ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ И ЕГО ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
ГЛАВА 2 ПРАВА СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ
ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕИСПОЛНЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В ходе развитии Республики Беларусь как суверенного государства осуществляется усовершенствование правовой системы посредством анализа сложившихся правовых отношений и большой правовой базы по регулированию современных отношений в области его исполнения. Так, с развитием различных взаимоотношений в государстве повысилось количество и характер законов и иных нормативно-правовых актов, которые осуществляют защиту и реализации законных прав и интересов субъектов общественных отношений. В государстве и обществе установилось понимание в том, что исполнение и необходимость его подробного регламентирования в законодательстве является одним из самым важнейшим правовым участком, без которого соблюдение законодательства является бессмысленным и его регулирование указывает на эффективность всего механизма правового регулирования и в области способности права воздействовать на мотивацию и соблюдение законных прав и интересов, свобод граждан, общества и государства.
Все это является неотъемлемой частью выражения Конституции Республики Беларусь, в которой закрепляется, что Республика Беларусь является правовым государством и закрепляет принципы по верховенству права и полнотой осуществления власти на свой территории, в том числе по самостоятельному осуществлению внутренней и внешней политики с обеспечением законности и правопорядка (статья 1 Конституции Республики Беларусь), указывает на то, что обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства ( часть 1 статьи 21 Конституции Республики Беларусь) и для достижении поставленных целей государство должно принимать всеми доступными способами меры по созданию внутреннего и международного порядка для осуществляя прав и свобод граждан Республики Беларусь (часть 1 статьи 59 Конституции Республики Беларусь) [1].
Развитие правовой базы и новой социальной правовой реформы в Республики Беларусь поставило вопрос о необходимости реформирования института судебного исполнительства. Так, с 1 января 2014 года в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» создана единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, которую включили в состав судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов, иных работников аппаратов общих и хозяйственных судов [2, п.1].
В дальнейшем на основе новой правовой базы и в соответствии с принципами по исполнению законодательства закрепленными в Конституции Республики Беларусь законодателем осуществлялось определение правового статуса судебных исполнителей и их правовой основы в деятельности, в том числе гарантии независимости, порядок назначения на должность, права и обязанность, ответственность как за неисполнение их решений, так и за превышение должностных обязанностей. Определение правового статуса судебных исполнителей является важным, так как они являются одним из главных гарантов по исполнению решений суда и восстановлению нарушенных прав. И предоставление «формальных» обязанностей судебным исполнителем не позволяет в полной мере осуществлять их назначение, но в противоположном случае, когда предоставляется широкий перечень полномочий может привести к нарушению прав и свобод граждан и иных лиц.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что правовой статус судебного исполнителя, как и исполнение законодательства является важной частью в законодательстве Республики Беларусь и современные этапы реформы в данной области в Республике Беларусь показывают актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследование правового статуса судебного исполнителя в Республике Беларусь.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе регулирования правового статуса судебного исполнителя в Республике Беларусь.
Предмет курсовой работы является действующее законодательство Республики Беларусь, которым регулируется правовой статус судебного исполнителя в Республике Беларусь.
Для реализации целей, поставленных в курсовой работе, необходимо разрешить следующие задачи:
1. Рассмотрение правового статуса судебного исполнителя в Республике Беларусь;
2. Охарактеризовать права и обязанности судебного исполнителя по законодательству Республики Беларусь, а также ответственность за их неисполнение;
3. Рассмотреть гарантии предоставляемые судебному исполнители в Республике Беларусь.
Методологической основой курсовой работы является аналитический метод, исследование научных трудов и нормативных правовых актов в Республике Беларусь по данной тематике, комбинирование комплексного и целевого подходов к поставленной проблематике. При подготовке использовались научные труды и учебные пособия Мартыненко И.Э., Орлов А.Б.
Правовой базой работы стали следующие нормативные правовые акты Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», Закон Республики Беларусь «О судебных исполнителях», Постановление Министерства Юстиции Республики Беларусь «Об утверждении инструкции по исполнительному производству», Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» и иные нормативные правовые акты Республики Беларусь.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ И ЕГО ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
Развитие законодательства и правовых отношений происходит не только посредством принятия, изменения и прекращения действия нормативных правовых актов, но изменениями полноценного реформирования систем, которые затрагивают многие области правового регулирования в виду их взаимосвязи. Таким объектом и послужила система реформирования судебных исполнителей в виду изменений, вступивших в законную силу с 1 января 2014 года, согласно пункт 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» Верховный Суд Республики Беларусь и Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь объединились и образовали единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам в виде Верховного Суда Республики Беларусь, который возглавил систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь [3, п.1].
Принятие данного положение и необходимости по усовершенствованию системы исполнения послужило причиной принятием Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», которые указывал на создание единой системы органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, которые сформировывались на базе соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, и с включением в ее состав в том числе судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов [2]. В том числе была определена система органов принудительного исполнения:
1. Возглавляло систему органов принудительного исполнения Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь;
2. Непосредственным осуществлением осуществляли территориальные органы принудительного исполнения, в которые вошли:
- управление принудительного исполнения главных управлений юстиции по исполнительным комитетам в Республике Беларусь;
- городские, районные (межрайонные) отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения.
ГЛАВА 2 ПРАВА СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ
Судебный исполнитель с целью исполнения своих должностных обязанностей пользуется правами и другими обязанностями, которые могут затрагивать ценности, установленные Конституцией Республики Беларусь, а также международным правом. Так, Конституция Республики Беларусь устанавливает, что высшей ценностью общества и государства человека и соблюдение его прав, свобод и гарантии по их реализации (например, обеспечивает свободу, неприкосновенность личности; ограничение или лишение личной свободы, только в случае установленного законодательством (часть 1 статьи 25 Конституции Республики Беларусь); каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28 Конституции Республики Беларусь); неприкосновенность собственности охраняется законом; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (части 2, 3 статья 44 Конституции Республики Беларусь). В том, числе Всеобщая декларация прав человека и Международным пакт «О гражданских и политических правах» устанавливают, что все люди, рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь [14, с.75]. Однако деятельность судебных исполнителей происходит в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Республики Беларусь, которая устанавливает, что ограничение прав и свобод личности допускается только в прямо предусмотренных в законодательстве Республики Беларусь случае с целью защиты национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Судебный исполнитель при исполнении реализации прав во исполнение должностных обязанностей, может влиять на других субъектов посредством реализации данных прав. Например, в зависимости от должности судебного исполнителя различаются права и обязанности, которые осуществляют на занимаемых должностях.
ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ
Особым институтом, который обладает судебный исполнитель это является закрепление на законодательном уровне гарантий, которые прямо предусмотренным в законодательстве Республики Беларусь и которыми судебный исполнитель может воспользоваться. Согласно, статье 23 Конституции Республики Беларусь, никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, в виду того, что установление гарантий правовой и социальной защиты судебных исполнителей и членов их семей имеет целью обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций; в том числе законодательством учтено особенности правового статуса судебных исполнителей, обусловленные характером осуществляемой ими публично-значимой функции, а также требования и ограничения, связанные с государственной службой.
Так, Главе 4 «Гарантии правовой и социальной защиты судебных исполнителей и членов их семей» Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителях» регулирует и закрепляет специфичные для судебных исполнителей гарантии в обеспечение исполнении ими своих служебных обязанностей. Данное закрепление гарантий имеет специфическое значение, так как в других органов государственной власти гарантии устанавливаются ведомственными нормативно-правовыми актами, но с целью особого положения судебных исполнителей предусмотрены в Законе Республики Беларусь «О судебных исполнителях». Судебный исполнитель имеет следующие гарантии правовой и социальной защиты:
1. Право на возмещение расходов при использовании услуг электросвязи;
Данное положение заключается в том, что согласно статье 11 Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителя» судебные исполнители могут возместить расходы за пользование услугами электросвязи в установленных законодательством Республики Беларусь порядке.
2. Права на возмещение расходов по проезду к месту исполнения исполнительных документов;
Данное положение заключается в том, что согласно статье 12 Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителя» судебные исполнители имеют право на возмещение расходов при проезде транспортом общего пользования (кроме такси) к месту исполнения исполнительных документов.
ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ И ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕИСПОЛНЕНИЕ
Установление обязанностей закрепленными в нормативно-правовой форме является важным не только с точки зрения выполнения своего назначение как судебного исполнителя, и установления нарушений законодательства судебным исполнителем, но и в установление ответственности, так как главная функция судебного исполнителя осуществлять исполнение и в случае его неисполнения судебный исполнитель будет подвержен ответственности. Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителях», судебный исполнитель имеет следующие обязанности:
- принимать по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов меры;
- использовать права в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- не допускать ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
- не разглашать сведения, которые были получены при исполнении служебных обязанностей (государственные секреты, банковская тайна или другая информация, распространение которой ограничено);
- заявлять самоотвод, в случае, когда лично (прямо или косвенно) заинтересован в исполнении исполнительного документа. Например, брак, близкое родство, опека или попечительство;
- подтверждать полномочия служебным удостоверение;
- исполнять поручения других судебных исполнителей о совершении отдельных исполнительных действий на другой территории;
- предоставлять сторонам исполнительного производства (представителям) возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, в том числе делать выписки и копии;
- принимать меры по установлению места нахождения должника (объявление розыска через органы внутренних дел).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Республика Беларусь являясь правовым государством закрепляет принципы по верховенству права и полноты осуществления власти на свой территории, обеспечение прав и свобод граждан как высшая цель государства и для достижения поставленных целей государство принимает все доступные способы и меры по созданию порядка для осуществляя прав и свобод граждан Республики Беларусь, таким правовым способом и является обеспечение исполнение в виде судебных исполнителей. Проведенные реформы в области судебной системы, затронули и судебных исполнителей, однако все данные реформы послужили развитием новой формы осуществления и закрепления исполнительного производства на законодательном уровне, в том числе расширилось и уточнилось определение правового статуса судебных исполнителей и их правовой основы в деятельности, в том числе гарантии независимости, порядок назначения на должность, права и обязанность, ответственность как за неисполнение их решений, так и за превышение должностных обязанностей.
Все вышеуказанные изменения являются важными, так как позволяет в полной мере осуществлять прямое назначение судебных исполнителей в исполнении решений. Изменения, которые осуществляются на настоящее время и количество принятых нормативно-правовых актов при их анализе позволяет установить на разработанность и закрепленность все положений, касающихся положения судебного исполнителя.
2. Правовой статус судебного исполнителя как государственного служащего необходим в обеспечении высокого уровня выполнения функции исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, с целью обеспечения данного установлены особые требования к лицу, назначаемому на должность судебного исполнителя, включая способность по своим профессиональным знаниям, моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.
3. Важной особенностью судебного исполнителя является в его способности ограничивать конституционные права, однако данная функция является законной и обусловлена целью по соблюдению конституционного принципа обязательности судебных постановлений для всех граждан и тем самым реализацию закрепленного в Конституции Республики Беларусь права на судебную защиту, которое выступает гарантией обеспечения других конституционных прав и свобод личности. Ограничения устанавливаются не произвольно, а с учетом интересов сторон в исполнительном производстве и лишь в пределах, необходимых для защиты нарушенных прав взыскателя.
4. Права и обязанности судебного исполнителя по принудительному исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, в том числе ограничивающие конституционные права граждан и законные интересы организаций являются законными и выражают положения Конституции Республики Беларусь об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией Республики Беларусь, об обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц. В настоящий момент права и обязанности судебного исполнителя в полной мере соответствуют законодательству Республики Беларусь и позволяет судебным исполнителям в полной мере осуществлять свою функцию по исполнению решений.
5. Правовой статус судебного исполнителя имеет свою специфику и выражается в закреплении льгот и гарантий на законодательством уровне с целью обеспечения не только особого правового статуса для его правовой защищённости при исполнении своих обязанностей (например, страхование), но и установление независимости при осуществлении своих прав и обязанностей в служебной деятельности судебного исполнителя.
6. Наделение судебных исполнителей значительными полномочиями, которые затрагивают конституционные права и свободы граждан, права и законные интересы организаций, влечет необходимость обеспечения действенного контроля за их деятельностью, а также установления ответственности судебных исполнителей. Так, в соответствии с законодательством Республики Беларусь за нарушение законодательства судебным исполнителем (злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей) несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь. Дополнительной мерой по обеспечении правомерности действий судебных исполнителей является контроль его действий со стороны вышеуказанных органов, которые в том числе должны осуществлять проверку полноты и своевременности исполнения исполнительных документов и их результатов.
1. Конституция Республики Беларусь: текст по состоянию на 1994 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электрон. Ресурс] / ООО «ЮрСпектр», НЦПИ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 «О некоторых во-просах совершенствования организации исполнения судебных постанов-лений и иных исполнительных документов» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Декрет Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 «Об исполнительном производстве» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 «О судебных исполнителях» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 «Об учреждении форменной одежды и знаков различия работников органов принудительного исполнения» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Мартыненко, И.Э. Судоустройство и судопроизводство по хозяйственным спорам: учеб.пособие / И.Э.Мартыненко. - Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы-2009. - c. 582.
9. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 «О судебных исполнителях» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: текст по состоянию на 01.01.2018 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.10.2015 «Об правилах профессиональной этики судебного исполнителя» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 «Об исполнительном производстве» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 13.10.2016 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителях» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Орлов, А.Б. Организация деятельности службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь: учеб.пособие / А.Б.Орлов. – Минск, 2009. - c. 210.
15. Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 20.06.2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.03.2012 «Об утверждении положения о порядке и размере выплаты судебным исполнителям главного управления принудительного исполнения министерства юстиции и территориальных органов принудительного исполнения денежной компенсации за использование принадлежащих им транспортных средств в служебных целях» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2003 «Об утверждении положения о порядке и условиях обязательного государственного страхования судебных исполнителей» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.09.2003 «Об утверждении положения о порядке и условиях обязательного государственного страхования судебных исполнителей» // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Воробей, А.Н. Судебным исполнителям свой закон: научный комментарий / А.Н.Воробей. - Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Бандык, О.И. Жалоба на бездействие судебного исполнителя: научный комментарий / О.И.Бандык. - Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.