ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и обсуждение полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
2.1 Организация исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе филиала «Родильный дом» УЗ «Кобринская ЦРБ» в апреле 2018 года. Респондентами выступили три группы пациенток отделения патологии родильного дома в возрасте от 20 до 40 лет: беременные первым ребенком, вторым и более ребенком (имеющие детей), а также медицинские работники родильного дома, не имеющие детей; каждая группа в составе 10 человек (n = 30). Состав выборки обусловлен целью и задачами исследования.
Для изучения ценностных ориентаций использовалась методика М. Рокича. Тест представляет собой два списка из 18 ценностей каждый (терминальные и инструментальные ценности), которые респондент должен был проранжировать в соответствии со значимостью ценностей в его жизни (каждый список отдельно). Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире)с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности(например, честность, рационализм) – как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Также для изучения ценностных ориентаций женщин использовался ценностный опросник Ш. Шварца [23]. Главная особенность данной методики состоит в том, что понятие ценности в ней дифференцируется. То есть, ценность не рассматривается как нечто монолитное. Автор теста выделяет два вида ценностей:
• Ценности как абстрактные идеалы. Они выявляются путем оценки существительных и прилагательных, описывающих различные ценности.
• Ценности как руководства к действию. Эти показатели выявляются путем оценки конкретных действий людей.
Исследование проводилось в индивидуальной форме в виде письменного опроса.
Перед опросом респонденту давалась устная инструкция: «Перед Вами две таблицы, в каждой по 18 ценностей. Внимательно изучите первую таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место – поставьте в таблице около нее цифру 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и поставьте около нее цифру 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа научной литературы выявлено существование различных подходов к определению понятия ценностей. Понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) ценность – как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности;
б) ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков;
в) социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.
Различные авторы классифицируют ценности по различным основаниям. В настоящей работе за основу принималось разделение ценностей на терминальные и инструментальные, проведенное М. Рокичем, в соответствии с которым к терминальным ценностям относятся убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, а к инструментальным – убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.
Изучение психологических особенностей беременных женщин показало, что беременность рассматривается многими исследователями как время эмоционального кризиса, характеризуемого глубокими психологическими и соматическими изменениями. Это дает основание определить состояние беременности как макрострессор для женщины. Беременность требует качественной реорганизации в структуре «индивид-окружающий мир», беременность сопровождается стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это нередко случается в повседневной жизни. При критической жизненной ситуации биологического характера от женщин требуются более высокие затраты и продолжительное время на адаптацию. Состояние беременности оказывает влияние на всю психолгическую структуру личности женщины, на ее самосознание, что также выражается в пересмотре ценностных ориентаций.
Эмпирическое исследование выявило различия в ценностных ориентациях не беременных женщин, женщин, беременных первым ребенком, и беременных женщин, имеющих детей. Так, для женщин, не беременных и не имеющих детей, более, чем для других групп, значимы терминальные ценности, связанные с самоопределением и
1 Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : Изд-во МГУ, 1992. – 2-е изд. – С. 319-346.
2 Левин, К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способа¬ми мышления в современной психологии / К. Левин // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса) / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : Изд-во МГУ, 1992. – С. 47-78.
3 Гобл Ф. Третья сила / Ф. Гобл ;пер. с англ. // А. Маслоу. Новые рубежи челове-ческой природы. – М.: Смысл, 1999. – С. 334-394.
4 Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер-Пресс, 1997. – 608 с.
5 Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс ;пер. с англ. – М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. —320 с.
6 Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. / Дж. Фрейдимен, Р. Фрейгер. – М. : ПИК ВИНИТИ, 1996. – Т. 2. – 430 с.
7 Оллпорт, Г. Личность в психологии / Г. Оллпорт;пер. с англ. – М. : КСП+ ; СПб. : Ювента, 1998. – 345 с.
8 Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ;пер. с англ. и нем. – М. : Про-гресс, 1990. – 368 с.
9 Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло¬гии / Б.Ф. Ломов. – М. : Наука, 1984.—446 с.
10 Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к действи¬тельности / В.Н. Мясищев // Психология личности : Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С. 35-38.
11 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
12 Ильин, Е.П. Психология / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 560 с.
13 Артюхович, Ю.В. Структура нормативно-ценностной модели личности / Ю.В. Артюхович // Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки». – Ставрополь : Изд-во СКГТУ. – 2000. – № 5. – С. 40-43.
14 Серый, А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1999. – 92 с.
15 Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов // Социология в СССР. – М.: Мысль. – 1966. – т.2.
16 Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Монография / М.С. Яницкий. – Донецк :Кузбассвузиздат, 2000. – 98 с.
17 Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации лич¬ности ? Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Пи¬тер, 2000. – С. 256-269.
18 Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1997.– 64 с.
19 Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М. : Мысль, 1988. – 301 с.
20 Островска, К. В поисках ценностей / К. Островска ; пер. с польск. // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ostrovskaja_v/00.aspx. – Дата доступа : 11.03.2015.
21 Добряков, И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. – СПб. : Питер, 2010. – 272 с.
22 Кочарян, А. Беременность как эмоционально-трудная ситуация [Электронный ресурс] / А Кочарян, В. Кузнецова // Мир психологии. Режим доступа : http://my-psy.ucoz.ua/publ/beremennost_kak_ehmocionalno_trudnaja_situacija/1-1-0-338. Дата доступа : 3.01.2015.
23 Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. -СПб.: Речь, 2004-70 с.
24 Менделевич, М.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство / М.Д. Менделевич. – М. : МЕД пресс,1998. – 592 с.
25 Русалов, В.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью / В.М. Русалов, Л.М. Рудина // Психологический журнал. − 2003. − № 6. − С. 16−27.
26 Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М. : Издательство Института психотерапии, 2002. – 240 с.
27 Ласая, Е.В. Невротические и соматоформные расстройства у беременных / Е.В. Ласая // Медицинские новости. − 2003. − № 5. − С. 3-7.
28 Волков, А.Е. Психосоматические соотношения при физиологической беременности и при беременности, осложненной поздним гестозом : автореф. дис. ... канд. мед.наук :14.00.01 / А.Е. Волков ; РГМУ. − Ростов н/Д, 1995. − 16 с.
29 Боровикова, Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ / Н.В. Боровикова. – М. :Социнновация, 2006. – 400 с.
30 Кочнева, М.А. Психологические реакции у женщин при физиологическом течении беременности / М.А. Кочнева // Акушерство и гинекология. – 1990. – № 3. – С. 13-16.
31 Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Вопросы психологии. – 1997. – № 7. – С. 38- 47
32 Скрицкая Т.В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности : Учебно-методическое пособие / Т.В. Скрицкая, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск : НГПУ, 2002, – 62с.