ВВЕДЕНИЕ
В результате развития и формирования цивилизации, а именно, появления человеческого общества, все более необходимо найти эффективные способы противодействия различным кризисным ситуациям. Эти методы являются постоянными спутниками человека на протяжении всей его жизни.
Организация способов воздействия на человечество и поведение человека в настоящее время осуществляется государством. Наиболее распространенным способом воздействия государства на причины возникновения кризисных ситуаций является административно-правовой, т.е. построение системы государственного управления, с тем, чтобы она могла не только действовать во всех проблемах, но эти действия должны быть адекватными и объективными для всех субъектов.
Таким образом, государство оказывает целенаправленное воздействие на поведение людей посредством средств и методов. Средства социального регулирования выражаются, прежде всего, в социальных нормах: моральном, корпоративном, в установленных обычаях, но, прежде всего, в правовых нормах.
Правовое регулирование является многогранным воздействием на социальные отношения всех правовых явлений, включая идеи и принципы правовой жизни, которые не отражены в законах и других нормативных правовых актах. [1]
Совокупность всех средств влияния права на отношения с общественностью является механизмом правового регулирования. Именно механизм правового регулирования позволяет определить место и роль юридического средства правовой защиты в правовой жизни общества.
Особый интерес к этой проблеме в настоящий момент обусловлен необходимостью усилить организационную, творческую роль права в жизни общества, необходимость изучения проблемы его влияния на экономические отношения, на сознание и поведение людей.
Правовое же регулирование образования предопределяет его осуществление в государстве, а также уровень развитие всего населения. Очевидно, что каждый из уровней образования так или иначе имеет определяющее значение для человека, его будущего.
Актуальность работы состоит в необходимости рассмотрения правового регулирования образования в Республике Беларусь, как особого регулирования, осуществляемого на всех уровнях жизни человека.
Объект работы – общественные отношения, связанные с правовым регулированием образования в Беларуси.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с правовым регулированием образования в Беларуси.
Цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с правовым регулированием образования в Беларуси.
Цель работы образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- определить понятие правового регулирования, его виды и способы;
- проанализировать законодательство БССР об образовании в республике;
- рассмотреть законодательство Республики Беларусь об образовании .
К методам, используемым в работе, следует отнести:
- методы индукции и дедукции;
- методы анализа и синтеза;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ЕГО ВИДЫ И СПОСОБЫ
Термин «механизм правового регулирования» в правовой науке активно использовался с 60-х годов в прошлом веке и понимается в основном как система правовых средств, система средств и факторов, условий [3, с. 364]. В то же время сами юридические инструменты рассматриваются как правовые явления, которые выражаются через некоторые инструменты (учреждения) и действия (технологии), направленные на удовлетворение интересов субъектов права и обеспечение достижения общественно полезных целей [6, с. 66, 77].
Первоначально в юридической науке термин «механизм правового регулирования» как совокупность правовых средств, с помощью которых обеспечивается юридическое действие на общественные отношения, был введен С. С. Алексеевым [2, с. 25], который механизм правового регулирования видел в последовательности определенных этапов, структурированных соответствующими элементами. Первый этап (формирование и действие правовых норм) предполагает регулирование социальных отношений, требующих юридического посредничества. Второй этап связан с появлением правовых отношений, предпосылкой которых являются конкретные жизненные обстоятельства (юридические факты). На третьем этапе реализуются субъективные юридические права и обязанности, т.е. формализованные правовые нормы получают конкретное жизненное воплощение. Кроме того, мы можем говорить о четвертом (факультативном) этапе применения закона, который может предшествовать появлению правовых отношений или обеспечить их реализацию. Соответственно, эти этапы структурированы элементами механизма правового регулирования, в том числе в последовательности верховенства права, правовых отношений, актов легализации и актов правоприменения. Некоторые авторы выделили юридический факт (фактический состав) как самостоятельный этап.
Ряд авторов довольно широко интерпретируют построение механизма правового регулирования, в том числе по его содержанию, все правовые явления, единство и взаимосвязь которых обеспечивают целостность и относительно замкнутый характер права как системы социального регулирования и управления. Другими словами, существует идентификация механизма правового регулирования со всей правовой надстройкой. [9, с. 142]
Изучение структуры механизма правового регулирования определяется необходимостью знать сущность закона как конкретного универсального социального регулятора, считая, что социальная ценность самого закона заключается в достижении социально значимых и социально выгодных эффектов.
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БССР ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ
Социальные катаклизмы, вызванные Октябрьской революцией 1917 года (гражданская война, вмешательство польских и немецких захватчиков), привели к разрушению системы образования, которая существовала в Беларуси. Советская власть, которая строила новый тип государства, начала реформы и педагогическую систему. Он разрушил старую классную и классовую школу и заложил основы новой, советской школы того же типа, доступной для всего населения, бесплатно, светской природы, основанной на принципах студенческого самоуправления. В таких школьных классах были отменены сертификаты, экзамены, упрощена процедура приема в высшие учебные заведения.
Одной из первых мер, принятых советскими властями на территории Беларуси, было искоренение неграмотности, поскольку основная масса населения не могла читать и писать. 11 декабря 1919 года была создана специальная чрезвычайная комиссия, призванная ликвидировать неграмотность в кратчайшие сроки. Она занималась созданием школ, точек отказа от неграмотности для взрослого населения. Позже подобные комиссии начали действовать во всех районах и регионах республики. В их работе принимали участие учителя, деятели культуры, командиры и политработники Красной Армии, коммунисты, комсомольцы и т.д. Основным способом привлечения неграмотных в школы были агитация и пропаганда, а репрессивные меры применялись к лицам, которые избегали обучения [16].
Несмотря на ряд мер, принятых советским правительством по ликвидации неграмотности, решить эту проблему невозможно без создания новой системы образования. Реформирование образования осуществлялось на основе «Положения о Единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.) и Постановления Совета Народных Комиссаров Литвы и Беларуси «О реорганизации школьного дела» (1919 г.). В соответствии с этими документами была введена унифицированная девятилетняя бесплатная трудовая школа, которая состояла из двух уровней: первая предусматривала образование детей в возрасте от 8 до 13 лет (пять лет обучения), вторая из 13 до 17 лет (четыре года обучения). В такой школе мальчики и девочки должны были быть образованными, а все экзамены и домашние задания были отменены.
ГЛАВА 3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из самых высоких ценностей белорусского народа.
Свидетельством достигнутых результатов является скорейшее осуществление Республикой Беларусь ряда целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, высокий уровень развития человека, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.
Выбор курса на создание социального государства позволил определить правильную стратегию его функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макро-показатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват основного, общего среднего и профессионального образования занятого населения (98%). Что касается зачисления в начальную и среднюю школу, то число студентов в высших учебных заведениях Беларуси находится на уровне развитых стран Европы и всего мира. Каждый третий гражданин республики учится.
Установив право на образование в Конституции, государство фактически закрепляет право на человеческое развитие. Не случайно в ст. 1 Кодекса образования Республики Беларусь, который разрабатывает положения Конституции, образование определяется как особый комплексный процесс, включающий образование и обучение в интересах индивида, общества и государства, направленные на усвоение знаний, навыков, и формирование гармоничной, универсальной личности ученика.
Научные интерпретации образования также рассматривают его в этом контексте. Образование - это «процесс движения от цели к результату», «процесс обучения и обучения, образования и самообразования, развития и саморазвития», в ходе которого «студент, ученик, слушатель, как все более активный и углубленное участие ... превращает из пассивного объекта деятельность учителя как полноценного участника, в предмет педагогического взаимодействия, не только учитель с учениками, но и ученики друг с другом »[2, с. 55]. То есть, содержание конституционного права на образование охватывает развитие личности, талантов, умственных и физических способностей человека и расширение его возможностей. Это знания, навыки, навыки, качества и качества личности обучаемого, закрепленные в Кодексе образования как объект образовательных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с правовым регулированием образования в Беларуси.
Цель работы образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- определить понятие правового регулирования, его виды и способы;
- проанализировать законодательство БССР об образовании в республике;
- рассмотреть законодательство Республики Беларусь об образовании .
На основании рассмотренного можно сделать вывод о том, что сфера образования - одна из динамично развивающихся областей социальных отношений.
Целью обучения является развитие талантов детей и взрослых для их социальных благ и во имя расширения прав и возможностей в целом. Это вредные инвестиции в будущее.
Эта сфера включает в себя многогранные социальные отношения, которые являются формой социального сосуществования, регулируемые разными именами права.
В нашей стране внедряются новые федеральные государственные стандарты, многоуровневая система высшего образования, создается сеть национальных исследовательских и федеральных университетов, создаются условия для того, чтобы учащиеся могли выбирать отдельные образовательные траектории, механизмы для развития образование улучшается, благодаря чему глобальное образование меняется.
В этих условиях можно утверждать, что возникающие «новые лица» в сфере образования приводят к изменению соотношения общественных и частных интересов в этом классе, что означает развитие образовательных и других связанных с ними общностей.
Чтобы сформировать интегральный механизм правового регулирования в сфере образования, нужно знать, что такие общественные отношения, как они связаны с другими правоотношениями, возникающими в этой сфере; как меры, принимаемые государством и его органами в области образования, влияют на образование как на социальный институт. Эти вопросы требуют тщательного изучения и научного обоснования.
Можно сделать вывод о достаточной урегулированности системы образования в Республике Беларусь. Подобно ситуации в БССР следует также отметить тот факт, что в нашем государстве постоянно происходят изменения, в том числе и в системе образования, а вступление Республики Беларусь в Болонский процесс, например, не повлекло ожидаемого результата, что также свидетельствует о том, что наше государство еще не готово к резким изменениям в образовательной сфере.
1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 янв. 2011 г. № 243-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. О кадетских училищах: Указ Президента Республики Беларусь от 28 янв. 2010 г. № 54 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Об утверждении положения о суворовском училище: Указ Президента Республики Беларусь от 30 дек. 2011 г. № 614 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Черданцев, А.Ф. Теория государства и прaвa; Учебник для ВУЗoв / А.Ф. Черданцев. - М. – Юрaйт-M, 2002.
6. Любашиц, В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц. - Ростов-на-Дону, изд. «МАРТ», 2002.
7. Горшинев, В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом образовании / В.М. Горшинев. - М., 1972.
8. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa; Учебник для юридических ВУЗoв и факультетов / Под. Ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова. - М. – НОРМА-ИНФРА, 1998.
9. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М., Изд. «Интерстиль», 2002.
10. Абрамова, А.Л. Эффективность механизма правового регулирования / Науч. ред. В.В. Сорокин [Текст] / А.Л. Абрамова - Барнаул, 2005.
11. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве [Текст] / С.С. Алексеев. - М., 1966.
12. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования [Текст] / С.С. Алексеев. - М., 1999.
13. Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности [Текст] / С.А. Карелина - М., 2008.
14. Корецкий А.Д. Договор в механизме правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 [Текст] / Корецкий Аркадий Данилович. - Ростов н / Д, 1999.
15. Малько А.В. Правовые средства: Вопросы теории и практики [Текст] / А.В. Малько // Журнал российского права. - 1998. - № 8.
16. Мордовец А.С. Социально - юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина [Текст] / А.С. Мордовец. - М., 1999.
17. Шабалин В. Ф. Методологические вопросы правоведения [Текст] / В. Ф. Шабалин - Саратов, 1972.
18. Спасская, В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: проблемы теории и практики / В. В. Спасская. - 2-е изд. - Москва : Поматур, 2012 // ФБГУ «Федеральный центр образовательного законодательства» [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://фцоз.рф/elbook.html. – Дата доступа: 18.04.2018.
19. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века : учебное пособие / Б.С. Гершунский. – М.: Флинта, 1998.
20. Новоселов, В. И. Теоретические проблемы развития административно-правового положения граждан СССР в современных условиях: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02. – М., 1979. – 20 с.
21. Сапаргалиев, Г. С. Основания возникновение правоотношений в области народного образования / Г.С.Сапаргалиев // Известия АН Казахской ССР, сер. «Общественные науки». 1976. – № 4.– С. 82–87.
22. Тихомиров, Ю.А. Юридическая коллизия / Ю.А.Тихомиров. – М.: Манускрипт, 1994. — 140 с.