Введение
Глава 1 Исторический аспект развития понятия «аборт»
Глава 2 Причины и проблемы искусственного прерывания беременности
2.1 Причинная обусловленность аборта
2.2 Негативное влияние абортов на репродуктивное здоровье женщин
2.3 Морально-этические и социальные проблемы искусственного прерывания беременности
Глава 3 Искусственное прерывание беременности как социальная проблема
3.1 Законодательная база Республики Беларусь по регулированию вопросов репродуктивного здоровья женщин
3.2 Мероприятия по профилактике и борьбе с искусственным прерыванием беременности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственным прерыванием беременности. Современная демографическая ситуация в Республике Беларусь и прогнозируемая тенденция снижения рождаемости на ближайшее будущее ставит проблему абортов на повестку дня, так как нынешняя возможность прерывания беременности неограниченное количество раз наносит значимый ущерб демографической ситуации в нашей стране. По данным Национального статистического комитета в 2016 году в Беларуси число родов составило 116 935, а число абортов - 27 467, то есть 24,5 аборта на 100 родившихся живыми [17, c.14]. Статистика показывает снижение количества прерываний беременности, но данная проблематика остается актуальной для нашей страны, в связи с тем, что естественная убыль населения в 2017 году составила 16 800 человек [20]. Таким образом, негативная демографическая тенденция, которой в определенной степени способствуют доступность прерывания беременности без медицинских показаний, приводит к снижению потенциально возможных трудовых ресурсов, отрицательно сказывается на экономике.
История философского анализа проблематики прерывания беременности начинается со времен древнегреческих мыслителей, которые воспринимали данное явление как обыденное и этически-приемлемое действие, принимая как один из популярных способов регулирования деторождения. Однако уже в клятве Гиппократа звучит утверждение о недопустимости совершения абортов. С усилением роли религии в эпоху Средневековья, тем более с приходом христианства, искусственное прерывание беременности становится величайшим грехом и злодеянием. В дальнейшем ситуация меняется не один раз от полного запрета на аборт до восприятия его как повседневной процедуры. На сегодняшний день в разных странах действует различные законодательное регулирование вопроса прерывания беременности, а также пути решения проблемы абортов, и не существует единой точки зрения на морально-этические и социальные грани данного вопроса, что обусловлено сложностью этой тематики.
Для правильного восприятия моральной стороны данного вида медицинского вмешательства необходимо понимать, что беременность - это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной, а с другой, это процесс биологического формирования нового индивида. Поэтому, даже принимая возможность совершения аборта по принципу «меньшего зла», необходимо иметь в виду, что он представляет собой существенную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшееся бытие нового человека.
На сегодняшний день вопрос искусственного прерывания беременности является «открытым» в том смысле, что нерешенным остается дилемма о нравственно достойных путях ее решения. Применительно к ней речь идет не только о нарушении общепризнанных моральных устоев, а об уничтожении или разложении данных правил и норм. Вместо последних мы имеем лишь проблемную область, возникающую из противостояния двух противоположных точек зрения.
Первая из них утверждает то, что аборт - это сугубо индивидуальная, интимная проблема, которая никого более, помимо самой женщины, не затрагивает, в которую никто посторонний не должен вмешиваться.
Вторая позиция представляет собой противоположный полюс. Согласно ей, аборт, являясь по своей сущности убийством невинного человеческого существа, оскверняет нравственное чувство, поэтому здесь присутствует этическая проблема, и притом достаточно глубокая.
Кроме того, социальное значение аборта заключается в том, что он является фактором, способствующим росту гинекологической заболеваемости, психосоматических расстройств. Многие пациентки после производства аборта нуждаются в психологической реабилитации. Все это приводит к снижению репродуктивного здоровья нации, существенному экономическому ущербу, следовательно выработке новых методов профилактики прерывания беременности. Анализируя степень разработанности в наше время проблемы аборта, наблюдается определенная тенденция: западные исследования по этой теме более многочисленны и разнообразны, в то время как дискуссии по проблеме аборта в отечественной литературе только начинаются. В российской литературе известны труды исследователей в данной области Л.В.Коноваловой, А.А.Попова, Л.Ф.Курило, И.В.Силуяновой, А.Я. Иванюшкина, среди отечественных исследователей выделяются М.Ю.Сурмач, И.И.Ефременко, О.И.Прусакова.
Целью данной работы является раскрытие многоаспектности проблемы искусственного прерывания беременности как морально-этической и социальной проблемы современности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих поставленных задач:
- рассмотреть сущность понятия аборт, а также исторический аспект развития данной проблематики в философской и научной мысли человеческой цивилизации;
- раскрыть причинную обусловленность и многогранность негативного влияния искусственного прерывания беременности на репродуктивное здоровье женщин;
- проанализировать морально-этические и социальные проблемы, порождаемые прерыванием беременности, возникающие на современном этапе развития общества;
- изучить законодательную базу Республики Беларусь в области охраны материнства, по регулированию вопросов репродуктивного здоровья женщин;
- проанализировать мероприятия по профилактике и борьбе с искусственным прерыванием беременности, их комплексный и межведомственный характер.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «АБОРТ»
Искусственное прерывание беременности известно с незапамятных времен бытия цивилизации, и столько же давно возникают различные дискуссии о допустимости этой процедуры. Так, клятва Гиппократа запрещает врачевателю осуществлять прерывание беременности. Древнегреческий мыслитель Аристотель воспринимал аборт как вполне допустимое явление. Два ключевых аргумента в защиту аборта с позиций Аристотеля – это регулирование рождаемости и допустимость аборта, пока у эмбриона не сформировалась «двигательная активность» и «чувствительность».
В Древнем Риме аборт широко практиковался и не вызывал общественного порицания. Эмбрион определялся в качестве части тела матери, и наказание за умерщвление плода не было предусмотрено. С появлением христианской религии произошло определенное переосмысление ценностей, и эмбрион в утробе стал восприниматься как полноценный человек. В связи с этим уже в период раннего христианства прерывание беременности отождествляется с убийством человека. В христианской религии значимой точкой отправления считался момент, когда плод приобретает бессмертную душу, хотя единой точки зрения по этому поводу не существовало. Наиболее распространенный вариант – 40-й и 80-й дни. В средние века утверждение церкви об обладании эмбрионом бессмертной душой на определенном сроке беременности влекло строгое наказание за совершение аборта, вплоть до смертной казни.
Вопрос о допустимости искусственного прерывания беременности приобретают максимально спорный и дискуссионный дискурс с оформлением естественнонаучных знаний. В Парижской медицинской академии в 1852 г. состоялась дискуссия, по проблемам допустимости искусственного аборта.
ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
2.1 Причинная обусловленность аборта
На современном этапе исследователи выделяют три группы мотивов репродуктивного выбора. В первую группу включены наиболее часто указываемые варианты ответа, которые носят экономико-социальный характер. Почти четверть опрошенных женщин выбрали в качестве причины прерывания беременности финансовые обстоятельства, отсутствие жилья, неуверенность в возможности обеспечить ребёнку благополучное будущее, а также сочетание данных причин. Каждая шестая выбрала отсутствие мужа, семьи. Вторая группа причин объединила медико-социальные факторы, выраженные в ответе, например, первый ребёнок был слишком мал. Третья группа причин связана с влиянием на выбор женщины прервать беременность значимых для неё и её будущего ребёнка людей (отца ребёнка, родителей женщины).
Подтверждённым фактором риска аборта можно считать ранний возраст наступления беременности. Несовершеннолетнее родительство стало в последнее время одной из актуальных общественных проблем нынешнего социума, что обусловлено радикальной переменой социальных норм и ценностей, нравственным упадком общества, изменением его отношения к женщинам и детям, обесцениванием их социальной значимости, а также с агрессивной развращающей идеологией вседозволенности и отчуждения родителей от забот о своих детях.
Зачастую причинами раннего материнства являются непросвещенность в вопросах физиологии полового акта, низкий уровень информированности подростков о планировании семьи, сексуальности, болезнях, передаваемых половым путем, способах эффективной комплексной контрацепции, безопасного секса и т. д.
ГЛАВА 3 ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
3.1 Законодательная база Республики Беларусь по регулированию вопросов репродуктивного здоровья женщин
В Республике Беларусь охрана материнства и детства направлена на создание государством необходимых и благоприятных возможностей для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития, а также реализации семьей своих функций в жизни общества. Деятельность государства в этой сфере осуществляется по следующим основным направлениям: совершенствование нормативной правовой базы по вопросам охраны материнства и детства; охрана репродуктивного здоровья населения, создание условий для рождения здоровых детей; сохранение здоровья матерей и детей; развитие сети учреждений здравоохранения; повышение эффективности системы социальной защиты матери и ребенка, молодых семей.
Охрана здоровья женщин и детей в республике гарантирована Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О здравоохранении», «О правах ребенка», Кодексом «О браке и семье» и другими нормативными правовыми актами. Решение сложных медико-социальных и этических проблем абортов в Республике Беларусь, как и в мире в целом, осуществляется в рамках Концепции по реализации права на репродуктивный выбор, охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи, определенной документами в области прав человека и документами Всемирной организации здравоохранения.
Согласно статье 27 Закона «О здравоохранении» 2435-XII от 18.06.1993, женщина имеет право самой решать вопрос о материнстве. Аборт легально можно сделать до 22-й недели беременности. Но в закон были внесены изменения: с 27 декабря 2014 года врач может отказаться делать аборт, если операция не угрожает здоровью или жизни женщины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусственное прерывание беременности известно с незапамятных времен бытия цивилизации, и столько же возникают различные дискуссии о допустимости этой процедуры. Для разных эпох характерны иногда абсолютно противоположные точки зрения на данную проблематику. Так и в истории нашей страны бытовали разнообразные воззрения на аборт. На сегодняшний день аборты законодательно разрешены в Беларуси, но официальная идеология негативно относится к ним, так как большое внимание уделяется охране репродуктивного здоровья населения, что отражено в мероприятиях государственной программы «Здоровье и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы.
Итак, историческое развитие понятия аборт привело к его определению в качестве самопроизвольного или искусственного прерывания беременности. Методы проведения аборта делятся на хирургические, или инструментальные, и медикаментозные. Оптимальный метод прерывания беременности зависит от медицинских показаний и от срока беременности. Наиболее безопасными считаются медикаментозный и вакуумная аспирация. Для того, чтобы не испытывать моральных и физических мук, необходимо помнить, что существует огромное количество методов и средств для предупреждения нежелательной беременности.
К основным путям профилактики абортов можно отнести контрацепция и планирование семьи.
Специалист по социальной работе может принимать участие в профилактике снижения уровня репродуктивного здоровья, реализуя при этом профилактическую медико-социальную работу, т. е. мероприятия по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию установок на здоровый образ жизни, обеспечению доступа к информации по вопросам здоровья. Контрацепция, представляя один из методов планирования семьи, также может выступать способом предупреждения аборта и связанных с ним осложнений, как следствие, имеет не только медицинское, но и социальное значение.
Разработанные на сегодня методы контрацепции можно условно разделить на две категории. К первой, традиционной, группе можно отнести ритмический метод, который представляет собой календарный (температурный) метод, прерванный половой акт, механические средства, химические с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся: гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС). Предохранение от нежелательной беременности, как следствие, избегание необходимости прерывания беременности могут сохранить здоровье женщины, а также избежать многих медицинских осложнений данной процедуры, таких как, воспалительных заболеваний гениталий, бесплодия, самопроизвольных выкидышей, преждевременных родов и других осложнений беременности и родов.
Морально-этический аспект аборта заключается, в-первую очередь, в разрешении дилеммы: считается ли плод внутри беременной женщины полноценной личностью и, следовательно, можно ли рассматривать искусственное прерывание беременности как убийство? По данному вопросу существует три позиции: либеральная, умеренная и консервативная.
Либеральная позиция подразумевает, что женщина имеет полное право на принятие решения о прерывании беременности, вплоть до момента рождения ребенка, а запрет абортов рассматривает как нарушение прав матери.
Умеренная позиция основывается на мнении, что плод развивается в человеческую личность постепенно. На поздних сроках беременности аборт считается убийством, так как плод обладает уникальными чертами личности, на ранних же сроках превалируют интересы матери.
Консервативной позицией характеризуются религиозные конфессии, в которых аборт не имеет никаких оправданий, считается большим грехом и преступлением.
Рассматривая морально-этические и социальные проблемы прерывания беременности, необходимо отметить сложность и многогранность данного вопроса, по которому единого мнения не сложилось до сегодняшних дней. Рассмотрев сложную и неоднозначную проблему абортов с учетом правовых, социальных, медицинских, духовно-нравственных, организационных и иных аспектов, и соотнеся данную проблему с реализацией права на жизнь в разных государствах мира, можно придти к выводу, что на современном этапе развития общества, человечество ещё не готово сделать однозначный выбор в пользу одного из двух фундаментальных прав – права на жизнь и права на частную сторону её проявления. Для оптимального разрешения данного вопроса необходимо продолжать его всестороннее и глубокое изучение.
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
1. В истории нашей страны бытовали разнообразные воззрения на аборт. На сегодняшний день аборты законодательно разрешены в Беларуси, но официальная идеология негативно относится к ним, так как большое внимание уделяется охране репродуктивного здоровья населения.
2. Государство и общество заинтересованы в активном формировании полноценных будущих трудовых ресурсов, число которых снижается за счет абортов.
3. В категорию риска, связанную с искусственным прерыванием беременности попадают в большинстве, незамужние женщины, малолетние матери, основными причинами абортов являются материальные трудности, жилищная неустроенность, карьерные планы.
4. Последствия аборта носят не только медицинский характер, но также морально-этический, что указывает на сложность и неоднозначность данной проблемы.
5. В основе профилактики искусственного прерывания беременности лежит формирование ценностей здорового образа жизни, самоценности детей, сознательного отношения к родительству, позитивных брачно-семейных установок, культуры гендерных отношений.
6. Искусственное прерывание беременности является сложной, многогранной, многоаспектной морально-этической и социальной проблемой современности.
7. Государство и общество заинтересованы в снижении числа абортов, посредством сохранения репродуктивного здоровья.
1. Астапенко, К.А. Право на жизнь или проблема абортов / К.А. Астапенко // Сборник работ 70-ой научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 15–18 мая 2013 г., Минск: В 3 ч. Ч. 3 / Белорус. гос. ун-т. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 119-121
2. Белкина, Е.А. Этико-философский анализ специфики дилемм биоэтики на примере проблемы прерывания беременности / Е.А.Белкина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2011. - №20 (115). – Вып. 18. – С. 243-247
3. Болдина, М.А. Технология социально-медицинского просвещения молодых семей / М.А. Болдина // Психолого-педагогический журнал гаудеамус. – 2016. – Т. 15. – № 4. – С. 42-46
4. Ваисова, Б.Ж. Анализ факторов, влияющих на аборт в современных условиях / Б.Ж. Ваисова [и др.] // Вестник КАЗНМУ. – 2015. – №3. – 21-24
5. Гайдаренко, Н. Большинство абортов происходит по причине внешнего давления и отсутствия поддержки беременных женщин / Н. Гайдаренко // Информационно-аналитический портал Пролайф Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.pro-life.by/abort/bol-shinstvo-abortov-proishodit-po-prichine-vneshnego-davleniya-i-otsutstviya-podderzhki-beremenny-h-zhenshhin/html. – Дата доступа: 07.05.2018
6. Гамзаев, М.А. Частота и причина абортов и их воздействие на воспроизводство женского населения / М.А. Гамзаев // Світ медицини та біології. – 2013. – №2. – С. 106-108
7. Гнатик, Е.Н. Этический и юридический статус плодоизгнания: история и современное состояние проблемы / Е.Н. Гнатик, Е.А. Сокова // Вестник РУДН. Серия Юридичиеские науки. – 2015. – №4. – С. 64-74
8. Кондрашова, М.А. Институт «бэби-боксов» для новорожденных как один из способов осуществления семейных прав и исполнения обязанностей / М.А. Кондрашова // Вестник СГЮА. – 2016. – №3 (110). – С. 67-70
9. Костина, М.П. Раннее материнство как социальный феномен / М.П Костиина, Т.А. Кудрявцева, Е.А. Паршева // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 527-529
10. Ларюшева, Т.М. Эпидемиология беременности у подростков / Т.М. Ларюшева [и др.] // Экология человека. – 2014. – №12. – С. 26-34
11. Лысенко, О.В. Анализ прерываний беременности путем искусственного аборта по данным родильного дома №1 г. Витебска / О.В. Лысенко [и др.] // Вестник ВГМУ. – 2008. – том 7. - №4. – С. 1-7
12. Максимова, Т.М. Проблема абортов и пути совершенствования анализа репродуктивного поведения женщин / Т.М. Максимова [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2012. – С. 13-17
13. Мухамедшина, В.Р. Влияние методов контрацепции на репродуктивное здоровье женщин / В.Р.Мухамедшина, Т.М. Соколова, К.Ю. Макаров // Сибирский медицинский журнал. – 2011. – Т.26. – 3. – С. 66-68
14. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2003-2018. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 23.04.2018
15. Путинцева, Е.Л. Малолетнее материнство в России: состояние и проблемы / Е.Л. Путинцева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2011. – №2 (102). – С. 126-131
16. Салагай, О. О. Правовые подходы Совета Европы к регулированию вопросов прерывания беременности / О.О. Салагай // Российская юстиция. - 2012. - №12. – С. 21–24
17. Сеть, кадры организаций здравоохранения и заболеваемость населения в Республике Беларусь за 2016 год : статистический бюллетень / Национальный статистический комитет Республики Беларусь ; [редкол., Ж.Н.Василевская (зам. председателя) и др]. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 51 с
18. Солодников, В.В. Аборт: правовое регулирование и общественное мнение россиян / В.А. Солодников // Мониторинг общественного мнения. – 2008. – № 4 (88). – С. 78-93
19. Хабаров, С.В. Искусственное прерывание беременности и послеабортная контрацепция: тенденции последнего десятилетия / С.В. Хабаров // Вестник РУДН. Серия Медицина. – 2001. – №2. – С.103-108.
20. Численность и естественный прирост населения // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 1998-2017. - Режим доступа : http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/demografiya_2/g/chislennost-i-estestvennyi-prirost-naseleniya/.html.. - Дата доступа : 07.05.2018
21. Шурыгина, Ю.Ю. Технологии профилактики абортов в России и Бурятии / Ю.Ю. Шурыгина // Особенности формирования здорового образа жизни: факторы и условия: материалы III Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, май 2015 г. / ВСГТУ; отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ, 2009 – С. 347-348
22. Щурко, Т.А. Контрацептивная культура в Беларуси / Т.Щурко // Экспертное сообщество Беларуси «Наше мнение» [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://nmnby.eu/news/analytics/5399.html. – Дата доступа: 22.04.2018
23. Щурко, Т.А. Обязательное материнство: репродуктивное тело женщины как объект государственного регулирования (на материале газеты «Советская Белоруссия») / Т.А. Щурко // Laboratorium. Журнал социальных исследваний. - 2012. – №2. – С. 69-90