Введение
1 Образ значимого человека как предмет психологического исследования
1.1 Определения понятия «образ»
1.2 Образ значимого человека в зарубежной и русскоязычной психологии
1.3 Психологические исследования образа значимого человека в подростковом возрасте
2 Эмпирическое изучение особенностей образа значимого человека у младших подростков
2.1 Методики, организация и проведение исследования
2.2 Интерпретация данных полученных в результате исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Ранее (во время СССР) одной из задач государства было продуцирование образов значимых людей, существенно влияющих на формирование у подростков системы ценностей. С распадом СССР и отходом от коммунистической парадигмы, ситуация кардинально поменялась. Культурная парадигма сменилась, однако новая система ценностей, идеалов в постсоветское время так и не возникла, а институты социализации в большинстве своем потеряли свою силу и стали беспомощны перед многими актуальными проблемами.
В связи с этим возникает актуальный вопрос: на кого равняться под-росткам сегодня? Казалось бы ответ очевиден – на семью. Однако, в сложившейся ситуации с семейной обстановкой части семей, высокой статистикой по разводам, нестабильной социально-экономической ситуацией, родители все меньше думают о духовной стороне развития ребенка, многие дети и подростки лишены полноценного общения с родителями. Таким образом, выходит, что многие современные подростки сами формируют свою Я-концепцию из того, что могут вырвать из социального и культурного контекста, при этом не имея четкого представления, что же именно им нужно. Естественно, что в такой ситуации подростки ищут на кого они могут ориентироваться извне, либо, если такого идеала нет, подключать свое воображение, создавать себе мысленные ориентиры. В первом случае значимым образом может быть какой-то конкретный человек, во втором – некий воображаемый герой.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что сегодня существует необходимость выяснения вопроса: какой же образ значимого человека важен и выбирается современными подростками, а также тем, как выбранный подростками образ может влиять на формирование их Я-концепции.
Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что формирование образа значимого человека является важным условием развития личности подростков, их социализации. Условия формирования личности в современном мире отличаются широким спектром образцов социального по-ведения, которые иногда далеки от идеала в принципе, существенно возрастает психологическая нагрузка на ориентировку подростков в социальных образцах личности и, в частности, возрастает значение выбора значимого человека как носителя этих социальных образцов. Вот почему проблема изучения психологических оснований формирования образа значимого человека у подростков приобретает особую актуальность.
Проблемы отношений со значимыми другими давно находятся в поле внимания психологов. Среди зарубежных исследователей можно назвать такие имена, как У.Джемс, Ч.Кули, Д. Мид, Герберт, Х.Салливен. Отечественные психологи также исследовали образ человека, образ значимых других. Среди исследователей А.Ф. Лазурский, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.А. Бодалев, А. В. Петровский, Б.Ф. Ломов и др.
Одной из характерных черт современной психологии является возросший интерес учёных к проблеме образа человека и его влияния на жизненный путь
1 ОБРАЗ ЗНАЧИМОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Определения понятия «образ»
В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «образ» имеет следующее определение: образ – это результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [13]. Однако, данное определение не совсем верно, так как в нашем сознании присутствуют такие образы, которые не имеют ничего общего с материальным миром. Например, в сознании людей может присутствовать образ Бога, хотя в реальном материальном мире они не способны его ни увидеть, ни ощутить.
Образ является одним из ключевых понятий в психологии. Понятие «образ» возникло в психологии практически сразу после возникновения её как науки. Впервые оно появляется в рамках структурализма, основателем которого является Вильгельм Вундт. Вильгельм Вундт рассматривает в качестве предмета психологии – процессы сознания как структурное единство основных его элементов. Сам В. Вундт не считал образы таковыми элементами (по его мнению, ими являлись ощущения и чувства), но его ученик Эдвард Брэдфорд Титченер считал, что именно образы представляют собой элементы идей и отражают переживания, которые не связаны с текущим моментом (например, происходящие в нашей памяти). Примерно в то же время, в ходе своей работы над теорией психической наследственности антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики Фрэнсис Гальтон пришел к выводу, что существуют определенные психические образы, которые лежат в основе законов ассоциации идей.
Далее вопрос понятия «образ» изучался представителями различных психологических школ, которым удавалось приходить к различным, однако, зачастую вполне согласовывающимся друг с другом трактовкам и определениям. Так, представители гештальтпсихологии пришли к тому, что образ – это функциональная структура, которая упорядочивает многообразие от-дельных явлений.
Бихевиористы, в частности Джордж Миллер, Евгений Галантер и Карл Прибрам, пришли к выводу о том, что образ – это все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует.
Большой вклад в изучение образов внесли представители школы психоанализа. Его основатель Зигмунд Фрейд рассматривал образ как воспроизведение в сознании инстинктов и влечений и объяснял образы как своеобразный мост между сознанием человека и его бессознательными психически-ми процессами. Другой представитель данного направления Карл Густав Юнг, утверждал, что мы непосредственно живем исключительно в мире об-разов. Юнг преподносит образы как первичные активные феномены душевной жизни [24].
Представители когнитивизма, в частности, Роберт Солсо, определяет понятие «образ» как репрезентацию (воспроизведение прочувствованного, виденного
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ЗНАЧИМО-ГО ЧЕЛОВЕКА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Методики, организация и проведение исследования
Было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей образа значимого человека у младших подростков в государственном учреждении образования «Средняя школа № 15 г. Бреста». В качестве методов исследования были выбраны: анкетирование, методика не-законченных предложений – эталонометрия.
На первом этапе проведения исследования было проведено анонимное анкетирование среди учащихся параллели 6 классов.
Анкетирование – это процедура проведения письменного опроса с по-мощью подготовленных заранее бланков. Метод анкетирования обладает рядом достоинств: оперативностью получения информации, проведение массового обследования, отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу опрашиваемого (респондента).
Целью анкетирования учащихся было: выявление значимых для подростков людей, личностных качеств людей ценных для младших подростков.
Задачи анкетирования учащихся:
1) провести письменный анонимный опорос учащихся;
2) интерпретировать полученные результаты.
Выборка:
- количество респондентов: 30 человек
- пол респондентов: женский – 15 человек, мужской – 15 человек
- возраст респондентов: от 11 до 12 лет
Инструкция к анкете для учащихся: Нам бы хотелось, чтобы Вы поде-лились с нами информацией о том, кто занимает в Вашей жизни важное место, какие качества характера Вы цените в других людях. Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты. Все результаты исследования будут анонимны-ми и будут использоваться только в научно-практических целях в общем виде. Внимательно прочитайте каждый вопрос и все варианты ответов на него. Ваш ответ на вопрос обведите кружком. Там, где необходимо, внесите свои предложения.
Ход проведения анкетирования: письменный анонимный опрос проводился среди учащихся путем раздачи бланков анкеты, с последующим их сбором; максимальное время, отведенное на заполнение анкеты – 20 минут. Учащимся была предложена анкета, состоящая из 8 вопросов. В анкете присутствовали, как закрытые, так и открытые вопросы. По содержанию вопросы были как объективные (пол, возраст), так и субъективные (выявляющие социально-психологическую установку респондента). Бланк анкеты прилагается (Приложение А). Сводная таблица результатов анкетирования учащихся прилагается (Приложение Б).
На втором этапе исследования учащимся была предложена методика «Эталонометрия», разработанная Александром Александровичем Кроником,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения научной литературы, по результатам проведения эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Из-за неоднородности структуры образа, а также недостаточных возможностей в сфере его изучения, на данном этапе развития психологии, не существует однозначного определения понятия образ. Обобщая изученные определения понятия «образ» можно прийти к заключению, что образ – это конечный результат познавательной деятельности, продукт восприятия памяти, мышления и воображения, основными функциями которого являются смыслообразование, прогнозирование, мотивация и регуляция поведения.
2. Во всем многообразии образов важную роль играют социально-перцептивные образы, то есть отраженные в сознании человека образы других людей и самого себя, как члена человеческого сообщества.
Проблемы отношений со значимыми другими давно находились в поле внимания ученых, психологов, как зарубежных, так и отечественных. В со-временной психологии также возрос интерес учёных к проблеме образа человека и его влияния на жизненный путь личности, у которой он сформирован. Однако, стоит отметить, что исследователи еще не пришли к согласию относительно того, по каким критериям можно очертить круг значимого общения конкретного человека, кого следует включить в этот круг, а кого оста-вить за его пределами.
Чаще всего к значимым относят лиц ближайшего окружения: членов семьи, родственников, друзей – людей, психологически наиболее близких человеку, то есть тех, с кем наиболее часто и интенсивно ему приходится общаться. Другой человек становится значимым благодаря тому, что он способен удовлетворить потребности человека: в успехе, в познании и исследовании, в сочувствии и опеке, в близости, общности. Количество потребностей, которые может удовлетворить значимый человек, практически не ограничено, и теоретически любая из потребностей способна «привязать» к другому человеку.
3. Анализ подросткового возраста – одна из наиболее дискуссионных проблем возрастной психологии. Сроки его начала и окончания, ведущая деятельность, новообразования – все эти аспекты неоднозначно трактуются отечественными и зарубежными психологами.
Одной из характерных черт современной психологии является возросший интерес психологов к проблеме образа значимого человека и его влияние на жизненный путь личности, у которой он сформирован. Однако, характерной особенностью работ, связанных с данными исследованиями – отсутствие единства в определении исследовательских задач, методологических оснований.
Собирательный образ взрослого, как отражение необходимых под-росткам качеств период, является той субъективной компонентой развития, которая становится необходимым штрихом для характеристики социальной ситуации развития. Образ значимого взрослого характеризуется представленностью в сознании подростков качеств, активно выделенных ими самими в процессе реального
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев. – М.: «Наука», 2000. – 351 с.
2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г.Ананьев. – М.: Институт практической психологии,1996. – 384 с.;
3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г.Ананьев. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.
4. Андреева, Г. М. Современная социальная психология на Западе/ Г.М.Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская Л. А. – М.: Издрательство московского университета, 1978
5. Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А.Бодалев. – М.: Междуна-родная педагогическая академия, 1995. – 328 с.;
6. Кон, И. С. Социология личности / И.С.Кон. – М.: «Полииздат»,1967 – 383 с.;
7. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С.Кон – М.: «Просвещение», 1989. – 255 с.
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.;
9. Ленинская теория отражения. Истина как гносеологическая категория. Сборник научных трудов. – Свердловск: Издательство УрГу., 1983. – 152 с.;
10. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.СМухина. – М.: «Академия», 1997. – 456 с.;
11. Никитин, В.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / В.А.Никитин. – М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.;
12. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.;
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.;
14. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э.Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.;
15. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я.Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
16. Родионов, В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе / В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 160 с.;
17. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Издательство Аспект Пресс, 2005. – 460 с.;
18. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р.Солсо. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.;
19. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.;
20. Хараш, А.У. «Другой» и его функция в развитии «Я» /А.У.Хараш // Общение и развитие психики / под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1986. С. 31 – 46.
21. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология /И.В.Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.;
22. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 1999. – 544 с.;
23. Шибутани, Т. Социальная психология / Т.Шибутани. – М.: «Прогресс», 1969. – 277 с.;
24. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г.Юнг. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.