ВВЕДЕНИЕ
Когда разговор заходит о судебной власти, первым поднимаются такие понятия, как «справедливость», «защита». Все эти концепции, как и сама судебная система, являются формой реализации конституционного права народа на защиту их прав и свобод, права на правосудие и восстановления нарушенных прав и свобод.
Поэтому все решения судебной власти носят определенный характер и подлежат обязательному исполнению. Однако для обеспечения того, чтобы судебная система не стала инструментом государства и инструментом достижения личных целей и интересов, она должна быть независимой и беспристрастной. Гарантией этого является признание людьми легитимности судебных органов. Люди признают легитимную власть только той силой, которая является законной и соответствует ожиданиям людей.
Социальные ожидания людей от реализации судебной системы можно разделить на три вида: экономические, юридические и моральные.
Экономические - связаны с надеждой людей на то, что судебная система будет способствовать укреплению экономического положения различных групп населения.
Правовые ожидания заключаются в том, что сложившаяся в государстве правовая система сформирует такую судебную власть, которая обеспечит экономические ожидания.
Моральные ожидания судебной власти состоят в том, что, оценивая ее, люди исходят из понятия справедливости, которое является основой морали каждого человека.
Несправедливый судебный акт подрывает легитимность судебной власти. Не случайно в действующем законодательстве содержится правило, что если суд вынес несправедливое наказание, он подлежит отмене.
Однако социальные ожидания людей от судебных органов всегда идеализируются. Более того, разные слои населения имеют свои представления об идеальном суде. Поэтому социальные ожидания не могут стать универсальным критерием легитимности судебной власти.
Актуальность работы состоит в необходимости рассмотрения судебной власти в Республике Беларусь в том числе и ввиду происходящих изменений в ней, в частности, изменений, произошедших в 2013 году.
Объект работы – общественные отношения, связанные с новеллами в законодательстве в сфере судопроизводства.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с новеллами в законодательстве в сфере судопроизводства.
Цель работы - рассмотреть нормы права, а также научная литература, связанная с новеллами в законодательстве в сфере судопроизводства.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- проанализировать судебную власть как вид государственной власти в Республике Беларусь;
- рассмотреть социальные функции судебной власти в Республике Беларусь;
- определить новеллы в законодательстве в сфере судопроизводства .
К методам, используемым в работе, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Согласно ст.2 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2016 г., судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом. Судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к участию в деятельности суда по осуществлению правосудия народных заседателей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам. Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.
Это основа, которая создает основу для судопроизводства в Республике Беларусь. Рассмотрим более подробно, что это означает, и что следует из этого.
В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь относится только к судам, созданным в установленном порядке и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Конституция Республики Беларусь судебной власти возлагает одно из центральных мест, поскольку правосудие занимает важное место среди правоохранительной деятельности государства.
Правовой основой судебной власти являются Конституция Республики Беларусь (глава 6 «Суд» в разделе IV), Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З, Закон Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. № 2914-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.06.2009 № 26-З), Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь», а также иные нормативные акты [4, с.89].
Из этих НПА вытекает, что судебная власть обладает рядом признаков:
судебная власть есть вид государственной власти. Она осуществляется судами;
Судебная власть принадлежит только судам, которые формируются в порядке, установленном Законом
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Если говорить о социальных функциях судебной власти, то, в первую очередь, следует сказать о Конституционном Суде Республики Беларусь.
Несомненным достоинством работы Конституционного Суда Республики Беларусь является сравнительно-правовой анализ европейского опыта аналогичных органов.
В своей деятельности Конституционный Суд учитывает накопленный богатый позитивный опыт других государств в области защиты прав и свобод, необходимость создания гарантий и эффективного механизма обеспечения и реализации, позитивной поддержки со стороны государства, его непосредственного участии в создании необходимых условий и программ по защите и реализации прав и свобод, опираясь на принципы социальной справедливости и соразмерности с учетом возможного материально-финансового потенциала и приоритетных направлений национальной программы развития государства.
Социально-ориентированная политика, проводимая государством, накладывает особую ответственность на решения, принимаемые Конституционным Судом.
Поскольку приоритет в определении социально-экономических путей и способов развития государства и общества принадлежит Парламенту, Совету Министров, органам управления, опирающимся в осуществлении своей компетенции как на Конституцию Республики Беларусь и конституционные законы, так и на принцип целесообразности и усмотрения, в свою очередь Конституционный Суд должен быть беспристрастным в политико-экономической сфере, но компетентным и объективным, осуществляя свою основную, главную функцию – контроль за конституционностью нормативных актов [12, с. 136].
Судебную власть в Республике Беларусь осуществляют суды.
И если с правовыми её основаниями определиться достаточно легко, то социальное назначение, социальная роль суда требует отдельной характеристики.
С этой целью, дабы охарактеризовать наиболее общие социальные основания судебной деятельности, и предпринята настоящая работа.
Для достижения цели необходимо будет решить несколько задач: дать понятие власти, прояснить её происхождение (по субъекту), выделить сущностные свойства судебной власти и объяснить, как, исходя из них и самого существа власти, проявляется её социальное назначение
ГЛАВА 3 НОВЕЛЛЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ СУДОПРОИЗВОДСТВА
Ранее существовали две системы судов - общие суды и хозяйственные суды. Компетенция между судами была разделена в соответствии с установленной юрисдикцией. Система общих судов возглавлялась Верховным судом Республики Беларусь (далее - Верховный суд), системой хозяйственных судов - Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь (далее - УХУ) (далее - Статьи 5, 28, 59, 60 Кодекса Республики Беларусь о судебной системе и статусе судей).
С 1 января 2014 года будет создана единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и экономические суды, последняя будет переименована в хозяйственные суды регионов и города Минска.
Вся система судов общей юрисдикции возглавляется Вооруженными Силами. В состав Вооруженных Сил входит судейский совет по экономическим вопросам Вооруженных Сил (пункт 1 Указа № 6).
Экономические суды сохраняют компетенцию экономических судов; компетенция делится в судах общей юрисдикции в соответствии со следующим принципом: споры между юридическими лицами и предпринимательством, которые являются экономическими (экономическими) (статья 39, 41 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК). Хозяйственные суды при рассмотрении своих споров по-прежнему руководствуются Хозяйственно-процессуальным законодательством, в том числе ХПК.
В Республике Беларусь с 1 января 2014 года вступил в силу пакет документов, принятых Президентом Республики, который предусматривает унификацию систем общих и экономических (арбитражных) судов. Речь идет о декрете «Об улучшении судебной системы Республики Беларусь» № 6 от 29 ноября 2013 года, указе «О некоторых вопросах судов Республики Беларусь» от 29 ноября № 529 , 2013 год и декрет «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных приказов и других исполнительных документов» № 530 от 29 ноября 2013 года.
С этой даты новая система возглавляется одним высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам - Верховным судом Республики Беларусь (далее - Верховный суд). В то же время хозяйственные суды регионов и Минска были переименованы в экономические суды и включены в общие суды [26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы - рассмотреть нормы права, а также научная литература, связанная с новеллами в законодательстве в сфере судопроизводства.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- проанализировать судебную власть как вид государственной власти в Республике Беларусь;
- рассмотреть социальные функции судебной власти в Республике Беларусь;
- определить новеллы в законодательстве в сфере судопроизводства .
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, созданным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Она существует для окончательного разрешения правовых конфликтов, возникающих между людьми, для приведения законодательной и исполнительной власти в равновесие, чтобы они не выходили за пределы своего предназначения.
Понятие судебной власти должно включать:
1) наличие, по меньшей мере, двух субъектов отношений, одним из которых является суд;
2) выражение воли суда в отношении того, над которым оно осуществляет свою власть, в сочетании с угрозой применения санкций в случае непослушания выраженной воле;
3) подчинение суду лиц, с которыми он вступает в отношения, выраженные в судебных актах (решениях, решениях, приговорах, определениях);
4) существование норм закона, устанавливающих, что суд имеет право выносить судебные акты, а те, к которым они относятся, должны подчиняться.
В общих чертах можно сказать, что судебная власть - это та сфера общественных отношений, которую суд может охватить своей юрисдикцией. Следовательно, важно то, в каком состоянии функционирует суд, каков в нем политический режим, каковы экономические достижения и каково направление запросов людей.
Судебная система является совокупностью судов, осуществляющих правосудие на территории Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законом.
В разных странах структура судебной системы не является одинаковой. Его особенности во многом зависят от правовой системы, существующей в конкретной стране, форм ее территориальной структуры, исторических традиций и т. д.
В каждой стране, как правило, действуют несколько типов судебных органов. Это суды общей юрисдикции, а также несколько разновидностей судов специальной юрисдикции, например, конституционные, административные, финансовые и т. д. В странах с англосаксонской правовой системой Верховный суд является не только высшим судом высшей юрисдикции, но также последней инстанции для всех судов специальной юрисдикции. Особенности судебных систем таких стран также являются отсутствием специализированных судов конституционной юрисдикции.
В соответствии со статьей 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей № 139-З от 29 июня 2006 года с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2016 года судебная система Республики Беларусь:
- Конституционный суд Республики Беларусь является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, который осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
- суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.
Система судов общей юрисдикции основана на принципах территориальности и специализации. Формирование чрезвычайных судов запрещено.
1. Абромович А. Суды Республики Беларусь на современном этапе // Юстиция Беларуси. 2002. -№1.С.9-10
2. БИБИЛО В. Н. Судоустройство: Учебник. – Минск: Издательство “Право и экономика”, 2001. – 328 с.
3. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник Мн: Интерпрессервис. Книжный Дом. 2005, 832 с.
4. Данилевич А.А., Мартинович И.И. Судоустройство. Мн.: Амалфея, 2002. 480 с.
5. Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. Мн.: Вышэйшая школа. 2004. 351с.
6. Кивель В. Конституционное право РБ. Экспресс-курс. Учебное пособие для вузов М.: Интерпрессервис. 2008, 168 с.
7. Кодавбович В.А., Круглов В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, А.В. Круглов. М.: Амалфея. 2007. 528 с.
8. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З с изменениями и дополнениями согласно Закону № 33-13 от 22 декабря 2016 г. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Минск, 2017. Режим доступа: http://pravo.by
9. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-XII: с изм. и доп. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г. // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Минск, 2018. Режим доступа: http://pravo.by
10. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. Практическое пособие М.: Молодежное научное общество. 2000, 64 с.
11. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: Монография. Мн.: Молодежное научное общество. 2005. 166 с.
12. Трапук С. Некоторые вопросы организации работы суда // Юстиция Беларуси. 2003. № 6. C.31.
13. Послание Конституционного суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2010 году» [Электронный ресурс] / Конституционный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/print.aspx?guid=32373. – Дата доступа: 18.04.2018.
14. Семикин, Д. С. Судебное право и судебная политика / Д. С. Семикин, К. А. Литвинова // Российская юстиция. 2012. – № 9. – С. 44.
15. Бибило, В. Н. Судоустройство: учебник / В. Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2001. – 328 с.
16. Бибило, В. Н. Конституционные принципы правосудия и их реализация в стадии исполнения приговора / В. Н. Бибило. – Минск: Изд-во «Университетское», 1986. – 160 с.
17. Михайлов, В. А. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / В. А. Михайлов // Публичное и частное право. – 2012. – № 2. – С. 107–116.
18. Лехин, И. В. Словарь иностранных языков / И. В Лехин, Ф. И. Петров. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1979. – 608 с.
19. Капикранян, А.А. Конституционные принципы судебной власти в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02 / А.А. Капикранян. – Спб, 2006. – 230 с.
20. Чиркин, В.Е. Сравнительное конституционное право: учебное пособие / В.Е. Чиркин. – М.: Манускрипт, 2002. – 731 с.
21. Василевич, Г. А. Конституционное право: учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2012. – 192 с.
22. Мартинович, И. И. Судоустройственное право в системе белорусского права / И. Мартинович // Судовы веснік. – 2009. – № 3. – С. 59–61.
23. Бибило, В. Н. Перспективы развития судебной власти по Концепции судебно-правовой реформы Республики Беларусь / В. Н. Бибило. – Минск: БГУ, 2002. – 291 с.
24. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – 1/14651.
25. О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 529 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2017. – № 376. – 1/17314.
26. Шупицкая, О.Н. Конституционные основы судебной защиты социально-экономических прав и свобод граждан в Республике Беларусь / О. Н. Шупицкая // Защита трудовых и других социально-экономических прав граждан Республики Беларусь: сб. науч. ст. / редкол. : Л. Я. Абрамчик [и др.]. - Гродно : ГрГУ, 2009. - С. 8-14.
27. Шевцов, В.С. Право и судебная власть в Российской Федерации / В.С. Шевцов. – М., 2003. – 256 с.
28. Кеник, К. Иск к нанимателю и иск к работнику / К. Кеник // Национальный правовой Интернет-портал в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=121173. - Дата доступа: 18.04.2018.
29. Важенкова, Т.Н. Трудовое право. Часть II: Курс лекций. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 170 с.