Введение
Глава 1 Авторитет учителя в контексте педагогического взаимодействия
1.1 Научно-теоретические основы понятия «авторитет учителя»
1.2 Структура педагогического авторитета и пути его формирован
1.3 Профессиональные характеристики авторитетного учителя
Глава 2 Психологическая готовность педагогов к работе с музыкально одаренными детьми
2.1 Исследование содержания представления о качествах авторитетного учителя у учащихся ГУДО «Детская музыкальная школа искусств №2» г. Бреста
2.2 Рекомендации по развитию профессиональных качеств учителя, способствующих формированию его
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Тест «Закончи предложение»
Приложение Б Качественные характеристики педагога, предложенные для ранжирования
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38 страниц, 1 таблица, 22 источника, 2 приложения.
Ключевые слова: авторитет учителя, авторитетные качества, представление об авторитетном учителе, профессиональные качества.
Объект исследования – авторитет учителя.
Предмет исследования – особенности содержания представления об авторитетном учителе у детей, занимающихся музыкой.
Цель курсовой работы: исследовать особенности содержания представления об авторитетном учителе у детей, занимающихся музыкой.
Методы исследования: метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы по теме исследования, метод структуризации фактического материала, сравнительно-сопоставительный анализ, тестирование, количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.
Получены следующие результаты: рассмотрено понятие «авторитет учителя», отмечены основные характеристики авторитетного учителя и условия формирования авторитета, исследовано содержание представления о качествах авторитетного учителя у учащихся ГУДО «Детская музыкальная школа искусств №2» г. Бреста, предложены рекомендации по развитию профессиональных качеств учителя, способствующих формированию его авторитета.
Практическая значимость: данные эмпирического исследования, можно использовать педагогам-музыкантам для повышения профессиональной качеств и повышения авторитета собственной личности в глазах учащихся.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире резко меняется роль учителя. Стремительное развитие информационной среды делает его менее значимым в качестве источника передачи знаний. Наиболее востребованными являются личностные качества учителя: умение общаться и бороться за собственное достоинство и достоинство личности ученика, умение быстро решать жизненно важные задачи. Многообразие социальных стратегий во многом способствует разрушению стереотипов восприятия учительской профессии. В то же время в обществе все более востребованными становятся нравственные ориентиры.
Одной из главных категорий современного образовательного процесса является авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Педагог, признающейся авторитетным, может во многом рассчитывать на достижение успеха в своей деятельности. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников предмет, который преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания. По словам Н.К. Крупской «для учеников идея неотделима от личности, то, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек» [13, с. 265].
Авторитет учителя и стиль педагогического взаимодействия в контексте профессионального самоопределения изучали Ю.П. Азаров, Г.М. Андреева, И.П. Андриади, М.М. Бахтин, Ф.Н. Гоноболин, В.В. Зеньковский, И.А. Зимняя, И.П. Иванов, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Левитов, А.С. Макаренко, А.К. Маркова, М.Н. Миронова, Е.И. Рогов, Ю.В. Сенько М.И., Станкин, Д.И. Фельдштейн, Т.А. Флоренская, В.Д. Шадриков и др.
АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 Научно-теоретические основы понятия «авторитет учителя»
Педагогическая психология и педагогика традиционно указывает на особую роль учителя в процессе обучения. Одних педагогов дети любят, уважают, к ним прислушиваются, их выбирают себе в качестве объекта подражания, демонстрируя при этом хорошие результаты в учебной деятельности. Других педагогов избегают, игнорируют, теряя мотивацию и интерес к овладению даже изначально понравившимся предметом.
В психологии существует масса теоретических и эмпирических исследований, посвященных проблемам установления продуктивных отношений между педагогами и учащимися. Исследователи Н.Ф. Гоноболин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Д.Ф. Самуйленков, И.П. Андриади, А.А. Реан, М.Ю. Кондратьев рассматривают эти отношения с различных методологических платформ. При этом все сходятся во мнении, что «не только существует взаимосвязь между личностями учителя и ученика, но и существует определенное влияние индивидуальных свойств учителя на учащегося, на его мотивацию и поведение» [2, с. 23]. Тем не менее, далеко не каждый учитель легко может повлиять на учащегося, увлечь его за собой. И как показывает практика, причина кроется в восприятии учащимися педагога как авторитета.
Понятие об авторитете учителя зародилось еще в древности. Анализ имеющейся информации показывает, что реализация авторитета зависит от экономических, общественных и политических отношений. Так, в рабовладельческих и феодальных обществах авторитет учителя строился целиком на страхе и слепом подчинении, поддерживался исключительно наказаниями. Подобным образом он представлен в буржуазной школе, которая продолжала транслировать идею авторитарного воспитания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
2.1 Исследование содержания представления о качествах авторитетного учителя у учащихся ГУДО «Детская музыкальная школа искусств №2» г. Бреста
В ходе работы было проведено исследование содержания представления о качествах авторитетного учителя у учащихся, которые обучаются музыке. Исследование проводилось на базе ГУДО «Детская музыкальная школа искусств №2» г. Бреста. Была определена следующая цель исследования: изучить содержание представления о качествах авторитетного учителя у учащихся.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- проведение исследования на основе анализа ответов теста «Закончи предложение»;
- проведение исследования на основе ранжирования педагогических качеств;
- выявление ведущих качеств авторитетного учителя в представлении учащихся;
- разработка методических рекомендаций по развитию профессиональных качеств учителя, способствующих формированию его авторитета.
В исследовании принимали участие дети в возрасте от 7 до 10 лет, в количестве 30 человек.
Описание методики.
Для проведения исследования детям было предложено пройти тест, где каждый ребенок должен был закончить предложение (Приложение А). Пи использовании данной методики были получены следующие результаты. Ответы на предложение «Я люблю своего учителя, потому что он…» имели следующие варианты дополнения: добрый, хорошо объясняет, справедливый,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было выяснено, что авторитет учителя это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. Истинный авторитет - это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.
Целью работы было выявление компонентов, составляющих содержание педагогического авторитета и определение их значения для детей, обучающихся музыке. В ходе исследования мы выявили два основных компонента педагогического авторитета: личностный (любовь к детям, любовь к профессии, терпение, доброта, справедливость, ит.п.) и профессиональный (педагогические знания, педагогический такт, стиль взаимодействия и т.п.). И эти компоненты по-разному воспринимаются детьми.
В ходе работы было проведено исследование содержания представления о качествах авторитетного учителя у учащихся, которые обучаются музыке. Исследование проводилось на базе ГУДО «Детская музыкальная школа искусств №2» г. Бреста. Была определена следующая цель исследования: изучить содержание представления о качествах авторитетного учителя у учащихся. В исследовании принимали участие дети в возрасте от 7 до 10 лет, в количестве 30 человек.
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
2. Андриади, И.П. Истоки становления авторитета учителя / И.П. Андриади // Школа и производство. – 2001. – №8. – С.21-26.
3. Андриади, И.П. Теория и практика становления авторитета учителя: Монография / И.П. Андриади. – Иркутск, 1999. – 257 с.
4. Арчажникова, Л.Г. Профессия-учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1989. – 111 с.
5. Безбородкина, Е.С. Представления подростков об идеальном учителе XXI века / Е.С. Безбородкина // Служба практической психологии в системе образования. – СПб.: СПб АППО, 2006. – №10. – С. 34-38.
6. Березняк, Е. Авторитет учителя: из чего он складывается / Е. Березняк // Учитель. – М., 1997. – №3. – С. 6-10.
7. Гоноболин, Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Просвещение, 1968. – 410 с.
8. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С.Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1989. – 89 с.
9. Кан-Калик, В.Я. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя / В.Я. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.
10. Колыбекова, А.А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя музыки к работе по эстетическому воспитанию школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1987. – 23 с.
11. Кондратьев, М.Ю. Слагаемые авторитета / М.Ю. Кондратьев. – М.: Знание, 1988. – 80 с.
12. Красило, Д.А. Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость / Д.А. Красило // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 1. – С. 50-56.
13. Крупская, Н.К. Обучение и воспитание в школе / Н.К. Крупская // Педагогические сочинения: Н. К. Гончарова [и др]. – М.: Изд-во АПН, 1959. –Т.3 – 541 с.
14. Левитов, Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя (на материале бесед с учащимися средней школы / Н.Д. Левитов // Сов. педагогика. – Л., 1946. – № 1. – С. 1-4.
15. Лельчицкий, И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети XX века: Монография / ред. М.В. Богуславского. – М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2003. – 292 с.
16. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения / ред. М.И. Кондаков [и др.]: Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986. – Т.4. – 398 с.
17. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.
18. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. –М.: Дело,1994. – 216 с.
19. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2009. – 400 с.
20. Профессия учитель: учеб. пособие для профильн. и проф. ориентации и профильного обучения школьников / ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 318 с.
21. Самуйленков, Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя Д.Ф. Самуйленков. – Смоленск: Смоленское книжное издательство, 1961. – 213 с.
22. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М., 1998. – 245 с.