Введение
Глава 1 Понятие психологической готовности как предпосылки к работе с музыкально одаренными учащимися
1.1 Научно-теоретические основы понятия «психологическая готовность»
1.2 Психологические особенности музыкально-одаренных детей
Глава 2 Психологическая готовность педагогов к работе с музыкально одаренными детьми
2.1 Исследование уровня психологической готовности педагогов Брестской музыкальной школы №1
2.2 Методические рекомендации для педагогов-музыкантов по работе с одаренными детьми
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Методика А.И. Доровского по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми
Приложение Б Результаты исследования уровня готовности педагогов к взаимодействию с музыкально одаренными детьми
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 41 страница, 2 таблицы, 25 источников, 2 приложения.
Ключевые слова: психологическая готовность, психологическая готовность педагога, одаренность, музыкально одаренные дети, музыкальные способности.
Объект исследования – психологическая готовность педагогов.
Предмет исследования – психологическая готовность к взаимодействию педагогов с музыкально-одаренными детьми.
Цель курсовой работы (проекта): исследовать психологическую готовность к взаимодействию педагогов с музыкально одаренными детьми.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, сравнительно-сопоставительный анализ, тестирование, количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.
Получены следующие результаты: рассмотрено понятие психологической готовности, отмечены основные особенности психологической готовности к взаимодействию педагогов с музыкально одаренными детьми Брестской музыкальной школы №1, даны рекомендации по профессиональной подготовке к взаимодействию педагогов с музыкально одаренными детьми.
Практическая значимость: данные эмпирического исследования, можно использовать педагогам-музыкантам для повышения профессиональной готовности к взаимодействию с музыкально одаренными детьми.
ВВЕДЕНИЕ
Успешное осуществление профессиональной деятельности в условиях образовательного процесса базируется на готовности педагога к труду. Одной из главных составляющих готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплекс психологических качеств, как синтез функциональных, операциональных и личностных компонентов.
В настоящее время в условиях динамичной образовательной системы, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность педагога существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.
Работа учителя с музыкально одаренными детьми предполагает наличие и развитие специальных качеств и характеристик личности. Исследователи отмечают, что одаренные дети, остро чувствуют различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. Важно то, что музыкальные проявления одаренных самопроизвольны и практически не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает своего рода толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей. Психологические особенности музыкально одаренных детей обусловливают наличие определенного подхода к их обучению.
Изучение широкого спектра исследований показали, что концептуальные основы деятельности учителя-музыканта анализируются в работах О.А. Абдуллиной, Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Вяткина, B.C. Грехнева, Г.И.Железовской, В.А. Канн-Калик, М.С. Кобзева, В.Я. Макашова, и др. В исследованиях А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, A.А. Леонтьева, А.К. Марковой, Е.Н.
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К РАБОТЕ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
1.1 Научно-теоретические основы понятия «психологическая готовность»
Важнейшей составляющей готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности является комплекс специальных знаний, умений, навыков и психологическая установка. Понятие «готовность» широко используется в психолого-педагогической литературе и рассматривается исследователями с различных точек зрения. Д.Н. Узнадзе обозначает ее как установку, Б.Г. Ананьев – как наличие у субъекта определенных способностей, В.А. Крутецкий – как комплекс личностных свойств, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович – как условие и регулятор деятельности. Готовность рассматривается с различных аспектов, в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. В частности, по отношению к определенному виду деятельности она понимается как «мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств, знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижения социально-значимых целей, результатов» [12, с. 9].
С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин придерживаются точки зрения, что «готовность» представляет собой комплексное понятие, тесно связанное с личными качествами человека. «Личность характеризуют миропонимание, уровень профессионализма, мотивационная и ценностная сферы, а также общественная значимость и готовность к осуществлению социальной деятельности» [20, с. 218].
«Готовность» имеет тесную взаимосвязь с понятием «деятельности», которая проявляется как внутренняя и внешняя активность человека. Деятельность осуществляется в рамках сотрудничества между ее объектами и подчиняется системе общественных отношений. «Осуществляя определенную
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Исследование уровня психологической готовности педагогов Брестской музыкальной школы №1
В ходе работы было проведено исследование психологической готовности педагогов к взаимодействию с музыкально одаренными детьми. Исследование проводилось на базе Брестской музыкальной школы №1. Была определена следующая цель исследования: изучить уровень психологической готовности педагогов к работе с музыкально одаренными детьми.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- изучение возрастных особенностей педагогов с целью разделения их на две группы;
- проведение исследования на основе методики А.И. Доровского (Приложение А);
- выявление педагогов не готовых к взаимодействию с музыкально одаренными детьми;
- разработка методических рекомендаций по подготовке педагогов к взаимодействию с музыкально одаренными детьми.
В исследовании принимали участие учителя в возрасте от 25 до 55 лет, в количестве 30 человек. Для более дифференцированного сравнительного анализа выборка была поделена на две группы по 15 человек. В первую группу вошли молодые педагоги, возраст которых составил от 25 до 38 лет. Во вторую группу вошли педагоги с большим стажем работы, возраст которых составил от 38 до 55 лет.
Описание методики.
Методика А.И. Доровского позволяет определить аспекты отношения педагогов к одаренным детям и к работе с ними. Так как методика направлена на изучение особенностей взаимодействия с одаренными детьми, то в ходе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкально одаренные дети представляют собой культурный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остается актуальной и требует дальнейшего разрешения. Важнейшей составляющей готовности педагога-музыканта к осуществлению профессиональной деятельности является комплекс специальных знаний, умений, навыков и психологическая установка.
Изучение теоретической литературы по теме психологической готовности педагога к взаимодействию с музыкально одаренными детьми приводит к выводу, что психологическая профессиональная готовность есть результат подготовки к определенному виду деятельности, и представляет собой целую систему профессионально необходимых качеств личности, включая особое психическое состояние и желание участия в данной деятельности. Ключевое значение в подготовке учителя любой специальности имеет опора на принцип профессионально-деятельностной направленности в работе. Таким образом, понятие «психологическая готовность» представляет собой синтез профессионально необходимых качеств педагога-музыканта, проявляющихся в деятельности.
В ходе работы было выявлены психологические особенности, присущие музыкально одаренным детям. Было выявлено, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями. Они могут продолжительное время сосредотачивать усилия на том, что их привлекает, проявляя характерную для одаренных детей черту – перфекционизм. Уровень потребности достижения, уровень притязаний у них выше, чем у способных детей.
В ходе работы было проведено исследование психологической готовности педагогов к взаимодействию с музыкально одаренными детьми. Исследование проводилось на базе Брестской музыкальной школы №1. Была
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.
2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей: учебн. пособие / В.П. Анисимов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – 92 с.
3. Арчажникова, Л.Г. Профессия-учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1989. – 111 с.
4. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. – М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.
5. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, А.В. Конеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
6. Гаврилова, Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т.П. ГАврилова // Психология межличностного познания. – М.. Педагогика, 1981. – С. 122-139.
7. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.,1983. – 190 с.
8. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбин. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 319 с.
9. Колыбекова, А.А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя музыки к работе по эстетическому воспитанию школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1987. – 23 с.
10. Конышева, Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте: Автореферат канд. пед. наук. – М., 1979. – 51 с.
11. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 320 с.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев // Психология личности. – М., 1982. – 21 с.
13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1981. – 232 с.
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. – М., 1990, – 192 с.
15. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: Исследование Монография / В.В. Медушевский. – М.: Композитор, 1993. – 262 с.
16. Мелхорн, Г. Гениями не рождаются: Общество и способности / Г. Мелхорн. – М.: Просвещение, 2012. – 248 с.
17. Муцмахер, В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки / В.И. Муцмахер: Науч. редактор А.И. Николаева: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М. : МГПИ, 1988. – 62 с.
18. Мышкина, В.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности : учеб. пособие / В.Т. Мышкина // Всесоюз. ин-т повышения квалификации работников культуры, каф. муз. театра и концерт.-филармон. деятельности. – М., 1986. – 137 с.
19. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 184 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
21. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. – М., 1976. – 160 с.
22. Тарасов, Г.С. Психология музыкальных способностей / Г.С. Тарасов // Спутник учителя музыки. – М: Просвещение, 1993. – С. 55-62.
23. Теплов, Б.М. Избранные труды: в 2- х т. Т.1 / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
24. Терасье, Ж.К. Сверходаренные дети / Ж.К. Терасье. – М., 1999. – 259 с.
25. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: «Академия», 2003. – 368 с.