ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ
1.2 СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ
1.3 ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
2.1 КОНСТИТУЦИЯ 1919 Г.
2.2 КОНСТИТУЦИЯ 1927 Г.
2.3 КОНСТИТУЦИЯ 1937 Г.
2.4 КОНСТИТУЦИЯ 1978 Г.
ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ
3.1 ПРОЦЕДУРА ИЗМЕНЕНИЯ, ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВНЕСЕНИЕ В НЕЕ ПОПРАВОК И ИЗМЕНЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во всех современных государствах в качестве основного, связующего элемента всей правовой системы признается демократическая Конституция. Конституция — ядро правовой системы. Вокруг Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко улавливать потребности общественного развития. В то же время следующим важнейшим юридическим свойством Конституции является ее верховенство и непосредственный характер действия [1, с.11].
Термин «конституция» возник в древнем Риме и использовался для обозначения декретов римских императоров.
В современном понимании конституция возникла в XVII веке в результате борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция считалась основным документом государства, направленным на ограничение пределов государственной власти и обеспечение защиты индивидуальных прав и свобод.
В своей наиболее общей форме конституция может быть определена как нормативный правовой акт (совокупность нормативных правовых актов), который обладает высшей юридической силой и регулирует основу взаимоотношений между человеком и государством, конституцией государства и организацией государственной власти.
В сознании современного человека, как нам кажется, сложилось убеждение, что государство и Конституция являются явлениями, которые существуют в одно и то же время, что они присущи друг другу. Однако государства возникли гораздо раньше, чем тексты конституций. Исторически сложилось, что конституция - явление моложе государства. Общепризнано, что первое, как считают исследователи, конституции - в США в 1787 году, а затем в Европе в мае 1789 года в Польше и несколько месяцев спустя во Франции. После того, как эта конституция, как действия, близкие по форме и содержанию к их современному пониманию, стала появляться в других государствах [2, с.10].
Для конституции, как акта, обладающего наибольшей юридической силой, характерно решение по меньшей мере трех задач:
а) учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции;
б) определение основ правового статуса граждан данного государства;
в) определение взаимоотношений между государством и гражданами, что позволяет характеризовать политический режим.
Объектом исследования является сравнительная характеристика первых белорусских конституций.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, связанных со сравнительной характеристикой первых белорусских конституций.
Цель курсового исследования: изучить нормативные правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, связанные со сравнительной характеристикой первых белорусских конституций.
Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:
а) исследовать основы конституционного строя;
б) проанализировать конституционное развитие Республики Беларусь в советский период;
в) изучить процедуру внесения поправок в Конституцию Республики Беларусь.
При проведении исследования был использован комплекс общенаучных и частных методов, включая системно-структурный, историко-правовой, сравнительно-правовой, логический, межотраслевой и другие методы познавательной деятельности.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
1.1 Понятие и сущность конституции
Термин «конституция» имеет особый смысл. В первом смысле конституция понимается как структура, конструкция, фигура, телосложение, устройство. Это фактическая конституция. Фактическая конституция возникает вместе с появлением самого общества. Во втором смысле конституция означает создание и консолидацию в написании природы и специфики существующих социальных отношений. Таким образом, правовая конституция является отражением и закреплением в законе права общества.
Конституция - явление социальной жизни. Она представляется в наиболее общей форме как средство упорядочения и регулирования. Создание первых правовых конституций новых буржуазных отношений, которые были заменены феодальным установлением новой системы правления и отношений между людьми мира (основные права человека, равенство граждан и т. д.). Но это только внешняя характеристика конституции.
По своей сути конституция является политическим и юридическим документом. В качестве политического документа конституция - это декларация, провозглашающая основные ценности общества. В качестве юридического документа конституция является основным законом государства. Это впервые указал Ф. Лассаль в своей работе «О природе Конституции»: «Конституция и закон неотъемлемо однородны. Конституция должна иметь силу закона, поэтому она также должна быть законом - это должен быть не только закон, но и больше, чем закон, следовательно, здесь есть разница.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
2.1 Конституция 1919 г.
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята в феврале 1919 года I съездом Советов БССР.
Структурно Конституция состояла из Декларации прав и трудящегося и эксплуатируемого народа, трех разделов (раздел 1 – «Общие положения»; раздел 2 – «Конституция Советской власти» и «О Центральном Исполнительном Комитете»; раздел 3 – «О гербе и флаге ССРБ») и 32 статей [17].
Данная конституция была рассчитана на переходный период и вводила ряд правовых ограничений для определенных категорий населения.
Так, закрепляя демократическое всеобщее избирательное право для трудящихся, Конституция предусматривала лишение избирательных прав для отдельных категорий граждан (так называемые бывшие эксплуататорские классы, служители религиозных культов и др.).
Особенностью системы представительства в Советы по Конституции 1919г. было также закрепление не вполне равных норм представительства в Советы от рабочих и крестьян: некоторые избирательные преимущества предоставлены были рабочему классу. Прямые выборы по Конституции 1919г. осуществились лишь при формировании городских и сельских Советов. Выборы же на съезды Советов были двухстепенными и многостепенными.
В целом Конституция БССР 1919г. – документ исторического значения. В ней впервые в истории человечества в законодательном порядке была закреплена государственная власть рабочих и крестьян, оформлены основы нового общественного и государственного строя.
ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ
3.1 Процедура изменения, порядок пересмотра положений Конституции Республики Беларусь и внесение в нее поправок и изменений
Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона. Для принятия Конституции, внесение в нее поправок, установлен особый усложненный порядок, который закреплен в ст. 138-140 Конституции [23].
В статье 138 Конституции говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Отметим, что данная норма обладает, по нашему мнению, чрезмерной жесткостью. Несмотря на высшую юридическую силу, Конституция все же остается нормативным правовым актом, а изменение и дополнение последних возможно по инициативе и законодательных органов. Считаем возможным внесение правок в данное положение и закреплением за простым большинством одной из палат Парламента права на инициативу внесения изменений и дополнений в Конституцию.
В статье 140 Конституции закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев, если за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента (т.е. примерно в Палате представителей – 73 депутата, в Совете Республики – 43 члена).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства.
Конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. И в этой связи сущность конституции может изменяться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание.
Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Конституция, как и любой текст, должна характеризоваться единством содержания и формы. Эффективность структуры конституции в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности, связности и соразмерности частей.
Структура конституции той или иной страны обусловлена как собственными традициями государственно-правового строительства, так и зависит от выбора целей и конкретной конституционной модели, в основе которой лежат те или иные базовые ценности, например, идеи прав человека, правового государства, гражданского общества или, напротив, приоритета классовых, религиозных, национальных и иных интересов. Как правило, конституции демократической европейской модели охватывают схожий круг проблем, в связи с чем имеют и схожую структуру. Она включает преамбулу (введение), основную часть, заключительные, переходные и дополнительные положения и иногда приложения. В конституциях отдельных государств может и не быть некоторых (кроме, разумеется, основной части) структурных подразделений.
К функциям конституции можно отнести юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую, охранительную, целеполагающую, информационную.
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята в феврале 1919 года I съездом Советов БССР.
11 апреля 1927 года на VIII Всебелорусском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов принята вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики.
5 декабря 1936 г. в СССР принимается новая общесоюзная Конституция. 19 февраля 1937 года XII Чрезвычайный съезд Советов принял Конституцию БССР.
Четвертая белорусская Конституция была принята Верховным Советом БССР 13 апреля 1978 г.
Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона. Для принятия Конституции, внесение в нее поправок, установлен особый усложненный порядок, который закреплен в ст. 138-140 Конституции
В статье 138 Конституции говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
Отметим, что данная норма обладает, по нашему мнению, чрезмерной жесткостью. Несмотря на высшую юридическую силу, Конституция все же остается нормативным правовым актом, а изменение и дополнение последних возможно по инициативе и законодательных органов. Считаем возможным внесение правок в данное положение и закреплением за простым большинством одной из палат Парламента права на инициативу внесения изменений и дополнений в Конституцию.
В статье 140 Конституции закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
1. Василевич, Г. А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г.А. Василевич // ВЕСТН. МОЛОДЕЖНОГО НАУЧ. О-ВА. - 2001.-№ 1.-С.11-19.
2. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. - 2005.-N 1.-С.10-15.
3. Лассаль, Ф. О. сущности Конституции. Что же теперь? : две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. — 64 с.
4. Государственное право Российской Федерации / под. ред. О.Е. Кутафина.- М., 1996. – 584 с.
5. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин. - Сравнительное конституционное право. - М., 1996.
6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 1998.
7. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции/ Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. - № 5. - С. 24-36.
8. Златопольский, Д.Л. О сущности конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал Российского права. - 1997 - № 10.
9. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.
10. Кузин, Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. посо- бие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф.А. Кузин. – М.: «Ось-89», 2000. – 320 с.
11. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Д, Экономические и юридические науки. - 2012. — № 6. — С. 97—106.
12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.
13. Каргин, К.В. Юридические документы / К.В. Каргин; науч. ред. В.А. Толстик. – М.: Юристъ, 2008. – 191 с
14. Пугачев, А.Н. Общесоциальные функции конституции / А.Н. Пугачев // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию юрид. образования на Полоцкой земле (Новополоцк, 18-19 мая 2012 г.) : в 2-х т. Т.1 / Полоцкий государственный университет; редкол.: А.Н. Пугачев (отв. ред.) др. - Новополоцк : ПГУ, 2012. - С. 134-138.
15. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 200 с.
16. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3-х т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2. – М.: ИКД “Зерцало-М”, 2001. – 528 с.
17. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (Принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/. Дата доступа: 02.05.2018.
18. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 327 с.
19. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс]: Постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/. Дата доступа: 02.05.2018.
20. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: Постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/. Дата доступа: 02.05.2018.
21. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/. Дата доступа: 02.05.2018.
22. Василевич, Г.А. 1991 год: хроника пикирующей страны / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2012. – 171с.
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: «Беларусь», 2006. – 97 с.
24. Республиканский референдум 24 ноября 1996 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-24-noyabrya-1996-goda. Дата доступа: 02.05.2018.
25. Республиканский референдум 7 сентября 2004 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-17-oktyabrya-2004-goda. Дата доступа: 02.05.2018.