ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого–педагогические подходы к определению сущности самореализации личности
1.2 Особенности самореализации личности подростка
1.3 Самореализация подростков через творческую и культурно–досуговую деятельность
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
2.1. Программа эмпирического исследования процесса самореализации подростка
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования креативности и самоутверждения личности подростка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в государство акцентирует внимание на проблеме развития личности. Современное общество предъявляет более высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, и, конечно же, к самореализации.
От школы требуется создание таких условий, которые позволят учащимся раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, если выражаться другими словами самореализоваться.
Самореализация ребенка зависит от целого комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
На процесс самореализации подростка оказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, дополнительное образование, детские сообщества и др. Состояние внешней среды может оказывать как стимулирующее, так и угнетающее воздействие на самореализацию личности подростка. Среда, способствующая самовыражению, раскрытию потенциала личности повышает эффективность самореализации и наоборот. А значит, создание творческой среды и вовлечение подростков в культурно–досуговую деятельность, будет способствовать раскрытию личностного потенциала подростка. Большое значение для самореализации ребенка имеет осознание своей включенности в организацию школьной жизни. В связи с этим одним из факторов, который позволяет активизировать процессы самореализации в подростковом возрасте, является творческая и культурно–досуговая деятельность.
Критерий положительной мотивации к творческой и культурной деятельности предполагает осознанность цели деятельности, интерес к процессу творческой деятельности, стремление к успеху при решении творческих
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого–педагогические подходы к определению сущности самореализации личности
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, ка-кой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека.
Существуют различные альтернативные теории (биогенетическая; социогенетическая; персоногенетическая). К зарубежным теориям личности относят психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые, экзистенциальные, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. Рассмотрим основные взгляды ученых на сущность процесса самореализации личности.
Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, в которые вовлекается индивид. По определению, данному А.Н. Леонтьевым, «Личность не есть простое, биологическое единство, есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе» [8, с.228]. С.Л. Рубинштейн рассматривает личность как носителя сознания, то есть в первую очередь отношения к миру. В этом смысле личность для С.Л. Рубинштейна проявляется как «способность человека вырабатывать это отношение» [17, с.328], то есть занимать определенную позицию. Личность может быть понята только в системе устойчивых личностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из её участников.
Большинство современных западных философов, как гумманистического, так и бихевиористского направлений, исследования по проблемам реализации человеком своей сущности и духовному становлению личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализа литературы было определено, что самореализация подростка – это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно – заданных ситуаций; творческий характер активности.
Было выяснено, на процесс самореализации подростков влияют такие внешние факторы как поведение родителей и их отношение к детям, взаимоотношение подростка со сверстниками.
По мнению исследователей феномена самореализации подростков самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности.
Критерием самореализации в творческой деятельности подростков выделяется умение выделять цели и приоритеты, способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии и коррекции; умения преодолевать трудности в учении.
В качестве существенных признаков творческой самореализации подростка выступают следующие:
– творческая самореализация подростка является специфической областью педагогической деятельности, в которой педагог, стимулирующий подростка на творческую само¬реализацию, должен учитывать воздействие экосистемы на личность, создавать такие условия, в которых подросток сам
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
2. Ветошкина, Т.А. Самореализация личности в творческой деятельности:, автореф. дис.канд. филос. наук / Т.А. Ветошкина. Свердловск, 1980. – 18 с.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 213 с.
4. Газман, О.С. Неоклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободым / О.С. Газман – М.: МИРОС, 2002 – 296 с.
5. Галеева, Л.И., Турханова, Р.И. Социально–культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга / Л.И. Галеева, Р.И. Турханова [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим до-ступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno–kulturnoe–tvorchestvo–kak–oblast–tvorcheskoy–samorealizatsii–lichnosti–v–usloviyah–dosuga. Дата до-ступа: 07.03.2018.
6. Гусева, И.И. Психолого–педагогические подходы к определению сущности самореализации личности / И.И. Гусева [Электронный ресурс]. 2015. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive. Дата до-ступа: 07.03.2018.
7. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности / Л.А. Коростылева [Электронный ре-сурс]. – 2003. – Режим доступа: http://mexalib.com/view. Дата доступа: 07.03.2018.
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. М.: Полит, лит., 1975. – 304 с.
9. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений, 2–е изд., стер. / В.Г. Маралов – М.: Академия, 2004. – 256 с.
10. Никитина, Е.А. Самореализация школьника в учении: (теория и практика): дис. . канд. пед. наук. / Е.А. Никитина. – Саратов, 2002 – 235 с.
11. Полубабкина, Н.И. Самореализация личности (социально–философский аспект): Дисертация кандидата философских наук / Н.И. По-лубабкина. – М., 1995. – 174 с.
12. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. – М.: Изд. центр «Наука», 1990. – 304 с.
13. Прихожан, А.М. Диагностика личностного развития детей под-росткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: Изд. центр «Пэб», 2007. – 56 с.
14. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
15. Раншбург, И., Поппер, П., Секреты личности / И. Раншбург, П. Поппер. Пер. с вен. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л Рубин-штейн. – М.: Просвещение, 1976. – 796 с.
18. Салахутдинов, Р.Г. Социально–культурное творчество как эф-фективное средство формирования культурной среды / Р.Г. Салахутдинов. – Казань, РИЦ «Школа», 2002. – 216 с.
19. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки / В.А. Сластенин. – М., 1976. – 160 с.
20. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 3–е изд. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
21. Солдатова, А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Авто–реферат диссертации кандидата педагогических наук / А.А. Солдатова. – Улан–Удэ, 2000. – 22 с.
22. Талызина, Н.Н. Психология подросткового и юношеского возраста / Н.Н. Талызина. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
23. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб.: Питер, 2003. – 320 с.
24. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. Пер. с англ. – М.: АСТ, 2006. – 571 с.
25. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – М., 1998. – 419 с.
26. Цалок, В.А. Творчество: философский аспект проблемы / В.А. Цалок. – Кишинев, 1989. – 148 с.
27. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.
28. Шендрик, И.Г. Самореализация личности в кон¬тексте проектирования образования / И.Г. Шендрик [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm–tvorcheskoy–samorealizatsii–lichnosti–v–kontekste–kreativnoy–paradigmy–obrazovaniya. Дата доступа: 07.03.2018.
29. Щукина, Г.И. Педагогическая проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988.
30. Эриксон, Г. Эрик Детство и общество / Эрик Г. Эриксон. – СПб.: Ленато, АСТ, 1996. – 592 с.
31. Юнг, К.Г. Психологические типы / Под общей ред. В.В. Зеленского. Пер. с нем. – СПб.: Азбука, 2001.