ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Описание процедуры и методик исследования
2.2 Эмоциональное выгорание педагогических работников
2.3 Эмоциональное выгорание медицинских работников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Описание процедуры и методик исследования
Методологическими основаниями данной работы являются теория синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко [1]. Под эмоциональным выгоранием В.В. Бойко понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Согласно данной концепции синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, возникающий поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощения)».
Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:
1. Методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания» [1]. «Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома:
– 9 и менее баллов симптом не сложился;
– 10 – 15 баллов – складывающийся симптом;
– 16 и более баллов – симптом сложился.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз:
– 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило установить, что педагоги и работники медицинской сферы имеют очень высокий уровень эмоционального истощения, довольно высокий уровень деперсонализации, и низкий уровень профессиональной успешности, что говорит нам о наличии эмоционального выгорания работников. Большинство педагогов и медицинских работников чувствуют усталость, разочарование в профессии, упадок сил и безразличность, которые ведут к проблемам на рабочем месте.
Нам также удалось установить, что воспитатели в большей степени находятся в стадии «истощение», нежели учителя, это касается и медсестер.
С развитием сферы образования постоянно развивается, растёт и роль воспитателя, значение его деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день воспитатель должен обладать расширенными познаниями во всех областях науки и жизнедеятельности, идти в ногу со временем. Но важно отметить, что воспитатель, выполняя свои профессиональные обязанности, постоянно находится при воспитанниках. Ситуации непосредственного контакта с детьми всегда требуют затрат эмоциональных ресурсов. Учителя по сравнению с воспитателями меньше времени проводят с учениками. Поэтому деятельность воспитателя, его отношение к воспитанникам оказывает постоянное влияние и на воспитанников, из чего следует, что их взаимодействие является одной из основных проблем психологии работы с детьми. Если от учителя в первую очередь ожидают передачи знаний, то от воспитателя еще и интенсивной эмоциональной включенности в процесс воспитания и развития детей разного возраста.
На сегодняшний день и медсестра должна обладать расширенными познаниями в естественной науке, техническом обеспечении выздоровления. Но важно отметить, что медицинская сестра, выполняя свои профессиональные обязанности, постоянно находится при больных.