Введение
1 Теоретические аспекты изучения особенностей агрессивности девиантных подростков
1.1 Понятие агрессии и агрессивности
1.2 Психологическая проблема агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии
1.3 Психологические особенности подростков с девиантным поведением
2 Эмпирическое исследование особенностей агрессивности девиантных подростков
2.1 Методика проведения исследования
2.2 Описание результатов исследования особенностей агрессивности девиантных подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Реферат
Работа 33 с., 2 ч., 2 рис., 4 табл., 18 источников, 1 прил.
АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОСТЬ, АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕВИЯЦИЯ, ЛЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИ.
Объект исследования – агрессивное поведение девиантных подростков.
Цель работы: изучить особенности агрессивного поведения девиантных подростков.
В исследовании использовались следующие методы: методы теоретического исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, сравнение, классификация); методы получения эмпирических данных (тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут»); методы обработки полученных данных (U-критерий Манна-Уитни, с использованием пакета статистических программ Statistika 8.0 ).
Научная новизна исследования заключается в самом предмете исследования, а именно в агрессивности девиантных подростков, который практически не изучен в современной психологии. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные результаты и выводы могут служить методическим материалом для обеспечения работы родителей, педагогов и психологов с агрессивными девиантными подростками.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивности является одной из самых значительных проблем современной психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ: Г.М. Андреева, А.А. Реана, А. Бандуры, Т.В. Соловьева, А.А. Румянцева, О.С. Никольской, Э. Фромма, А. Басса и др. Однако изучению особенностей агрессивного поведения девиантных подростков уделено мало внимания, несмотря на то, что подростки для достижения поставленных целей все больше используют агрессивное поведение.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст
1 Теоретические аспекты изучения особенностей агрессивности девиантных подростков
1.1 Понятие агрессии и агрессивности
Слово агрессия от латинского «aggredi» в дословном переводе трактуется, как «нападать». Данный термин издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До XIX века, как доброжелательное, так и враждебное активное поведение считалось агрессивным. Немного позже, значение слова этого изменилось, стало пониматься более узко, и толковаться как враждебное поведение по отношению к окружающим людям [1].
Анализ психологической литературы показывает, что на сегодняшний день существует несколько различных толкований понятия «агрессия». Рассмотрим некоторые из них.
2 Эмпирическое исследование особенностей агрессивности девиантных подростков
2.1 Методика организации исследования
В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование с цель определения взаимосвязи агрессивного поведения и мотивации достижения у подростков.
Методологической базой исследования явились следующие принципы:
– принцип системности рассматривает возникновение и развитие агрессивного поведения и мотивации как систему, позволяет анализировать влияние множества внутренних и внешних факторов на агрессивное поведения и мотивацию достижения. Системность изучения заключается не только в оценке особенностей агрессивного поведения и мотивации достижения в подростковом возрасте, но и в исследовании различного рода зависимостей;
– принцип историзма позволяет рассмотреть основные этапы в развитии учения об агрессивном поведении и мотивации достижения у подростков в рамках психологической науки, и с точки зрения этого развития рассмотреть, каковы современные взгляды на изучаемую нами проблему;
– принцип детерминизма позволяет рассмотреть причины развития агрессивного поведения и мотивации достижения у подростков.
Организация эмпирического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования, могут быть сформированы следующие основные выводы:
– под агрессией понимаются определенные действия, сфокусированные на причинении морального или физического вреда другим существам. В то время как агрессивность является не просто свойством личности, которое реагирует агрессивно при определенных условиях, но это еще и естественное проявление его звериной сущности.
Несмотря на существующее огромное количество личностных характеристик особенностей поведения агрессивных подростков можно выделить некоторые общие черты:
а) бедность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, неустойчивость интересов.
б) низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений.
в) эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников и окружающих взрослых.
г) крайняя самооценка, повышенная тревожность, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение;
Факторами, провоцирующими рост агрессивности в подростковом возрасте являются:
а) эндокринный взрыв.
б) органические поражения головного мозга – травмы, менингиты и т.п.
в) отношение окружающих взрослых;
– девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся общественных норм.
1 Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2011. – №5. – С. 3-18
2 Бандур, А. Подростковая агрессия / А. Бандура. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 183 с.
3 Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковец. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.
4 Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии /С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60-71.
5 Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. – 328с.
6 Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 321 с.
7 Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 344 с.
8 Бобровникова, Н.С. Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа / Н.С. Бобровникова. // Молодой ученый.– 2016. – №1. – С. 621–624.
9. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 61–74.
10. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
11. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. – № 4. – С. 92–102.
12. Давиятова, С.В. Ценностные составляющие представления о себе у дезадаптированных подростков / С.В. Девятова //Отечественный журнал социальной работы. – 2004. – № 3. – С. 51–58.
13. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь, 1988. – 204 с.
14. Комарь, В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков В.Д. Комарь // Классный руководитель. – 2003. – №4. – С. 86–103.
15. Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологии в студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практической конференции студентов и аспирантов. – Минск, БГПУ, 2008. – С. 462–465.
16. Ландова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ландова, М.Ф. Шурупова. // Социально-политический журнал. – 1993. – № 4. – С. 87-125.
17. Самохина, А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения /А.А. Самохина // Прикладная психология. – 2000. – №3. – С.46–55.
18. Зенкин, В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних / В.И. Зенкин // Первые итоги. – 1997. – С. 61– 66.