Введение
Изучение ценностных ориентаций имеет длительную историю в психологической науке. В общепсихологическом подходе проблема ценностей в развитии личности представлена неоднозначно: с одной стороны, ценности исключаются из научного исследования в теориях, основанных на биологическом подходе, с другой являются важной детерминантной развития личности в описательной, гуманистической и экзистенциальной психологии.
В зарубежной психологии теории, основанные на биологическом подходе, игнорируют ценностную проблематику. Так, К. Левин, исключает ценностные суждения из системы научных психологических понятий. В бихевиоризме ценности также оказываются полностью исключенными из сферы научного изучения человеческой природы. Для бихевиористов идеалы и ценности – не более чем «результат ассоциативного научения». Однако Дж. Роттер в своей теории социального научения использует термин «ценность подкрепления», понимающую им как степень, с которой человек при равной вероятности получения предпочитает одно подкрепление другому. Наряду с «ценностью подкрепления» поведение человека определяется и «ценностью потребности», представляющей собой среднюю ценность набора подкреплений, относящихся к основным категориям потребностей
Проблема ценностей и их роль в развитии личности достаточно хорошо отражена в гуманистической психологии. Внутренние и внешние ценности формируются или принимаются, если воспринимаются физиологическим аппаратом как способствующие сохранению и укреплению организма (К. Роджерс).
Признавая индивидуальный характер ценностей, как феномен, существующий внутри субъекта, американский социолог М. Рокич рассматривал ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «устойчивое убеждение» в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее личной или социальной точек зрения, чем противоположный способ поведения, либо конечная цель существования.
Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью ценностных ориентаций как фактора субъективного благополучия у студентов-психологов. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума.
Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является период, когда социальное развитие в основном организуется во время обучения в высших учебных заведениях. Период студенчества, по мнению многих авторов, является
1 Теоретические основы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов-психологов
1 Понятие «ценностные ориентации» в психологии
В современной отечественной и зарубежной литературе существует множество определений понятия «ценность». В отечественной социологии это понятие появилось в начале 60-х годов и понималось как установка и направленность личности, связанная со значимыми для нее оценками действительности [1, с. 178].
Понятие «ценностные ориентации» в научный оборот ввел известный социолог Т. Парсонс в рамках теории социальных систем. По определению
Т. Парсона, ценностные ориентации – это основа интеграции субъектов в общество посредством взаимопроникновения между социальной и личностной системой [1, с. 179].
В советской психологии проблема ценностных ориентаций рассматривалась такими исследователями как А.Г. Здравомыслов,
И.С. Кон, В.Б. Ольшанский, К.К. Платонов, В.А. Ядов, и др. В настоящее время эту проблему разрабатывают А.Н. Бражникова, Г.Л. Будинайте,
Н.К. Каширский, С.В. Мерзлякова, К.В. Рубчевский, В.В. Столин,
Ю.В. Тищенко и другие.
Анализ психологической литературы позволяет выделить два подхода в изучении ценностных ориентаций:
– в рамках социогенетического подхода ценностные ориентации определяются в качестве индивидуальных или групповых представления в системе значимых ценностей, обусловливающие наиболее общие ориентиры жизнедеятельности;
– в рамках личностно-ориентированного подхода рассматривается личность – человек, который самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решение на совершение действий, заранее принимая на себя ответственность за последствия этих действий.
В отечественной литературе распространен подход, согласно которому ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности [2, с. 11].
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, Э. Шпрангером, В. Франклом и другие.
2 Феномен субъективного благополучия
Изучением феномена «психологически благополучие» занимались представители концепции психологического благополучия Н. Брэдберна, К. Рифф, субъективного благополучия Э. Динера. Среди современных исследователей можно назвать следующих: А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман. Данное понятие характеризует сферу переживаний и состояний, свойственных здоровой личности [19, с. 24].
Психологическая наука полна разнообразных взглядов и подходов к изучению категории «психологическое благополучие». По мнению А.Е. Созонтова, можно выделить два основных направления к пониманию психологического благополучия: гедонистические подходы (от греч. hedone - «наслаждение») и эвдемонистические подходы (от греч. eudaimonia - «счастье, блаженство») [20, с. 105].
В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствие. Удовольствие предполагает не только телесное удовольствие, но и психическое удовлетворение от достижения значимых целей. Общим индикатором психологического благополучия выступает «переживание счастья» или «субъективное благополучие» индивида [19, с. 25].
К гедонистическому подходу относятся исследования благополучия, проведенные в 80-е годы под руководством Н. Брэдберна, а затем Э. Динера, которые заложили фундамент исследований этого феномена в зарубежной психологии. Н. Брэдберн описывал благополучие в терминах, отражающих состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или неудовлетворённости жизнью. По мнению автора, благополучие является балансом, достигаемым постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивным и негативным, проявлением которого является общее ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью [21, с. 71].
Продолжая исследования в рамках гедонистического подхода, Э. Динер вводит понятие «психологическое благополучие», которое формируется из субъективной удовлетворенности жизнью, позитивного аффекта и негативного аффекта [22, с. 83].
Эвдемонистический подход в качестве основного критерия рассматривает полноту самореализации. Психологическое благополучие представляет собой полноту самореализации индивида в конкретных жизненных условиях, нахождения творческого синтеза между соответствием запроса социальной среды и развитие собственной индивидуальности. Данный подход разрабатывался представителями гуманистической психологии, описывающими разные характеристики позитивного функционирования личности. Наиболее известными работами в рамках этого
Заключение
В настоящей работе было раскрыто понятие «ценностные ориентации» в психологии, описан феномен субъективного благополучия; выявлены ценностные ориентации и субъективное благополучие студентов-психологов; выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов-психологов.
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что ценностные ориентации – это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Ценностные ориентации определяют как главный фактор, доминирующий в мотивации поведения, регулирующий поведение личности, а также как самостоятельное личностное образование. Наличие ценностей есть выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов. В основе любой ценностной ориентации лежат желаемые, внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и побуждающие человека к действию; система таких целей составляет определенный мотивационный тип Ценности могут различаться по значимости для человека, по потребности человека, по месту в иерархии ценностного сознания, по степени реальности их существования, по содержанию, по цели и средствам их достижения. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.
Психологическое благополучие в психологической науке рассматривается как позитивное функционирование личности; переживание удовлетворенности собственной жизнью; системное качество индивида, в основе которого лежит психосоматическое, психическое и психологическое здоровье; интегральную характеристику, включающую психическое и социальное здоровье. Субъективное благополучие рассматривается в качестве понятия, которое выражает собственное отношение индивида к своей личности, жизни и имеющих важное значение для личности процессам с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде.
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов-психологов позволило выявить, что студенты-психологи обладают высоким уровнем субъективного благополучия. У них наиболее выражены такие характеристики субъективного благополучия как положительные отношения с другими, личностный рост и самопринятие. Студенты-психологи имеют удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими людьми, заботятся о благополучии других; способны сопереживать, допускают, что человеческие отношения выстраиваются на взаимных уступках. У студентов-психологов имеется ярко выраженное стремление к личностному росту; они
1 Хлудеева, И.В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И.В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
2 Каширский, Д.В. Психология личностных ценностей: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.01 / Д.В. Каширский. – М.: РГМУ, 2014. – 58 с.
3 Нурумов, Б.А. Роль ценностных ориентаций в структуре личности / Б.А. Нурумов, Н.Я. Большунова, Г.К. Даржуман // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 4-2. – С. 51-53.
4 Бражникова, А.Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А.Н. Бражникова, Ю.В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
5 Дюкова, С.В. Система жизненный ценностей и их значение в жизни человека / С.В. Дюкова // Вестник Тамбовского ун-а. – 2006. – № 3-1, Т. 43. – С. 227-229.
6 Шипицина, Н.Е. Ценностные ориентации в личностном развитии студенчества как педагогическая проблема / Н.Е. Шипицина, Г.М. Петренко // Человек. Спорт. Медицина. – 2006. – № 3 (58). – С. 66-67.
7 Низовских, Н.А. Жизненные принципы и ценностные ориентации студенческих групп / Н.А. Низовских // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 73-82.
8 Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 360 с.
9 Сутужко, В.В. Ценностные ориентации как основа оценивания / В.В. Сутужко // Вестник ТГУ. – 2009. – № 1. – С. 177-183.
10 Светлова, Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Светлова. – М.: МГУ, 2009. – 19 с.
11 Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
12 Мерзлякова, С.В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / С.В. Мерзлякова. – Астрахань: Астраханский гос. ун-т., 2006. – 17 с.
13 Шалова, С.Ю. Профессионально-педагогические ценности в современном обществе / С.Ю. Шалова // Известия Южного федерального университета. – 2009. – № 5. – С. 15-21.
14 Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрасте / С.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 33-42.
15 Овчарова, Р.В. Практикум по социальной психологии / Р.В. Овчарова. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2012. – 166 с.
16 Перевезенцева, Н.Л. Психологический анализ ценностных ориентаций студентов университета / Н.Л. Перевезенцева // Вестник КГУ. – 2007. – № 1. – С. 174-179.
17 Шевченко, Я.Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов ВУЗа / Я.Ю. Шевченко // Концепт. – 2013. – № 7 (23). – С. 1-6.
18 Тимченко, И.Н. Профессиональная направленность студентов-психолога / И.Н. Тимченко // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2007. – № 1. – С. 73-77.
19 Лепешинский, H.H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / H.H. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – №3(15). – С. 24-27.
20 Созонтов, А.Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А.Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – №4. – С. 105-114.
21 Зверева, Н.Г. К вопросу о понятии психологического благополучия / Н.Г. Зверева // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. – М., 2015. – С. 71-74.
22 Кужильная, А.В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А.В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83-86.
23 Рикель, А.М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А.М. Рикель, А.А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63-68.
24 Сунцова, Я.С. Психологическое благополучие студентов-психологов в связи с экзистенциальными страхами / Я.С. Сунцова, В.П. Бушмакина // Восточно-европейский научный вестник. – 2016. – №1. – С. 111-120.
25 Бочарова, Е.Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. – 2008. – № 10. – С. 226-231.
26 Григоренко, Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы / Е.Ю. Григоренко // Проблемы развития территории. – 2009. – Вып. 2. – С. 98-105.
27 Воронина, А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147-151.
28 Куликов, Л.В. Психология настроения / О.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.
29 Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P.M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143-148.
30 Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис… канд. психол. наук / П.П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
31 Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. – 2013. – № 4. – С. 4–14.
32 Ширяева, О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О.С. Ширяева. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 19 с.
33 Алимбаева, Р.Т. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью / Р.Т. Алимбаева, А.У. Мартаева // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 142-143.
34 Козьмина, Л.Б. Динамика психологического благополучия студентов-психологов в период обучения в вузе / Л.Б. Козьмина // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 11. – С. 118-120.