Введение
1 Теоретические подходы к пониманию сущности умственной работоспособности учащихся начальных классов
1.1 Понятие умственной работоспособности
1.2 Психофизиологические особенности учащихся 1 – 4 классов
2 Замысел и процедура исследования
2.1 Методы и методики исследования умственной работоспособности
2.2 Обсуждение результатов обследования младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Реферат
Курсовая работа 28 страниц, 2 таблицы, 4 рисунка, 29 источников
Ключевые слова: умственная работоспособность, утомление, школьники, младший школьный возраст, психофизиологическое развитие, динамика работоспособности
Объект исследования: умственная работоспособность школьников.
Предмет исследования: особенности умственной работоспособности в школьном детстве.
Цель исследования: выявление особенностей умственной работоспособности учащихся начальной школы на основе теоретического анализа психологической литературы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, методы обобщения и систематизации, тестирование (методика «Корректурная проба» - буквенный вариант, «Теппинг-тест» Е.П. Ильина), количественный и качественный анализ.
Полученные результаты: определено понятие умственной работоспособности, рассмотрены психофизиологические особенности учащихся 1-4 классов, выявлены особенности умственной работоспособности у младших школьников.
Область применения: педагогическая психология, физиология поведения, валеология, педагогика.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогом и психологом с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что современная ситуация в системе образования приводит к нарастанию нагрузок на организм учащихся. Недостаточная регламентация нагрузок, предъявляемых к растущему организму, их увеличение за счет интенсификации обучения отражаются на здоровье школьников. Обучение в современных условиях у школьников влечет за собой появление выраженного напряжения функционального состояния организма, снижение работоспособности, утомление, обусловленное расстройством координационных механизмов центральной нервной системы.
В современных условиях для обучающихся в начальных классах основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни и овладение учебной деятельностью. Постоянное повышение требований программы, ускорение темпа образовательной деятельности в свою очередь создает ощутимое давление на нервно-психическое развитие детей. Поэтому проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности младших школьников приобретает особое значение как в теории, так и в практике образования.
Важнейшей задачей современного образования является формирование личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Учебные возможности и успехи младших школьников в значительной мере зависят от их умственной работоспособности. Чем выше её уровень, тем лучше дети учатся, овладеют умениями и навыками, успешно развиваются их нравственноволевые и познавательные способности, внимание, память, воображение.
Учебные возможности и академические успехи детей младшего школьного возраста в значительной мере зависят от их умственной работоспособности. Младшие школьники, имеющие высокий уровень работоспособности, хорошо учатся, меньше болеют и реже пропускают занятия. Кроме того, высокая умственная работоспособность позволяет детям без напряжения овладевать различными умениями и навыками, а также обеспечивает их нравственно-волевое развитие. При достижении высокого уровня работоспособности ребенку удается добиться значительных успехов в развитии познавательных способностей, внимания, памяти, воображения и волевых качеств.
Проблемой изучения умственной работоспособности занимались такие ученые как Т.Е. Алешина, Ю.В. Баскакова, М.Я. Виленский, Б.М. Зайцев, А.А. Лытко, А.А. Наумова, Т.А. Наумова, А.С. Обухов, Е.В. Осипенко, С.С. Пестова, Н.В. Поляшова, В.В. Ставцева, Ф.Д. Талханова, И.П. Флянку и др.
1 Теоретические подходы к пониманию сущности умственной работоспособности учащихся начальных классов
1.1 Понятие умственной работоспособности
В научной литературе существует несколько определений понятия работоспособности. Так, работоспособность рассматривается как потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность также определяется как способность выполнять определенную работу на определённом уровне качества и надёжности, которое равнозначно функциональному состоянию организма [1, с. 69].
По мнению E.П. Ильина, работоспособность – состояние систем организма, их готовность проявлять максимум своих возможностей [2, с. 194].
Различают умственную и физическую работоспособность. Умственная работоспособность современными авторами рассматривается как способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнять в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество работы, требующей значительной активности нервно-психической сферы субъекта. Она требует преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы [3, с. 246].
Впервые термин «умственная работоспособность» в психологию ввел Э. Крепелин в 1898 г. Автором была описана сущность понятия «умственная работоспособность», выделены ее основные стадии. Под умственной работоспособностью Э. Крапелин понимал способность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. К числу основных стадий умственной работоспособности автор относил:
- врабатывание – ориентировка человека в ситуации;
- оптимальную работоспособность – максимальная умственная активность индивида для выполнения заданной работы;
- утомление – резкое снижение умственной работоспособности индивида;
- конечный порыв – минимальные возможности индивида в выполнении деятельности [4, с. 3].
В 1930-е гг. в период возникновения модели психологии как науки и поведении умственная способность стала пониматься как способность индивида контролировать собственное поведение и овладение новыми навыками [4, с. 3].
2 Замысел и процедура исследования
2.1 Методы и методики исследования умственной работоспособности
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 32 г. Гомеля».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании принял участие ученик 1-го класса в возрасте 7 лет.
Цель исследования: выявить показатели умственной работоспособности у младших школьников.
Эмпирическую исследование проводилось в три этапа:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение умственной работоспособности у учащихся младших классов с помощью тестирования;
3) обработка и анализа результатов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы ─ 5 минут».
Заключение
Проведенный теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что умственная работоспособность представляет собой способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальную способность человека выполнять в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенное количество работы, требующей значительной активности нервно-психической сферы. Умственная работоспособность как показатель, который характеризует качественную и количественную сторону выполняемой учебной нагрузки состояние физиологических систем организма, характеризуется продуктивностью работы, качеством и точностью. Умственная работоспособность школьников зависит от следующих показателей: возраст школьника, уровень психофизиологической подготовленности учащихся, состояние здоровья учащихся; формы и методы работы на уроке, продолжительность сохранения условных рефлексов у учеников. Работоспособность предполагает выносливость, сопротивляемость трудностям, усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели, интерес к предмету, степень ответственности при формировании знаний, умений и навыков.
В младшем школьном возрасте осуществляется дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Переход к школьному обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. Младший школьный возраст является ответственным периодом школьного детства, полноценное проживания которого обусловливает уровень интеллекта и развития личности, умение учиться, уверенность в своих способностях и возможностях. В этот период происходит смена социальной ситуации развития, активное развитие эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности младшего школьника. Психическими новообразованиями учащихся младших классов возраста являются произвольность психических процессов, осознанность, рефлексия.
Исследование работоспособности младшего школьника показало, что до проведения уроков у младшего школьника выявлен высокий уровень объема внимания и средний уровень концентрации внимания. Для него характерна слабость нервной системы и нисходящий тип динамики максимального темпа.
После уроков выявлен средний уровень объема внимания и низкий уровень концентрации внимания. Для него характерна слабость нервной системы и нисходящий тип динамики максимального темпа. Это свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого, что
1 Пестова, С.С. Различные подходы к характеристике понятия «работоспособность» / С.С. Пестова, Н.В. Поляшова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 4. – С. 51–54.
2 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин // СПб.: Питер, 2001. – 454 с.
3 Осипенко, Е.В. Умственная работоспособность школьников, проживающих в условиях Гомельского региона: монография / Е.В. Осипенко. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. – 388 с.
4 Баскакова, Ю.В. Проблема умственной работоспособности младших школьников / Ю. В. Баскакова, А. С. Обухов // Начальная школа плюс: до и после. – 2014. – № 2. – С. 3–8.
5 Безруких, М.М. Возрастная физиология / М.М. Безруких. – М.: Академия, 2002. – 379 с.
6 Лытко, А.А. Динамика умственной работоспособности первоклассников при разной двигательной активности / А.А. Лытко, Б.М. Зайцев // Вопросы психологии. – 1988. – № 1. – С. 50–56.
7 Виленский, М.Я. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле / М.Я. Виленский, В.П. Русанов. – 1999. – № 6. – С. 48-50.
8 Войнова, В.А. К вопросу об оптимизации работоспособности современных третьеклассников в образовательном процессе: материалы второй всероссийской научной олимпиады / Под ред. Л.А. Никитиной. – Барнаул: АлтГПУ, 2016. – С. 35–39.
9 Семёнова, Т.А. Показатели умственной работоспособности школьников, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов / Т.А. Семёнова // Журнал высшей нервной деятельности. – 2007. – № 4. – С. 444–449.
10 Флянку, И.П. Характеристика умственной работоспособности школьников 12-14 лет в зависимости от уровня двигательной активности / И.П. Флянку, Г.А. Оглезнев, А.Н. Приешкина // Омский научный вестник. – 2013. – № 1. – С. 99–102.
11 Безруких, М.М. Кто живет по режиму – в школе не устает / М.М. Безруких, С. Ефимова // Здоровье детей. – 2000. – № 43–44. – С. 16–17.
12 Стародубцева, И.В. Умственное и физическое воспитание: точки соприкосновения / И.В. Стародубцева // Вестник ЮУрГУ. – 2007. – № 16 (88). – С. 19–21.
13 Ставцева, В.В. Динамика умственной работоспособности учащихся 4-11 классов на уроках в течение учебного дня и недели / В.В. Ставцева // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 51–55.
14 Алешина, Т.Е. Определение работоспособности у школьников в зависимости от пола / Т.Е. Алешина, А.А. Наумова, Т.А. Наумова // Символ науки. – 2016. – № 1. – С. 23–25.
15 Талханова, Ф.Д. Умственная работоспособность и ее влияние на повышение эффективности обучения иностранным языкам / Ф.Д. Талханова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7-2. – С. 277–281.
16 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672 с.
17 Основы гигиены школьников и детей дошкольного возраста / В.Ф. Черник. – Минск: БГПУ, 2011. – 200 с.
18 Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
19 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
20 Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592 с.
21 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
22 Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. – М.: Феникс, 2008. – 206 с.
23 Яковлева, М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников / М.В. Яковлева // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 151–155.
24 Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Д.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2010. – 452 с.
25 Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.
26 Боцманова, М.Э. Показатели и уровни рефлексии в самооценке качеств личности в младшем школьном возрасте / М.Э. Боцманова, А.В. Захарова // Новые исследования в психологии. – 2003. – № 2 (29). – С. 35–39.
27 Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Яр. Мудрого, 2008. – 158 с.
28 Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельштейн. – Воронеж: Модэк, 2002. – 427 с.
29 Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2007. – 783 с.