ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О БРАЧНОМ ПАРТНЕРЕ
1.1. Теоретические основы исследования семейно-брачных отношений и представлений о партнере для вступления в брак
1.2 Исторический опыт и современные формы семейно-брачных отношений
1.3 Теории выбора брачного партнера
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О БРАЧНОМ ПАРТНЕРЕ
2.1 Организация исследования представлений молодежи о брачном партнере
2.2 Анализ проведенного исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Взросление молодого человека, его вхождение во взрослый мир характеризуется следующими противоречиями: с одной стороны, вступление на путь взросления сопровождается акселерацией (быстрым половым созреванием) и ранней социальной активностью и мобильностью (быстрым самоопределением в профессии), позволяющими сократить границы вхождения в брачно-семейные отношения; с другой стороны, взросление сопровождается психологической незрелостью, в результате чего границы брачного возраста становятся шире до неопределенного возраста.
Проблема выбора партнера, крайне редко подвергалась исследованиям. Отдельные ее аспекты освещались в работах Б.Ю. Шапиро, А.Н. Обозовой и В.И. Штильбанс, Л.Я. Гозмана, Л.П. Панковой, В.А. Сысенко, М.А. Абалакиной.
Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни ученые начали исследовать недавно. Прежде всего, это связано с изменением самого типа семьи, а также системным кризисом института семьи в современных условиях. Исследования семьи и брака ведутся в социологии, философии, культурологии, психологии, демографии, этнографии, других общественных науках. Многие из классиков социологии считали семью частью социальной структуры, рассматривали её как фактор изучаемых ими процессов, но не исследовали институты брака и семьи специально(М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, В. Парето).
Отечественные исследователи связывают нынешний кризис семьи, деформацию многих семейных ценностей среди различных категорий населения не только с изменением ценностных ориентаций современной молодежи, но и с общемировыми тенденциями. Происходит переход от патриархальной семьи к нуклеарной, а также от детоцентристкой к эгалитарной. В настоящее время исследователи пришли к выводу: многие проблемы современной семьи происходят от неумения молодых людей выстраивать отношения в браке. В связи с этим, требуется основательно изучить данную проблему, начиная с основ. требуют серьезного внимания со стороны общества и его институтов,такие направления как критерии определения молодой семьи и ее основные проблемы, мотивы вступления в брак.
Актуальность моего исследования состоит в том, что анализ изученной мной литературы и различных достоверных источников помог выявить кардинальное изменение у молодого поколения восприятия и представления будущего партнера для вступления в брачные отношения. Также, представления о будущем брачном партнере тесно связаны с мотивацией
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О БРАЧНОМ ПАРТНЕРЕ
1.1. Теоретические основы исследования семейно-брачных отношений и представлений о партнере для вступления в брак
Одним из этапов становления будущей жизни молодого поколения можно считать вступление в брачные отношения, а именно создание семьи. Понятие «семья», обыкновенно, имеет некоторое количество смыслов. В первом смысле семья представляет собой социальный институт (с позиции социального регулирования брачно-семейных отношений). Во втором же смысле семья - это имеющая исторически обусловленную систему малая социальная группа, члены которой объединены супружескими или кровными связями, совокупностью уклада и обоюдной нравственной ответственностью, социальная нужда которой определена необходимостью окружения в физическом и духовном воспроизводстве жителей [22, с. 27-28].
Семья играет роль намного более глубокого феномена, чем супружество, вследствие этого достаточно непросто беспристрастно анализировать его. Нелегко сопоставить с ней любое иное общественное устройство, в котором удовлетворялось бы такое количество всевозможных людских и социальных нужд [19, с. 15].
Ключевые функции брака и семьи:
- Финансовая функция (удовлетворение физических, материальных нужд, обоюдная денежная помощь обоих супругов, добыча вещественных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними челнами семьи от других);
- Репродуктивная функция (воспроизводство населения, рождение и воспитание детей);
- Эмоциональная функция (эмоциональная разрядка, духовная помощь со стороны членов семьи);
- Социально-статусная функция (просвещение, получение места в общественной иерархии, становление чувства долга, социальное приспособление);
- Функция духовного совершенствования (обнаружение и раскрытие скрытых возможности личности) и т.п.
Семья благополучна и счастлива, если исполняются все эти функции. Неблагополучной является семья, в которой не осуществляется хотя бы одна из функций [39, с. 64].
Цели создания семьи и брака:
- Реализация семейного инстинкта;
- Приобретение места в социальной иерархии;
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О БРАЧНОМ ПАРТНЕРЕ
2.1 Организация исследования представлений молодежи о брачном партнере
Количество испытуемых составило 50 человек: 25 юношей и 25 девушки в возрасте от 18 до 23 лет.
Своё исследование я проводила поэтапно. На подготовительном этапе, мной был проведён обзор литературы, исследований, а также тематически близких к моему исследованию, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать свою гипотезу и задачи, подобрали методы исследования. На основном этапе во время экспериментальной работы, в сочетании с анализом научных положений об особенностях выбора партнёра для вступления в брак среди молодежи, я проверяла и уточняла гипотезу исследования. В рамках этого этапа мной была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе я провела оценку эмпирических данных, они были подвергнуты сравнительному анализу. Затем, мной было произведено оформление результатов исследования.
Для того чтобы диагностировать различия у юношей и девушек в представлениях о брачном партнёре, компонентами которого являются эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты [23, с. 15], я подобрала соответствующие методики, а именно методику определения направленности личности (Б. Басса) и анкету «Мотивы вступления в брак» Голода С. И.
Кратко охарактеризую данный методы. Анкета «Мотивы вступления в брак» (Приложение 1). В 1989 году С. И. Голод провел обстоятельное исследование, показавшее, по какой причине те или иные женихи и невесты вступают в брачные отношения с конкретным человеком.
Определение направленности личности Б. Басса (Приложение 2).
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведённого мной исследования можно сделать следующие выводы.
Брак – это исторически сложившийся социальный институт регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. Целью брака всегда считалось создание семьи. Семья – это система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, малая группа, члены которой оформлены брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Проблемы семьи и брака занимали людей с давних времен как тема для обсуждения, исследования, эксперимента, потому что в основании этих связей находится один из мощнейших инстинктов человека - продолжение существования своего рода, гарантирующее прямое и постоянное воспроизводство людей
Уровень выбора брачных партнёров молодыми людьми характеризуется системой мотивов, среди которых ведущее место занимают любовь, стремление иметь детей, а также материальная и эмоциональная поддержка. При этом между юношами и девушками существуют различия в преобладающих мотивах выбора того или иного партнёра, но ведущими остаются любовь и желание и возможность иметь и обеспечивать иметь детей.
Имеется зависимость между направленностью личности и мотивами, которыми она руководствуется при выборе брачного партнера. Личности с направленностью на себя отдают предпочтение таким критериям как любовь, духовное единство и сексуальная совместимость, с направленностью на общение - духовному единству, сексуальной совместимости, желание иметь детей и любовь, у личностей с направленность на дело, ведущими критериями выбора брачного партнёра являются желание иметь детей и материальная обеспеченность.
Система мероприятий по формированию психологической готовности молодых людей к браку должна включать как теоретический курс – лекции по семейной психологии, медицине, педагогике, так и проведение психодиагностических методик с целью лучшего самопознания, и проведение тренинговых мероприятий для формирования навыков общения, умения решать конфликтные ситуации и т.д.
Для того чтобы диагностировать различия у юношей и девушек в представлениях о брачном партнёре, компонентами которого являются эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты я подобрала соответствующие методики, а именно методику определения направленности личности (Б. Басса) и анкету «Мотивы вступления в брак» Голода С. И. По
1. Абалакина М.А. Анатомия взаимопонимания / М.А. Абалкина – Москва, 2012, – 260с.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004, – 244 с.
3. Анискевич А.С., Богаевская А.Н. Семья и семейные отношения: Учебно-методическое пособие / А.С. Анискевич, А.Н. Богаевская. – Находка: Институт технологии и бизнеса, 2014. – 153с.
4. Болотова, А.К. Психология развития / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М. : ЧеРо, 2015. – 524 c.
5. Вебер, Гунтхард Практика семейной расстановки / Гунтхард Вебер. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2016. - 416c.
6. Вовк Е. Гендерная ассиметрия и женские роли в современной России // Социальная реальность. № 3, 2016.
7. Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. – М.: Academia, 2015. – 519с.
8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – М. : Логос, 1998. – 660 c.
9. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДАК, 2014. – 376 c.
10. Женщина в обществе: мифы и реалии: Сборник статей / Ред.-сост. Л.С. Круминг. – М.: Информация-XXI век, 2015. – 332с.
11. Ивуть, Н. Недетские проблемы детей / Н. Ивуть // Региональная газета. – 2011. – 2 февраля. – С. 9.
12. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1991 – 128 с.
13. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М. : Медицина, 2003. – 320 c.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С, Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 256 c.
15. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской, С.А. Игумнов // Общая психотерапия. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. –397с.
16. Костиков, В. Чем опасен слишком ранний секс / В. Костиков // АиФ. – 2010. – 26 марта. – 260с.
17. Красноярова, М.В. Практика социально-педагогической поддержки материнства девочек-подростков / М.В. Красноярова // Педагогика – XXI : материалы международной научной конференции. – Караганда : Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т.2. – С. 106-111.
18. Крукс, Р.Сексуальность / Р. Крукс. – М. : Мир, 2002. – 702 c.
19. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи : пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений / Р.И. Купчинов. – Минск : ИВЦ Минифина, 2004. – 211 с.
20. Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика / Д.А. Леви. - СПб.: Питер, 2014. – 393c.
21. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М. : Логос, 2001. – 544 c.
22. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2016. – 352с
23. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 1981. – 280 c.
24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М. : Высшее образование, 2016. – 460c.
25. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М. : Сфера, 2014. – 480c.
26. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье – важнейшая проблема современности / В.В. Подольский // Здоровье женщины. – 2003. – №1.-С. 103.
27. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан [и др.] ; под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 c.
28. Райгородский Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский // Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». 2017, – 752с.
29. Сапогова, Е.Е. Психология развития : учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2015. – 460 c.
30. Сведенборг Э. Супружеская любовь / Э. Сведенборг. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 543 с.
31. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи: монография/Ю.И. Семенов.-М.: КРАСАНД, 2014. – 307 с.
32. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 193с.
33. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста / Д.И. Фельштейн // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка ; под ред. Г.В. Бурменской. – М. : МПСИ, 2004. – С. 44–49.
34. Черкасова, В.Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период : автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.06 / В.Ю. Черкасова ; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. – М., 2014. – 18 с.
35. Эйдемиллер, Э.К. Психология и психиатрия семьи / Э.К. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 2017. – 180 с.
36. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 512 с.
37. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М. : Владос, 1999. – 512 с.
38. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: Познать и покорить / В.П. Шейнов – М.: АСТ: Харвест, 2014. – 1005 с.
39. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.Д. Эльконин. – М. : Академия, 2001. – 144 с.