Введение
В последнее время заинтересованность в правотворческой деятельности различных государственных органов, проявляют не только ученые, но и практики-юристы. особенно интерес вызывают нормативно-правовые акты, которые они принимают.
Большую роль для улучшения нынешнего права, деятельности его использования, а также усовершенствование в целом правовой системы обладает принятие государственными органами нормативных правовых актов в пределах их компетенции, устанавливание определённой иерархии этих актов, способа публикации и вступления в силу и т.д. вследствие этого изучения, приуроченные к этой проблематике и в том числе вопросам правотворчества, располагают не только важным теоретическим, но и практическим значением. Термины " нормотворчество " и " правотворчество " по своей сути, являются обозначением схожих процессов. Но мнению некоторых авторов, термин «правотворчество» употребляется для обозначения общего процесса принятия правовых актов независимо от их вида, а «нормотворчество» -для издания лишь нормативных правовых актов [1, c. 49]. В то же время В. М. Шамаров считает, что для законодательных и подзаконных актов вполне обоснованно употребление термина «правотворчество», а в случае актов, принимаемых муниципальными органами, руководителями негосударственных органов, юридическими лицами, в рамках локального правотворчества, а также заключения соглашений между государственными органами и негосударственными (общественными) организация ми желательно использование термина «нормотворчество» [2, c. 47]. Зачастую эти понятия используются и как синонимы [3, c. 6].
В Республике Беларусь правотворчество является одним из самых важных направлений для полноценного функционирования работы государства. Это является специфической, требующей особых знаний и умений интеллектуальной деятельностью, которая связана с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм [4, с. 174].
По итогам правотворческой деятельность - законам и другим нормативным актам - складывается мнение о государстве в целом, степени его цивилизованности, культурности, демократичности, Цивилизованному обществу всегда требовалась точность и совершенность в правовых решениях, в такой работе государства, по результатам которой образовываются нормы права, правила поведения граждан и организаций. Это и позволяет назвать такое государство правовым без каких-либо утрирований. Увеличение качества законных решений, сокращение до минимального количества малоэффективных нормативных актов - непрерывная задача законодателя, если у него есть стремление к организации правового государства. Непосредственно этим разъясняется практическое и теоретическое назначение исследования трудностей, сопряженных с процессом формирования норм права. «Потребителями» законов представлены общество, люди, поэтому не дозволяется давать возможность принятия непродуманных, поспешных, правовых решений, так как каждая погрешность законодателя влечет за собой необъяснимые затраты в материальном плане, а также нарушение интересов граждан.
Помимо этого, понимание теоретических вопросов правотворчества под углом зрения юридической науки и практики, а также видение глубинных процессов образования права вообще, объективной обусловленности права потребностями социально-экономического формирования дозволяет более углубленно дать оценку роли права, узреть всю многогранность и значимость правотворческой деятельности органов государства, а, значит и значимость работы юриста в подготовке нормативных правовых актов и в воплощении их в жизнь.
По своей сущности Республика Беларусь является правовым государством. Это закреплено в ст. 1 Конституции Республики Беларусь (далее-Конституции) [5]. Но являться правовым государством, означает иметь высокий уровень авторитета государственности, признанный режим господства права, который обеспечивает все права человека и гражданина в политической, экономической и духовной сферах. По этой причине для формирования правового государства мало его провозглашения, оно должно, в сущности, выработаться как система гарантий от широкого вмешательства властных структур. Течение развития правового государства подразумевает глубокие изменения в пребывании правотворчества, законности, в правовой культуре должностных лиц, при осуществлении своих полномочий в деятельности правоохранительных орган и граждан.
Целью исследования настоящей работы является общая характеристика стадий правотворческого процесса в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
− обозначить понятие, принципы, основные виды правотворчества в Республике Беларусь;
− охарактеризовать стадии правотворческого процесса;
− определить субъектов правотворческого процесса;
− изучить порядок принятия решения о подготовке проекта акта (правотворческую инициативу);
− охарактеризовать подготовку проекта акта;
− исследовать порядок обсуждения и принятия нормативного акта;
− изучить порядок опубликования акта и введение его в действие.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в области стадий правотворческого процесса.
Предмет исследования – правовые нормы, регламентирующие порядок организации стадий правотворческого процесса в Республике Беларусь.
Теоретическую основу работы составили законодательные акты Республики Беларусь, а также учебные пособия отечественных и зарубежных авторов.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, сравнительно-правовой, формально-логический и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Глава 1 Правотворчество: понятие, принципы, основные виды, стадии
До последнего момента отечественная юридическая наука характеризовала правотворчество, как специфическую деятельность компетентных государственных органов по созданию нормативно правовых актов, по результатам которой создают, перерабатывают либо отменяю нормы права, тем не менее, в последнее время взамен определения «правотворчество» законодатель применяет похожие определения, как «нормотворческий процесс», «нормотворческая деятельность», «нормотворческий орган» и др.
В общей сложности, как уже упоминалось ранее, эти определения подобны понятию «правотворчество» либо, по крайней мере, замещают его, наполняя в то же момент новым значением.
«Правотворческая деятельность - является научной и организационной деятельностью по экспертизе, подготовке, принятию (изданию) либо отмене, изменению дополнению, нормативно правовых актов.
Правотворческий орган (должностное лицо) представляет собой государственный орган (должностное лицо), который уполномочен принимать (издавать) нормативные правовые акты.
Под правотворческим процессом понимается правотворческая деятельность правотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие»
[6, ст. 1].
Из этого вытекает, что предопределяемое прежде определение «правотворчество» обретает в себе этакую логическую ошибку, как сужение понятия. Она состоит в том, что субъектом правотворчества имеет возможность быть не исключительно «компетентный государственный орган», «народ в случае референдума», или «негосударственный орган в случае делегирования ему полномочий», что вытекало из предопределяемого прежде понятия, но также и должностное лицо, которое наделено полномочиями издавать нормативно правовые акты.
Помимо этого, анализируемый закон уточнял, традиционно использовавшиеся ранее понятия «создание» и «переработка» понятиями «подготовка», «экспертиза», «изменение», «дополнение» и «принятие» нормативных правовых актов.
Таким образом, под правотворчеством понимается организационная и научная деятельность компетентных государственных органов (должностных лиц) и негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий, а также народа в ходе референдума по созданию, изменению и отмене норм права путем издания нормативного правового акта.
Глава 2 Стадии правотворческого процесса
2.1 Субъекты правотворчества
В Республике Беларусь субъектами правотворчества могут быть:
− государственные органы (должностные лица),
− негосударственные организации (к примеру, профсоюзы),
− народ,
− международные организации.
К государственным органам и должностным лицам, которые имеют право заниматься правотворчеством можно отнести:
− Президента Республики Беларусь;
− Палату Представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;
− Совет Министров Республики Беларусь;
− Министерства;
− государственные комитеты;
− Национальный банк;
− Национальная академия наук Беларуси;
− местные Советы депутатов;
− исполнительные и распорядительные органы;
− другие органы государственного управления.
Касательно должностного лица, то в законодательных актах Республики Беларусь его универсальное определение не имеется, Тем не менее, мы можем ссылаться на Уголовный кодекс Республики Беларусь [8], в котором присутствует развернутое определение.
Под ними понимаются:
1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;
2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия.
Заключение
При исследовании тема данной курсовой работы были решены следующие задачи:
− обозначить понятие, принципы, основные виды правотворчества в Республике Беларусь;
− охарактеризовать стадии правотворческого процесса;
− определить субъектов правотворческого процесса;
− изучить порядок принятия решения о подготовке проекта акта (правотворческую инициативу);
− охарактеризовать подготовку проекта акта;
− исследовать порядок обсуждения и принятия нормативного акта;
− изучить порядок опубликования акта и введение его в действие.
Под «правотворческой деятельностью подразумевается научная и организационная деятельностью по экспертизе, подготовке, принятию (изданию) либо отмене, изменению дополнению, нормативно правовых актов.
Правотворческий орган (должностное лицо) представляет собой государственный орган (должностное лицо), который уполномочен принимать (издавать) нормативные правовые акты.
Под правотворческим процессом понимается правотворческая деятельность правотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие».
Правотворчество по субъекту можно подразделить на следующие виды:
− правотворчество народа путем референдума;
− правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;
− правотворчество негосударственных организаций в случае делегирования им специальных полномочий.
По юридической силе правотворчество подразделяется на:
− разработку подзаконных нормативных правовых актов внешнего регулирования;
− законотворчество;
− разработку подзаконных нормативных правовых актов внутреннего регулирования.
По содержанию правотворческой деятельности правотворчество разделяется на такие виды, как:
− подготовка, экспертиза и принятие нормативных правовых актов;
− изменение и дополнение нормативных правовых актов;
− отмена нормативных правовых актов.
В Законе Республики Беларуси от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определены следующие принципы нормотворчества (правотворчества):
− конституционность;
− соответствие актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;
− приоритет общепризнанных принципов международного права;
− защита прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;
− научность;
− системность и комплексность правового регулирования общественных отношений.
В теории права выделяются такие в наибольшей степени значимые принципы правотворчества в современных цивилизованных государствах:
− демократизм;
− законность;
− научная обоснованность;
− всесторонний учет и обеспечение прав и свобод личности;
− учет интересов всех социальных групп и слоев общества;
− сочетание общегосударственных и региональных интересов.
Правотворчество, как процесс, исполняется с соблюдением установленной процедуры, какая, как правило, складывается из:
− планирования правотворческой деятельности;
− правотворческая инициатива;
− подготовки проекта нормативного правового акта;
− принятия (издания) нормативного правового акта;
− включения нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
− опубликования нормативного правового акта.
В Республике Беларусь субъектами правотворчества могут быть:
− государственные органы (должностные лица),
− негосударственные организации (к примеру, профсоюзы),
− народ,
− международные организации.
К государственным органам и должностным лицам, которые имеют право заниматься правотворчеством можно отнести:
− Президента Республики Беларусь;
− Палату Представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;
− Совет Министров Республики Беларусь;
− Министерства;
− государственные комитеты;
− Национальный банк;
− Национальная академия наук Беларуси;
− местные Советы депутатов;
− исполнительные и распорядительные органы;
− другие органы государственного управления.
В правотворческом процессе также возможно делегирование полномочий. Правомочия на издание нормативных правовых актов могут быть переданы одним правотворческим органом другому в порядке делегирования. Делегирование подразумевает, что, орган, которому передаются правомочия, права на регулирование ряда общественных отношений не имеет. Мотивы передачи полномочий могут быть самыми разнообразными.
Законодательным процессом в Республике Беларусь является последовательное прохождение в Национальном собрании Республики Беларусь определённых законодательством стадий.
Такими стадиями являются:
− законодательная инициатива;
− внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента;
− обсуждение законопроекта в Парламенте;
− принятие законодательных актов;
− официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов.
1. Москалькова, Т. Н. Нормотворчество: научно-практическое пособие / Т. Н. Москалькова, В. В. Черников. – М. : Проспект, 2011. – 384 с.
2. Шамаров, В. М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В. М. Шамаров // Вестник Екатеринского Института. –2012. –№2 (18). – С. 45-53.
3. Костенников, М. В. Порядок разработки и принятия правовых актов органов внутренних дел: Учебное пособие / М. В. Костенников. – М.: Академия управления МВД России, 2001. – 124 с.
4. Шевчук, Д. А. Теория государства и права: конспект лекций / Д. А. Шевчук. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007. – 327 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 363-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 2 июля 2009 г., № 31-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Коркунов, Н. М. Русское государственное право. Т. 2. Часть особенная / [Соч.] Н.М. Коркунова. – Изд. 4-е, без перемен. – СПб. : тип. М.М. Стасюлевича, 1903. – VI, – 596 с.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. О борьбе с коррупцией : Закон Респ. Беларусь, 15 июл. 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 нояб. 2013 г. № 71-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 9 ноя. 1999 г., № 305-З: // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Демичев, Д. В. Конституционно-правовые основы проведения референдумов в Республике Беларусь / Д. В. Демичев // Экономическая наука сегодня : сборник научных статей / пред. редкол. С.Ю. Солодовников . – Минск : БНТУ, 2014. – Вып. 2. – С. 276 - 292.
13. Избирательный кодекс Республики Беларусь: 11 февр. 2000 г. № 370-З: принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г.: в ред Закона Респ. Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. О Президенте Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 21 фев. 1995 г., № 3602-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6 окт. 2006 г., № 166-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – 245 с.
16. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., № 370-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 2 июня 2015 г. № 267-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Постоянные комиссии Палаты представителей Республики Беларусь// Официальный сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.house.gov.by/ru/deputies-ru/viewCommittee/– Дата доступа: 10.05.2017.
18. Постоянные комиссии Совета Республики // Официальный сайт Совета Республики [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.sovrep.gov.by/ru/senators-ru/viewCommittee/– Дата доступа: 10.05.2017.
19. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 фев. 2012 г., № З: в ред. Декрета Президента Респ.Беларусь от 24 янв. 2014 г., № 2 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.