 928 с.