ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа эмпирического исследования девиантного поведения подростков
2.2 Анализ исследования агрессивности подростков
2.3 Склонность к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа эмпирического исследования девиантного поведения подростков
Теоретико-методологическими основаниями данного исследования являются:
Подход к изучению агрессивности Р. Бэрона, Д. Ричардсона который постулирует о том, что агрессивность определяется как склонность или избирательная направленность личности на определённую деятельность.
Гипотеза:
Существуют половые различия в форме проявления девиантного поведения подростков.
Метод исследования: опрос.
Методики исследования. В данном исследовании использовались следующие методики:
1. «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко). «Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности. Опросник состоит из 55 утверждений и позволяет диагностировать несколько уровней агрессивности: очень низкий, невысокий, средний, повышенный, очень высокий» (Приложение Б).
2. Опросник состояния агрессии Басса-Дарки. «Данный опросник состоит из 75 утверждений и помогает рассмотреть агрессию как комплексный феномен (Приложение А). Ответы оцениваются по 8 шкалам:
• Физическая агрессия
• Косвенная агрессия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом для подростков характерен высокий уровень агрессивности и агрессии. Для девочек в данном возрасте характерен более высокий уровень агрессивности, нежели чем для мальчиков-подростков. Подростки склонны к физической и вербальной агрессии, также у них выявлен повышенный уровень подозрительности. Подозрительность – это недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Может проявляться в необоснованных подозрениях, что окружающие используют, обманывают подростка или даже сознательно причиняют ему вред.
Исследование показало, что для мальчиков-подростков характерна спонтанность агрессии и неумение ее переключать на неодушевленные предметы или же переводить в деятельность. Для девочек-подростков больше характерна анонимная агрессия и аутоаугрессия. Это можно объяснить особенностями возрастного периода, когда девочки начинают замечать изменения своего тела и часто не принимают их, что в свою очередь, приводит к желанию его изменить путем различных телесных модификаций, которые также являются формой аутоагрессии.
Подростки в большинстве склонны к отклоняющемуся поведению, они хорошо контролируют свое эмоциональное состояние, однако проявляют насилие и агрессию по отношению к окружающим, склонные к аутоагрессии, к саморазрушению и самоповредающему поведению. Данные результаты объясняются особенностями рассматриваемого возрастного периода, а также современными агрессивными тенденциями, которые диктует общество.