Реферат
Курсовая работа 32 страницы, 46 источников
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, ценностно-смысловые образования, отклоняющееся поведение, социальная норма, подростки
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: ценностно-смысловая сфера подростков с отклоняющимся поведением.
Цель исследования: изучить ценностно-смысловую сферу подростков с отклоняющимся поведением.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения и систематизации.
Полученные результаты: проведен теоретический анализ проблемы развития ценностно-смысловой сферы личности в современной психологической литературе, изучены психолого-педагогические аспекты отклоняющегося поведения подростков, изучена ценностно-смысловая сфера подростков с отклоняющимся поведением.
Теоретическая значимость: обобщены и систематизированы материалы по проблеме ценностно-смысловой сферы подростков с отклоняющимся поведением.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологом в работе с подростками по развитию ценностно-смысловой сферы.
Область применения: педагогическая психология, возрастная психология, психология девиантного поведения.
Введение
Актуальность исследования. Формирование гармоничной, всесторонне развитой личности является одной из главных задач современного общества. В подростковом возрасте происходит развитие познавательных способностей и становления характерологических свойств личности, формируется ценностно-смысловая сфера. Ценностно-смысловая сфера регулирует поведение личности, является критерием выбора, нравственной оценкой поступков. Многие ученые рассматривают деформацию ценностно-смысловой сферы, как основной фактор, определяющий девиантный путь развития личности.
Проблема отклоняющегося поведения у подростков актуальна в современном обществе. Сегодня подростки переживают кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит бессистемно и хаотично. В сознании современных подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону саморазрушающей, асоциальной, противоправной деятельности.
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм (В.В. Ковалев), или как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. Такое поведение является системным явлением, в формировании которого принимают участие исторические, макросоциальные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы. Многие авторы особое значение придают именно психологическим факторам отклоняющегося поведения подростков.
Проблемой девиантного поведения подростков занимались такие авторы как С.А. Беличева, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, И.А. Фурманов и др.
С.А. Беличева среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от обязанностей, уход от активной общественной жизни).
Е.В. Змановская девиантное поведение подразделяет на три группы: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное) и аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Ю.А. Клейберг изучала психологические особенности девиантных подростков. Причины девиантного поведения исследовал В.Т. Кондрашенко.
1 Теоретический анализ проблемы развития ценностно-смысловой сферы личности в современной психологической литературе
Ценностно-смысловая сфера в отечественной психологии исследуется многими авторами и рассматривается как функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.И. Непомнящая).
Структурными компонентами ценностно-смысловой сферы личности являются:
– ценностные ориентации, личностные смыслы и установки (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.А. Березина);
– ценностно-смысловые образования (Ю.М Кузнецова);
– ценностное отношение (Ф.Ф. Василюк, Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев);
– смыслообразование (Б.С. Братусь, А.Г. Асмолов);
– регуляция (А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, М.С. Яницкий).
Д.А. Леонтьев определяет смысловую сферу личности – главную основополагающую подструктуру – как особым образом организованную совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [1, с. 657].
По мнению А.Н. Леонтьева, личностные ценности – это центральная структура смысловой сферы личности, которая является источником смыслообразования вместе с другими обобщенными смысловыми ориентациями [2, с. 128].
Согласно А.Г. Асмолову в личностных смыслах действительность открывается со стороны жизненно значимых для человека знаний, мотивов, целей и обладает свойствами осознанности, относительной устойчивости, положительной окрашенностью, реализуются в действиях и поведении [3, с. 26].
В работе Ю.М. Кузнецовой рассматриваются многочисленные функции ценностей личности. Так, личностные ценности выполняют адаптивную, эгозащитную, функцию ценностного изъявления, системообразующую, смыслообразующую, функцию контроля, побуждающую (активизирующую) функцию. Основная функция личностных ценностей – регулятивная [4, с. 8].
Осознанные смысловые образования, которые носят предельно общий характер, называются личностными ценностями. Б.С. Братусь утверждает, что смысловые образования представляют собой основные образующие единицы сознания личности, которые определяют отношение к основным сферам жизни. Личностные смыслы (часто неосознаваемые) отличаются от ценностей личности (осознанных и принятых человеком). Смысловые
2 Психолого-педагогические аспекты отклоняющегося поведения подростков
Поведение, выходящее за рамки нормы, принятой в конкретном обществе, называется отклоняющимся или девиантным. Проблемой изучения отклоняющегося поведения у подростков занимались такие исследователи, как Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, С.А. Беличева и другие.
В работе Е.В. Змановской отклоняющееся поведение определяется как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, что сопровождается ее социальной дезадаптацией [19, с. 58].
По мнению Л.Б. Шнейдер отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам [20, с. 149].
Согласно С.А. Беличевой отклоняющееся поведение представляет собой результат неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах [20, с. 150].
Л.Р. Аптикиева, А.Х. Атикиев определяют отклоняющееся поведение как систему поступков, противоречащих социально принятым нормам – совокупности правил, требований, регулирующих общественное поведение, его характер, объем, границы социально ожидаемого и допустимого [21, с. 40].
Определение понятия «отклоняющееся поведение» предполагает выделение существенных признаков явления. Согласно Е.В. Змановской, признаками отклоняющегося поведения являются:
1) отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным со¬циальным нормам. Другими словами это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам;
2) отклоняющееся поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего, санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности - навешивание на нее ярлыка;
3) особенность отклоняющегося поведения заключается в том, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях отклоняющееся по¬ ведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например, суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление
3 Ценностно-смысловая сфера подростков с отклоняющимся поведением
Подростковый возраст представляет собой стадию онтогенетического развития между детством и взрослостью, охватывающий период от 11-12 до 14-15 лет, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
В психологической литературе подростковый возраст принято относить к категории критических возрастных этапов, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. В подростковом возрасте отмечается наличие и интенсивность гормональных и телесных изменений, развитие когнитивной и эмоционально-волевой сфер [25, с. 189].
Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является формирование личности подростка, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности. Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития, специфика которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Избавление от родительской опеки проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений. Семья, школа и сверстники подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл [33, с. 425].
Подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска. Даже в нормальном, протекающем без аномалий и девиаций развитии, подростковая стадия – это период повышенной эмоциональности, проявляющейся через возбудимость, страстность, частую смену настроений, психоэмоциональную неустойчивость, частую непредсказуемость поведения.
Внутренние личностные противоречия подростков являются противоречиями развивающейся личности, обусловленные психологическим созреванием, самоидентификацией, поиском «Я-концепции» и жизненных ценностных ориентиров. М. Раттер отмечает, что развитие личности ребенка никогда не проходит гладко, так как прогресс психологического развития, опыт столкновения с жизненными проблемами, чередование фаз развития и совершенствования, контроль над средой приводят к неизбежным трудностям переходного возраста [23, с. 62].
Провоцирующими факторами отклоняющегося поведения являются:
– нервно-психическая неустойчивость;
– акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы);
– поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации;
– другие особенности подросткового возраста;
Заключение
Проведенное теоретическое исследование по теме ценностно-смысловой сферы подростков с отклоняющимся поведением позволяет сделать следующие выводы:
Ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующая способы их достижения. Структурными компонентами ценностно-смысловой сферы личности являются: ценностные ориентации, личностные смыслы и установки, ценностно-смысловые образования, регуляция. Для смысла ценностно-смысловой сферы личности главным является определение значимости того или иного явления действительности для субъекта, что предполагает форму отношения к миру. Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности. Личностные ценности выполняют регулятивную, адаптивную, эгозащитную, функцию ценностного изъявления, системообразующую, смыслообразующую, функцию контроля, побуждающую (активизирующую) функцию. Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. Становление системы личностных смыслов проходит в своем развитии ряд этапов. Качественно новый уровень смысловая система личности обретает при переходе к подростковому возрасту.
Девиантное поведение является устойчивым поведением личности, которое отклоняется от социальных норм, причиняет реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождается социальной дезадаптацией. Девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Подростковый возраст характеризуется глубокими как физиологическими, так и психологическими изменениями, и отличается особой склонностью подростков к разнообразным нарушениям в поведении. У подростков обнаруживается такие виды и формы девиантного поведения как антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение; аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение, агрессивное поведение, суицидное поведение. Процесс возникновения девиантного поведения связан с комплексным воздействием социальных, биологических и психологических факторов. Отклоняющееся поведение подростков часто приводят к социальной дезадаптации. Появление социальных отклонений подростков в значительной мере зависит от его социального окружения.
Ценностно-смысловая сфера подростков с отклоняющимся поведением характеризуется следующими особенностями: низкий уровень сформированности ценностно-смысловой системы (в плане ее иерархической
1 Закревская, О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков / О.В. Закревская // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 655-659.
2 Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2009. – 423 с.
3 Волков, А.А. Личность в ценностно-смысловой интерпретации / А.А. Волков. – 2013. – № 1. – С. 23-271
4 Кузнецова, Ю.М. Структурные и содержательные характеристики ценностных образований личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Ю.М. Кузнецова. – М., 2006. – 20 с.
5 Калугин, А.Ю. Структура ценностно-смысловой сферы личности / А.Ю. Калугин // Человек в мире. Мир в человеке. – М., 2014. – С. 500-507.
6 Куриленко, Ю.А. Смысловая сфера как структурный элемент личности / Ю.А. Куриленко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 2. – С. 20-23.
7 Потанина, Л.Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на разных этапах онтогенеза / Л.Т. Потанина // Вестник МГОУ. – 2011. – № 4. – С. 69-75.
8 Фролова, Н.Д. Ценностно-смысловая сфера личности несовершеннолетнего правонарушителя / Н.Д. Фролова, Н.Д. Шумакова // Психологические науки. – 2015. – № 3. – С. 223-226.
9 Коковина, Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности / Л.Н. Коковина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 2. – С. 139-143.
10 Дуда, И.В. О.А. Формирование ценностных ориентаций школьников: теоретический и практический аспекты / И.В. Дуда, О.А. Сидоренко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2010. – № 1. –
С. 21-27.
11 Федосова, И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе / И.В. Федосова // Ценности и смыслы. – 2009. – № 1. – С. 75-89.
12 Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 360 с.
13 Эфа, С.Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе / С.Г. Эфа // Сибирский журнал науки и технологий. – 2006. – № 1. – С. 166-169.
14 Нагоева, Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л.Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76–79.
15 Ясечко, С.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин / С.В. Ясечко // Материалы научно-практич. конференции (27‒28 ноября 2014 года). В 2 ч. Ч. 1 / ред. колл.: Б. М. Хрусталев [и др.]. – Минск: БНТУ, 2014. – С. 304-312.
16 Васильева, Л.А. Аксиологические аспекты профессиональной компетентности / Л.А. Васильева // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 8. – С. 87-88.
17 Овчарова, Р.В. Практикум по социальной психологии / Р.В. Овчарова. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2012. – 166 с.
18 Близнецова, О.И. Ценностно-смысловая сфера личности студентов как цель воспитания / О.И. Бизнецова, И.П. Шапенкова // Вестник НГПУ. – 2015. – № 2. – С. 152-156.
19 Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер, 2012. – 532 с.
20 Черепкова, Н.В. Профилактика девиантного поведения подростков в семье / Н.В. Черепкова, Л.В. Коршиква, О.А. Немцова // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2014. – № 2. – С. 149-150.
21 Аптикиева, Л.Р. Психолого-педагогический аспект коррекции отклоняющегося поведения подростков / Л.Р. Аптикиева, А.Х. Атикиев // Вестник Оренбурского гос. н-та. – 2007. – № 1. – С. 40-47.
22 Коповая, О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы / О.В. Коповая, А.С. Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 80 с.
23 Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
24 Ничишина, Т.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних / Т.В. Ничишина, А.М. Ткачук. – Брест: БрГУ, 2009. – 96 с.
25 Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 960 с.
26 Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.
27 Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения / Е.Б. Усова. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180 с.
28 Мельников, М.Е. К исследованию психофизиологии идентичности химически зависимых лиц в контексте биоуправления: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / М.Е. Мельников. – Новосибирск, 2014. – 18 с.
29 Копытов, А.В. Мотивы употребления алкоголя подростками и молодыми людьми с проблемами алкогольной зависимости / А.В. Копытков // Вестник Витебского гос. мед. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 105–110.
30 Петрусевич, Д.Ф. Детерминация девиантного поведения подростков / Д.Ф. Петрусевич // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2. – С. 139-141.
31 Фурманов, И.А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2010. – 250 с.
32 Старкова, Н.А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучных условий взросления / Н.А. Старкова // Аллея науки. – 2017. – № 14. – С. 730-733.
33 Иванов, Д.В. Социально-психологические детерминанты аддиктивного поведения подростков / Д.В. Иванов // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 2. – С. 424-426.
34 Прялухина, А.В. Проблемы развития девиантной личности подростков / А.В. Прялухина, Л.Г. Лаптев // Человеческий капитал. – 2017. – № 3. – С. 88–90.
35 Ловпаче, Ф.Г. Особенности эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением / Ф.Г. Ловпаче, З.З. Мамышева // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. –№ 2. – С. 100-106.
36 Остапенко, Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 1. – С. 54-60.
37 Ощепков, А.А. Экспериментальное исследование применения экзистенциальной психокоррекции ценностно-смысловой сферы личности девиантных подростков / А.А. Ощепков // Вестник Урмудскоо ун-та. – 2012. – Вып. 4. – С. 43-49.
38 Яницкий, М.С. Ценностная регуляция поведения личности и ее нарушение при различных формах социальных девиаций / М.С. Яницкий // Вестник КРАУНЦ. – 2011. – № 2. – С. 119-131.
39 Ошевский, Д.С. Искажение ценностных ориентаций как фактор риска употребления подростками психоактивных веществ / Д.С. Ощевский, Е.О. Балашова // Психология и право. – 2012. – № 2. – С. 1-5.
40 Полкознина, Л.Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Л.Г. Полкознина. – СПб., 2009. – 18 с.
41 Килина, И.А. Особенности ценностно-смысловых ориентаций личности подростков, употребляющих наркотические вещества: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И.А. Килина. – Кемерово, 2005. – 19 с.
42 Месникевич, С.А. Ценностные ориентации подростков с девиантным поведением / С.А. Месникевич, Е.В. Зайко [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/11135/1/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%2C%20%D0%97%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE.pdf. – Дата доступа: 16.04.2018.
43 Разумовская, П.Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / П.Е. Разумовская. – Москва, 2009. – 20 с.
44 Фокина, И.В. Специфика ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением / И.В. Фокина // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2010. – № 9. – С. 61–63.
45 Гапонова, С.А. Развитие психологических механизмов компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением / С.А. Гапонов // Вестник Саратовского областного института развития. – 2017. – № 2. – С. 22–27.
46 Касумова, С.Р. Проблема дезадаптации подростков с девиантным поведением / С.Р. Касумова // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. – № 3-1. – С. 52–54.