Введение
1 Теоретические основы исследования взаимосвязи учебной мотивации подростка с его самооценкой
1.1 Понятие учебной мотивации
1.2 Специфика учебной мотивации в подростковом возрасте
1.3 Развитие самооценки у подростков
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и самооценки у подростков
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи учебной мотивации и самооценки у подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Реферат
Курсовая работа 33 с., 2 рис., 3 табл., 25 источников
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ, САМООЦЕНКА, САМОСОЗАННИЕ, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ, ВНЕШНИЕ МОТИВЫ
Объект исследования: учебная мотивация и самооценка в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь учебной мотивации подростка с его самооценкой.
Цель исследования: выявить взаимосвязь учебной мотивации подростка с его самооценкой.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, методы обобщения и систематизации, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Теоретическая и практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологом и педагогов в оптимизации учебно-воспитательного процесса, в диагностической и коррекционно-развивающей работе с подростками.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование учебной мотивации тесно связано не только с успешностью учебной деятельности, но и со всем ходом личностного развития в этот период, прежде всего, с формированием самооценки учащегося.
Проблема учебной мотивации представляет собой важнейший аспект современного образования, так как в ракурсе внимания учителя оказывается не только осуществляемое учащимся учение, но и происходящее в ходе учения развитие мотивационной сферы учащегося. Высокую значимость приобретает деятельность по самоизменению школьника, в процессе которой им приобретаются новые способности и способы действий с научными понятиями, видоизменяются его мотивы, сознание в целом. Сформированность мотивации представляет собой важнейший качественный показатель эффективности учебно-воспитательного процесса.
Большое значение для мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста играет оценка своих способностей и возможностей. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Именно в подростковом возрасте складывается образ самого себя и отношение к себе. Они непрерывно связаны со стремлением к самопознанию и саморегуляции.
Адекватная самооценка позволяет подростку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Следовательно, формирование адекватной высокой самооценки позволит подростку быть в дальнейшей жизни более успешным, а процесс его социализации сделать более эффективным и полноценным.
1 Теоретические основы исследования взаимосвязи учебной мотивации подростка с его самооценкой
1.1 Понятие учебной мотивации
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из фундаментальных проблем в психологии и педагогики. Значительный вклад в изучение мотивации учебной деятельности внесли отечественные ученые Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Т.А. Саблина, Л.М. Фридман и др.
То, что побуждает индивида к деятельности, к удовлетворению каких-либо потребностей, называется мотивом. По определению В.Г. Асеева, мотивация представляет собой состояние личности, которое определяет уровень активности и направленность действий индивида в определенной ситуации [1, с. 120].
Мотивация школьника является частью мотивационной сферы, которая формируется на определенном возрастном этапе и связана с определенными целями в жизни. По определению А.А. Реана, Н.В. Бардовской, С.И. Розума, мотивационная сфера личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности [16, с. 72].
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом следующих специфических для этой деятельности факторов:
– она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
– организацией образовательного процесса;
– субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
Выводы по главе 1
Теоретический анализ литературы показал, что учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте обусловлена индивидуально-возрастными особенностями учащихся. К началу подросткового возраста значение учебной деятельности в психическом развитии учащихся снижается. Отмечается снижение успеваемости, что связано с расширением связей с окружающим миром, особой значимостью общением со сверстниками, личными интересами. В подростковом возрасте отмечается преимущественно позиционная и престижная мотивация учебной деятельности. В подростковом возрасте впервые становится возможным самовоспитание личности, которое представляет собой важную составляющую процесса саморегуляции. В подростковом возрасте основным стимулом к учению является стремление учащегося занять определенное положение в классе.
Подростковый возраст представляет собой период интенсивного становления самооценки, что связано с его включением в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность значительным расширением круга общения. Подростковый период очень важен в развитии у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания,
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи учебной мотивации и самооценки у подростков
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь учебной мотивации и самооценки у подростков.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение учебной мотивации и самооценки у подростков с помощью тестирования;
3) обработка и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 34». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся 7-х классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек. Возраст испытуемых – 13-14 лет (средний подростковый возраст).
Гипотеза исследования: существует связь между учебной мотивацией и самооценкой у подростков.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалева.
Назначение: выявление уровня самооценки личности. Опросник включает 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов. Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям. Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
Заключение
Рассмотрено понятие учебной мотивации. Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности школьника на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными внешними). Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности.
Раскрыта специфика учебной мотивации в подростковом возрасте. Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте обусловлена индивидуально-возрастными особенностями учащихся. К началу подросткового возраста значение учебной деятельности в психическом развитии учащихся снижается. Отмечается снижение успеваемости, что связано с расширением связей с окружающим миром, особой значимостью общением со сверстниками, личными интересами. В подростковом возрасте отмечается преимущественно позиционная и престижная мотивация учебной деятельности. В подростковом возрасте впервые становится возможным самовоспитание личности, которое представляет собой важную составляющую процесса саморегуляции. В подростковом возрасте основным стимулом к учению является стремление учащегося занять определенное положение в классе.
Охарактеризовано развитие самооценки у подростков. Подростковый возраст представляет собой период интенсивного становления самооценки, что связано с его включением в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность значительным расширением круга общения. Подростковый период очень важен в развитии у него самооценки как основного регулятора
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. – М. : Прогресс, 2006. – 267 с.
2. Бариляк, И. А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / И. А. Бариляк. – СПб., 2002. – 19 с.
3. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
4. Бисерова, Г. К. Влияние детско-родительских отношений на агрессивность и самооценку подростка / Г. К. Бисерова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 4. – С. 353-360.
5. Выгодина, М. В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника // Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под ред. В. С. Агапова, М. М. Мишиной, М. И. Плугиной. – М., 2015. – С. 119-124.
6. Грабал, В. Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности / В. Л. Грабал // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 30-36.
7. Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
8. Ковалевская, А. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость подростков / А. В. Ковалевская // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 47-51.
9. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З. С. Курбанова // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 91- 95.
10. Макаров, В. А. Особенности структуры учебной мотивации подростков / В. А. Макаров // Вестник Московского ун-та МВД России. – 2008. – № 1. – С. 63-67.
11. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 296 с.
12. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2008. – 456 с.
13. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-99.
14. Повалихина, Д. О. Изучение самооценки подростка / Д. О. Повалихина // Научные открытия 2017 : материалы Междунар. научно-практической конф. – М., 2017. – С. 554-555.
15. Прохорова, Н. В. Психологические особенности самооценки и уровня притязаний подростков / Н. В. Прохоров // Психологические науки. – 2017. – Вып. 8. – С. 18-23.
16. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разум. – СПб. : Питер, 2000. – 432 с.
17. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
18. Ткаченко, Л. М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков / Л. М. Ткаченко // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 63-67.
19. Толбатова, Е. В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста / Е. В. Толбатова // Научный результат. – 2015. – № 1. – С. 154-158.
20. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2000. – 100 с.
21. Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2005. – 160 с.
22. Щербакова, А. А. Особенности самооценки в подростковом возрасте / А. А. Щербакова, А. А. Иванова // Самореализация личности : воспитание и самовоспитание студентов : сб. научных трудов. – Екатеринбург, 2015. – С. 105-108.
23. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2008. – 325 с
24. Юркевич, B. C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 1980. – № 2. – С. 83-92.
25. Юрченко, Л. Г. Самооценка как фактор гармонизации личности подростка / Л. Г. Юрченко, А. Е. Абраменко // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 64. – С. 80-87.