Реферат
Курсовая работа 29 страниц, 38 источников
Ключевые слова: супружеские отношения, привязанность, эмоциональная связь, мать, ребенок, супруги, нарушения привязанности
Объект исследования: взаимоотношения супругов.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений супругов из семей с различным типом привязанности.
Цель исследования: выявить особенности взаимоотношений супругов из семей с различным типом привязанности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод анализа базовых понятий, методы обобщения и систематизации.
Полученные результаты: охарактеризована привязанность как психологический феномен, рассмотрены факторы формирования супружеских отношений, раскрыты особенности взаимоотношений супругов из семей с различным типом привязанности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологом в профилактической работе с супружескими парами, в семейном консультировании.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена важностью характера отношений в семье для формирования ряда социально значимых качеств личности, особой ролью эмоциональных связей с матерью для становления самосознания индивида и фундамента для построения супружеских взаимоотношений.
Самого рождения у человека имеется потребность в близости. По мере развития привязанности, для ребенка определяется его поведение, которое будет сопутствовать его в дальнейшей жизни. Такое поведение будет постепенно преобразовываться в паттерны как способы построения межличностных отношения с другими людьми. Отношение взрослого человека к другому зависит от качества эмоциональной связи с его родителями, прежде всего, с матерью.
Супружеские отношения формируются на основе многих факторов: степени удовлетворения потребностей супругов, психологической совместимости, характера распределения ролей и лидерства, совпадение ценностей и взглядов супругов и т.д. В сфере супружеских отношений взаимодействие между партнерами обусловлено потребностью в любви и желанием быть любимым. Фундамент реализации этих потребностей закладывается еще в младенчестве.
Феномен привязанности матери и ребенка находится в центре внимания исследователей. В отечественной психологии исследование привязанности взрослых людей является новым направлением. В зарубежной психологии разработанная Дж. Боулби в 1960-х теория привязанности изначально описывала особенности отношений, возникающих в рамках взаимоотношений матери и ребенка на первом-втором годах жизни.
В отечественной психологии исследования в этой области начались относительно недавно (2000-е гг.). Среди авторов, изучавших данную проблему, можно назвать В.Н. Куницину, Т.В. Казанцеву, В.О. Аникину, Е.О. Смирнову, С. Калмыкову, Л.А. Николаеву, О.А. Екимчик.
На сегодняшний день установлено, что качество привязанности к матери в младенческом возрасте во многом обусловливает особенности развития личности на последующих этапах онтогенеза. В 1980-х, благодаря работам С. Хейзан и Ф. Шейвера, исследования привязанности начали охватывать сферу близких взаимоотношений взрослых людей. В частности, установлено, что эмоциональные связи формируются и в процессе близких отношений между взрослыми людьми и характеризуются теми же особенностями, что и привязанность ребенка к матери.
Проблемой изучения супружеских отношений занимались такие ученые как Ю.Е. Алешина, К.Н. Белогай, Е.В. Белоус, Е.А. Гаврилова, М.А. Григорьева, И.Г. Дорошина, А.Г. Лидерс, И.С. Попова, В.С. Солоненко, О.А. Сычев и др.
1 Привязанность как психологический феномен
Термин «привязанность» для обозначения отношения ребенка к родителю появился в научной психологии благодаря исследованиям английского психолога Джона Боулби. Теория привязанности оформлялась в 1957-1969 гг. в контексте психоаналитической теории детского развития [1, с. 21].
В теории Дж. Боулби под привязанностью понимается прочная эмоциональная связь, устанавливаемая между матерью и младенцем в процессе ее заботы о нем, позволяющая ребенку чувствовать себя в безопасности. Привязанность выполняет не только функцию безопасности и самосохранения, она обусловливает появление у ребенка чувство уверенности при взаимодействии с внешним миром и другими людьми, способствует адекватной социализации. Несмотря на то, что младенец обладает врожденной способностью проявлять привязанность, выбор объекта, а также качество привязанности зависят от поведения родителей, в первую очередь, матери, по отношению к ребенку [1, с. 23].
Дж. Боулби подчеркивал, что отношения привязанности характеризуются двумя противоположными тенденциями: стремлением к новому, и поиску поддержки и безопасности. В этом случае, поведение привязанности актуализируется преимущественно в угрожающей ситуации, а не в привычной и безопасной обстановке. Потому увеличение опасности ситуации обостряет потребность в непосредственном контакте с объектом привязанности и его защите; при этом, в безопасной ситуации становится возможным физическое отдаление от него. Так, объектом безопасности выполняется его основная функция – обеспечение защиты и безопасности, что выступает в качестве необходимого условия познавательного развития ребенка [1, с. 29].
Предпосылки развития личности обнаруживаются еще в раннем детстве. Ребенок с первых месяцев своей жизни осознает себя через отношения с другими людьми, которые включают зависимость от непосредственно окружающих его людей. Привязанность ребенка к матери (или другому близкому взрослому) выступает в качестве важнейшего приобретения младенческого возраста. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, они несут в себе силу мотив. Характер отношений между ребенком и окружающей действительностью обусловливает развитие ребенка [2, с. 82].
К концу первого года у ребенка появляется общая рабочая модель объекта привязанности – представление о его доступности, либо недоступности. В более старшем возрасте (от трех лет) ребенок имеет возможность при физическом отсутствии объекта привязанности представить себе его поведение, тем самым также давая объекту большую свободу. Тем самым, он начинает действовать в отношениях с ним как партнер [3, с. 140].
2 Факторы формирования супружеских отношений
Супружеские отношения представляют особой основу функционирования семьи и включают отношения между супругами. Супружеская подсистема возникает с момента объединения мужчины и женщины с целью создания семьи. Каждый из них имеет набор тех или иных ценностей и ожиданий (осознанных и бессознательных). Новая система образуется при согласовании ценностей и ожиданий обоих супругов, появления чувства принадлежности к семье [22, с. 92].
Супружеская подсистема имеет важнейшее значение для развития ребенка. Супружеская подсистема выступает как модель интимных взаимоотношений, которые проявляются в повседневном взаимодействии. В супружеской подсистеме ребенок наблюдает примеры выражения привязанности и любви, отношения к партнеру, преодолению конфликтов и др. [23, с. 94].
Супружеские отношения представляют собой основу функционирования и развития семьи. В работе О.А. Карабановой, характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.
Объективными характеристиками функционирования семьи являются:
– эмоциональные связи в семье;
– любовь как основа построения супружеских отношений;
– мотивация вступления в брак;
– главенство и ролевая структура семьи;
– коммуникация в семье;
– способность семьи к разрешению проблемных ситуаций.
К субъективным характеристикам относятся:
– удовлетворенность браком;
– семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание.
Интегральная характеристика:
– сплоченность семьи [24, с. 60].
Анализ любви как феномена и как основы построения супружеских отношений осуществил Э. Фромм, согласно которому эротическая любовь (любовь между мужчиной и женщиной) характеризуется исключительностью. Так, исключительность любви находит свое выражение в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов [25, с. 25].
По мнению Э. Фромма, существует только одна страсть, удостоверяющая потребность индивида в его единстве с миром и обретении при этом чувства целостности и индивидуальности, это – любовь. Любовь
3 Особенности взаимоотношений супругов из семей с различным типом привязанности
Влияние привязанности к матери не ограничивается ранним детством и оказывает влияние на взрослые этапы жизни. Сфера влияния привязанности оказывается значительно шире сферы детско-родительских отношений, охватывая и дружеские, и романтические отношения со сверстниками и партнерами [8, с. 30].
По Дж. Боулби, сформированный в раннем детстве стиль привязанности к первичному объекту, оказывает то или иное влияние на формирование привязанностей к вторичным объектам. В качестве вторичного объекта у человека после матери, как правило, выступает брачный партнер [1, с. 46].
В исследованиях Р. Шаффера выявлены особенности привязанности у супругов. По разработкам автора, в основе романтических и супружеских отношений у взрослых людей лежат три системы поведения:
1) привязанность – любовное чувство, похожее на то, которое испытывает ребенок к матери;
2) стремление проявлять заботу к другому: влюбленные воспринимают друг друга в качестве ребенка, нуждающегося в заботе;
3) секс с последующими сексуальными отношениями [33, с. 2].
С. Хейзан, Ф. Шейвер показали, что привязанность, тесные эмоциональные связи возникают и развиваются в процессе близких отношений между взрослыми людьми по механизму привязанности ребенка к матери. При этом, эмоциональная связь взрослых людей имеет симметричный характер: оба взрослых выступают источником чувства безопасности и комфорта друг для друга [34, с. 511].
С. Хазан и Ф. Шейвер по аналогии типов привязанности ребенка к матери описали три стиля привязанности в близких отношениях: надежная, тревожно-амбивалентная, избегающая. Взрослый человек с надежной (безопасной) привязанностью склонен к положительным взглядам о себе и партнере, в т.ч. и об их отношениях; он удовлетворен супружескими отношениями, в большей степени, чем люди с другими стилями привязанности. Он ощущает себя комфортно и в близости с другим человеком, в независимости. Человек с тревожно-амбвивалентной привязанностью, ищет высокого уровня близости, одобрения, отзывчивости от его партнера; склонен переживать о том, что партнер не любит их, может разорвать отношения с ним. Человек с избегающей привязанностью требует большей независимости, видит себя неуязвимым; склонен подавлять и скрывать свои чувства [34, с. 512].
Привязанность к матери выступает в качестве основы для построения отношения с ближайшим окружением на всех этапах взросления человека, в частности, в супружеских взаимоотношениях. Это объясняется тем, что
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования нами были сделаны следующие выводы:
Охарактеризована привязанность как психологический феномен. Привязанность выступает в качестве самостоятельного предмета изучения по следующим направлениям: изучение привязанности младенца к матери, изучение объектов привязанности у детей разного возраста, рассмотрение привязанности как причины формирования личностных качестве ребенка, социализации. В последние годы актуальным становится исследование привязанности у взрослых людей.
Привязанность в психологии рассматривается в контексте отношений между матерью ребенком, оценки качества условий развития, влияние привязанности на построение взаимоотношений во взрослом возрасте. Привязанность представляет собой прочную эмоциональную связь, обеспечивающую переживание чувства защищенности и комфорта, что является результатом отношения двух близких людей. Сфера влияния привязанности оказывается шире области собственно детско-родительских отношений и охватывает развитие личности на протяжении всего онтогенеза. Качество привязанности в раннем возрасте оказывает непосредственное влияние на успешность индивида в самореализации, в семейной, профессиональной и межличностной сферах жизни.
Рассмотрены факторы формирования супружеских отношений. Супружеские отношения представляют собой отношения между супругами, основу функционирования и развития семьи. Супружеская подсистема возникает с момента объединения мужчины и женщины с целью создания семьи, где каждый имеет набор тех или иных ценностей и ожиданий относительно функционирования семьи. Основными детерминантами супружеских отношений являются: эмоциональные связи в семье; любовь как основа построения супружеских отношений; мотивация вступления в брак; главенство и ролевая структура семьи; коммуникация в семье; способность семьи к разрешению проблемных ситуаций; удовлетворенность браком; семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание, сплоченность семьи.
В качестве критерия гармоничности отношений может выступать наличие эмоциональной близости у супругов. Под эмоциональной близостью понимается феномен неформальных межличностных отношений, который предполагает наличие психологического контакта между партнерами и стремления раскрыть свой внутренний мир, в основе которых лежит доверие, принятие, понимание, сочувствием и готовность партнеров к эмоциональной поддержке по отношению друг друга
Раскрыты особенности взаимоотношений супругов из семей с различным типом привязанности. Привязанность, тесные эмоциональные
1 Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
2 Авдеева, Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 82-92.
3 Смирнова, Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 139-150.
4 Ainsworth, M.D. Attachments beyond Infancy / M.D. Ainsworth // American Psychologist. – 1989. – V. 44. – № 4. – С. 1-6.
5 Шэффер, Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. – СПб.: Речь, 2003. – 976 с.
6 Сабельникова, Н.В. Особенности развития привязанности в детском и подростковом возрасте / Н.В. Сабельникова // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. – 2006. – № 6-1. – С. 41-45.
7 Кошкина, И.В. Материнско-детская привязанность как основа любви / И.В. Кошкина, Е.В. Жигалина // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-12. – С. 66-68.
8 Бурменская, Г.В. Привязанность к матери как базисное условие психического развития и психологического благополучия / Г.В. Бурменская // Психическое здоровье человека XXI века: сборник научных статей по материалам Конгресса. – М., 2016. – С. 28-30.
9 Mikulincer, M. Attachment in adulthood: Structure, dynamics, and change / M. Mikulincer, P.R. Shaver. – New York: Guilford Press, 2007.
10 Литвиненко, Н.Н. Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития / Н.Н. Литвиненко, О.А. Тлишева // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7). – С. 107-109.
11 Василенко, М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации / М.А. Василенко // Известия РГПУ. – 2011. – № 129. – С. 20-27.
12 Криттенден, П. Трансформация отношений привязанности в юности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/6378-12-2879.html. – Дата доступа: 04.05.2018.
13 Бурменская, Г.В. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери / Г.В. Бурменская // Вестник МГУ. – 2011. – № 2. – С. 21-35.
14 Пупырева, Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Е.В. Пупырева. – Москва, 2007. – 19 с.
15 Носкова, Н.В. История и современное состояние исследований привязанности в отечественной психологии / Н.В. Носкова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гум. Ун-та. – 2013. – № 2. – С. 109-120.
16 Авдеева, Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы / Н.Н.Н Авдеева // Современная зарубежная психология. – 2017. – № 2. – С. 7-14.
17 Суворова, О.В. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка / О.В. Суворова, И.В. Черемисова, Е.Б. Мамонова // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 2 (15). – С. 36-38.
18 Яремчук, М.В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.В. Яремчук. – Москва, 2006. – 18 с.
19 Мымрикова А.И. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения / А.И. Мымрикова, О.Н. Истратова // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2010. – № 10 (111). – С. 209-214.
20 Пилягина, Г.Я. Нарушения привязанности как основа формирования психопатологических расстройств в детском и подростковом возрасте / Г.Я. Пилягина, Е.В. Дубровская // Мистецтво лікування. – 2007. – № 6. – С. 71-79.
21 Жихарева, Л.В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты / Л.В. Жихарева // Перспективы науки и образования. – 2013. – Т. 20. – С. 148-152.
22 Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
23 Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.
24 Карабанова, О.А. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
25 Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. – М.: ACT, 2001. – 224 с.
26 Андреева, Т.В. Семейная психология / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
27 Белогай, К.Н. Супружеские отношения на этапе молодой семьи / К.Н. Белогай, М.В. Кускова // Вестник Кемеровского гос. университета. – 2009. – № 1 (37). – С. 72-77.
28 Крюкова, Т.Л. Лидерство и социальная власть как факторы групповой динамики семьи / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 4. – С. 193-197.
29 Чукмарова, Л.Ф. Полоролевые экспектации супругов и стабильность брачно-семейного союза в молодом городе: автореф. дис. … канд-та психол. наук: 19.00.05 / Л.Ф. Чукмарова. – Ярославль, 2008. – 19 с.
30 Попова, И.С. Подходы к пониманию стабильности и удовлетворенности супружескими отношениями / И.С. Попова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 72-74.
31 Пастушик, М.М. Эмоциональная близость: построение структурной и функциональной моделей / М.М. Пастушик // Вестник СПбГУ. – 2009. –Вып. 2. – С. 27-35.
32 Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2004. – 232 с.
33 Екимчик, О.А. Любовь и привязанность в супружеских отношениях / О.А. Екимчик // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2008. – № 1. – С. 1-6.
34 Hazan C., Shaver F. Romantic Love Conceptualized as an Attachment Process: Interpersonal relations and group processes. – 1987. – Р. 511-524.
35 Николаева, Л.А. Взаимосвязь типов психологической привязанности супругов к матери и их конфликтного поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Л.А. Николаева. – Ярославль, 2008. – 19 с.
36 Куфтяк, Е.В. Развитие психологии семейного совладания / Е.В. Куфтяк // Вестник КГУ. – 2013. – № 3, Т. 19. – С. 139-143.
37 Григорова, Т.П. Деструктивная привязанность как специфическая категория привязанности во взрослом возрасте / Т.П. Григорова // Вестник КГУ. – 2014. – Т. 20. – С. 148-151.
38 Дикс, Г.В. Теория объектных отношений и исследования брака [Электронный ресурс]. – URL: http://psyjournal.ru/drupal_journal/articles/teoriya-obektnyh-otnosheniy-i-issledovaniya-braka. – Дата доступа: 04.05.2018.