Реферат
Курсовая работа 29 страниц, 40 источников
Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, медицинский работник, стаж работы, профессиональное выгорание, предупреждение профессионального стресса
Объект исследования: личность медицинского работника.
Предмет исследования: психологический анализ профессионального стресса у медицинских работников со стажем более 10 лет.
Цель исследования: теоретически изучить психологическую научную литературу, проанализировать психологические аспекты профессионального стресса у медицинских работников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод анализа базовых понятий, методы обобщения и систематизации.
Полученные результаты: теоретические изучена проблема профессионального стресса в деятельности медицинских работников, описаны причины развития профессионального стресса медицинских работников, проанализирована литература с рекомендациями и методами предупреждения и преодоления профессионального стресса у медицинских работников.
Область применения: физиология поведения, медицинская психология, психология личности.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологом для разработки мероприятий по профилактике и преодолению профессионального стресса у медицинских работников.
Введение
В современном мире все большую практическую и научную актуальность приобретает проблема изучения стресса, связанного с профессиональной деятельностью человека. Всемирная организация здравоохранения называет профессиональный стресс «болезнью XXI века», так как данный вид стресса принял размеры «глобальной эпидемии» и встречается практически во всех профессиях мира, что связано с существенным изменением условий и содержания труда, непрерывным ростом социальной, экологической, экономической, личностной напряженности нашей жизни [1, с. 165].
Необходимость изучения проблемы профессионального стресса обусловлена высокой значимостью влияния профессии на личность. Это связано с происходящими изменениями в сознания людей, где профессиональная деятельность в последнее время занимает приоритетное место. В связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, гуманизацией общества, особую значимость приобретают профессии типа «человек-человек». Поскольку в этой системе средством профессиональной деятельности является сама личность специалиста, особого внимания заслуживают их психологическое особенности и состояние, а также условия, оказывающие на них влияние.
Медицинские работники являются наиболее подверженными среди представителей «помогающих» профессий эмоциональному выгоранию, так как их профессиональная деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Медицинские работники несут повышенную ответственность за исполняемые ими функции и операции; им постоянно приходится принимать на себя энергетические разрядки коллег и пациентов, проявлять стрессоустойчивость и самоконтроль. Такая деятельность характеризуется как хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, которая со стажем работы приобретает все больше негативный характер. В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения профессионального стресса у медицинских работников.
Развитие стресса в условиях профессиональной деятельности рассматривается как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья индивида. В психологической литературе по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и др., обычно бывает тесно связан с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями (В.А. Бодров, А.Н. Банковский, Н.В. Самоукина).
1 Психологический феномен профессионального стресса в отечественной и зарубежной научной литературе
Проблемой изучения профессионального стресса в отечественной психологии занимались: В.Д. Небылицин (1976), Ф.Б Березин (1988), В.А. Бодров (1991), А.Б. Леонова (1988), Л.В. Куликов и О.А. Михайлова (2001) и др.
Спектр исследований профессионального стресса является весьма широким: в него входят и демографические обследования, которые проводились в рамках так называемой «профессиональной эпидемиологии», и анализ определенных производственных ситуаций, и лабораторные эксперименты моделирующего типа. Большинство работ и исследований по проблеме профессионального стресса носят эмпирический характер. На сегодняшний день выявлены разнообразные факты, описания конкретных ситуаций, диагностические методики. Согласно А.Б. Леоновой, в настоящее время отсутствует единая концепция профессионального стресса, но используется множество частных разработок в практической деятельности психологов на производстве [2, с. 5].
Проблемой профессионального стресса занимался Ф.Б Березин (1988) в рамках изучения разного рода состояний работающего человека (утомления, монотонии, пресыщения, стресса и пр.), которые оказывают влияние на эффективность его деятельности [3]. По мнению ученого, профессиональный стресс является одним из видов психологического стресса, который является результатом фрустрации. Если фрустрация является первичным звеном при возникновении стресса, то центральным элементом в механизме формирования психического стресса является тревога. Мотивационная роль тревоги как сигнала неблагополучия и опасности заключается в том, что она активизирует механизмы психической адаптации [3, с. 60].
Согласно Ф.Б. Березину, вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения, которое позволяет даже в условиях фрустрационной напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков [3, с. 59].
В.А. Бодров рассматривал профессиональный стресс как результат воздействия на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. В профессиональной деятельности причины возникновения стресса связаны с экстремальными воздействиями факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей
2 Профессиональный стресс у медицинских работников со стажем более 10 лет
Профессиональный стресс у медицинских работников обусловлен рядом факторов. Исследование причин и признаков профессионального стресса у медработников занимались такие исследовали как: В.Л. Винокур, А.Д. Гольменко, Е.Г. Попова, О.В. Рыбина, А.В. Хаптанова и др.
Анализ литературы показал, что основными причинами профессионального стресса у медработников являются:
- специфика профессиональной деятельности;
- условия труда;
- личностные особенности медработника.
Профессиональная деятельность медицинского персонала имеет свои отличительные особенности. Как отметает Л.А. Мурашов, деятельность медицинских работников заключается, прежде всего, в оказании помощи больному, который испытывает страдание, подавленность, боль, раздражение и другие негативные эмоции [23, с. 6].
Работа с людьми тесно связана с социальными контактами и процессом общения. Общение лежит в основе всей профессиональной деятельности медицинских работников на любом уровне. Цель контакта пациента и медицинского работника заключается в помощи, оказываемой пациенту. Исследователи М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева подчеркивают, что при этом индивидуальные особенности личности пациентов в условиях лечебных взаимоотношений соприкасаются с психологическими свойствами медицинского работника [24, с. 91].
Медицинский работник в силу специфику своей трудовой деятельности должен обладать профессиональной компетентностью. По Н.А. Абрамовой, профессиональная компетентность медицинского работника проявляется в высоком уровне профессиональных знаний, стремлении и возможности их совершенствовать, развитии профессиональных умений и навыков, коммуникативных навыков, эмпатии, стрессоустойчивости, саморазвития [25, с. 89].
Поведение медицинского работника Н.В. Кухтова определяет как помогающее, которое предполагает действия, направленные на благо других людей и за которые не предусматривается какого-либо внешнего вознаграждения. Оно относится к категории просоциального поведения, которое охватывает все положительные формы социальных действий, имеющих своей целью пользу или выгоду других. Для медицинских работников в поведении характерна приоритетность моральных норм и общественных интересов над собственными интересами [26, с. 195].
По данным исследования Н.В. Кухтовой, у медицинских работников среднего звена просоциальное поведение связано с совестливостью, интроверсией, общей активностью, робостью. Так, чем выше проявление
3 Предупреждение и преодоление профессионального стресса у медицинских работников
Высокая подверженность медицинского работника к появлению профессионального стресса в связи с особенностями их профессиональной деятельности и особенностями личности свидетельствуют о необходимости проведения мер по профилактики предотвращению стресса и профессионального выгорания.
В вопросах профилактики профессионального стресса исследователи обращают внимание преимущественно на три основных фактора:
- улучшение условий труда (организационный уровень);
- характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень);
- личностные реакции и уровень здоровья (индивидуальный уровень) [12, с. 47].
На уровне работы с организацией основными направлениями практической психологической работы являются:
- диагностическое, которое предполагает изучение объективного состояния организационных и социально-психологических характеристик профессиональной деятельности;
- оптимизация организации труда, что предполагает структурирование работы сотрудников, равномерное распределение рабочей нагрузки, четкая регламентация труда, улучшение материально-технической базы, справедливое стимулирование труда, предоставление сотрудникам возможности повышения квалификации и профессионального роста;
- социальная поддержка сотрудникам – работа над взаимоотношениями в коллективе, в частности с руководством, и повышение общего психологического климата в организации.
В.Н. Прусова и Г.Х. Боронова считают, что основными формами профилактики профессионального стресса и способами борьбы с его последствиями являются:
- создание благоприятного психологического климата организации;
- предоставление работникам возможности самим организовывать свою работу;
- устранение причин, ведущих к перегруженности или недогруженности работой;
- социальная поддержка;
- оказание психологической помощи в организации;
- программы общего оздоровления [32, с. 14].
Как отмечает Н.В. Ядрова, на уровне работы с сотрудниками можно выделить следующие основные направления практической психологической работы:
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования нами были сделаны следующие выводы:
Профессиональный стресс представляет собой интегративный феномен, объединяющий физиологические и психологические реакции работника, вызванные рядом негативных факторов. В отечественной психологической науке профессиональный стресс определяется как напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально - отрицательных и экстремальных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью. С позиций зарубежных психологом, профессиональный стресс выступает как процесс, при котором проявляются негативные черты в поведении профессионала, как ответная реакция на стрессовый характер рабочей среды. В экологическом подходе профессиональный стресс рассматривается в качестве результата взаимодействия индивида с внешней средой; в трансактном подходе профессиональный стресс рассматривается в качестве индивидуально-приспособительной реакции человека на осложнение ситуации; согласно регуляторному подходу стресс выступает в качестве особого класса состояний, отражающего механизм регуляции деятельности в затрудненных условиях.
Основными причинами профессионального стресса у медработников являются: специфика профессиональной деятельности, условия труда и личностные особенности медработника. Основными признаками профессионального стресса у медработников выступают: стойкие проявления хронического стресса, ухудшение общего самочувствия, недостаточная автономия при исполнении трудовых задач. Важнейшим фактором, влияющим на развитие профессионального стресса, выступает стаж работы. Медицинские работники со стажем более 10 лет характеризуются высоким уровнем профессионального стресса. Они испытывают ряд симптомов профессионального стресса, число которых со стажем работы лишь возрастает. Возрастающая латентная внутриличностная конфликтность вместе со стажем работы медицинских работников является проявлением дезинтеграции личности, что выражается в столкновении противоречивых внутренних устремлений. Медицинские работники со стажем более 10 лет на протяжении длительного времени подвергаются отрицательным эмоциям и ряду других организационных факторам.
Высокая подверженность медицинского работника к появлению профессионального стресса в связи со спецификой профессиональной деятельности и особенностями личности свидетельствуют о необходимости проведения мер по профилактики. Профилактика профессионального стресса может осуществляться на трех уровнях: на организационном уровне необходимо улучшение условий труда, на межличностном уровне
1 Чуева, Е.Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий / Е.Н. Чуева // Вестник Краунц. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2 (20). – С. 165–174.
2 Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник Московского университета. – 2000. – № 3. – С. 4–21.
3 Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 225 с.
4 Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление» / В.А. Бодров. – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
5 Куликов, Л.В. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. / Л.В. Куликов, О.А. Михайлова; под ред. А.О. Прохорова. – Казань, 2001. – С. 59-64.
6 Самоукина, Н.В. Карьера без стресса / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2004. – 421 с.
7 Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
8 Макаренко, О.В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс / О.В. Макаренко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 70 с.
9 Кожевникова, О.А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции / О.А. Кожевникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 7 (19). – С. 273–276.
10 Березенцева, Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания / Е.А. Березенцева // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 162–170.
11 Найденов, С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия / С.В. Найденов П.А. Пономарев // Современные инновации. – 2015. – № 2. – С. 97–100.
12 Бруй, Е.В. Профессиональный стресс в деятельности библиотечных специалистов / Е.В. Бруй // Культурная жизнь Юга России. – 2016. – № 2. – С. 142–146.
13 Касл, С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой. – М.: Радикс, 1995. – С. 187–192.
14 Селье, Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. – М.: Академия, 1993. – 422 с.
15 Уссер, И. Эмоционально-психологическая профилактика утомления / Пер. с англ. // Способы изучения и предупреждения производственного утомления. – Пенза, 1984. – С. 98–100.
16 Джуэлл, Л. Индустриально – организационная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 412 с.
17 Бэклер, Ф. Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы на 90-е годы // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. О.Н. Чернышевой. – М., 1995. – 464 с.
18 Сандомирский, М.Е. Защита от стресса / М.Е. Сандомирский. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
19 Льюис, Д. Стресс – менеджер / Пер. с англ. – М.: Реф-Бук, 2001. – 234 с.
20 Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2004. – 350 с.
21 Купер, К.Л. Источники стресса «белых воротничков» / К.Л. Купер, Дж. Маршал // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. – М., 1995. – С. 52–63.
23 Элкин, А. Стресс для «чайников» / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. – 320 с.
22 Картрайт, С. Стресс на рабочем месте / С. Картрайт, К. Л. Купер; пер. с англ. – М.: Владос, 2004. – 236 с.
23 Мурашова, Л.А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в коллективе: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / Л.А. Мурашова. – Москва, 2012. – 19 с.
24 Митупов, М.Б. Профессиональное общение медицинских работников / М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева // Acta Biomedica Scientifica. – 2010. – № 1. – С. 90–95.
25 Абрамова, Н.А. Профессиональная компетентность медицинского работника / Н.А. Абрамова // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84–90.
26 Кухтова, Н.В. Просоциальное поведение медицинских работников / Н.В. Кухтова // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194–202.
27 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
28 Гольменко, А.Д. Психопрофилактическая помощь медицинским работникам в условиях профессиональной деятельности / А.Д. Гольменко, А.В. Хаптанова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2015. – № 5. – С. 200–204.
29 Попова, Е.Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.52 / Е.Г. Попова. – Волгоград, 2005. – 20 с.
30 Доскин, В.А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике / В.А. Доскин // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57–62.
31 Винокур, В.Л. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.Л. Винокур // Вестник МАПО. – 2002. – № 2. – С. 4.
32 Прусова, В.Н. Психология труда / В.Н. Прусова, Г.Х. Боронова. – М.: Эксмо, 2008. – 30 с.
33 Багрий, М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / М.А. Багрий. – Москва, 2009. – 19 с.
34 Рыбина, О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.04 / О.В. Рыбина. – Санкт-Петербург, 2005. – 19 с.
35 Кощеева, Н.А. Психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / Н.А. Кощеева. – Санкт-Петербург, 2010. – 21 с.
36 Ядрова, Н.В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов / Н.В. Ядрова // Молодой ученый. – 2017. – № 11. – С. 517–520
37 Никифоров, Г.С. Виды психической саморегуляции / Г.С. Никифоров, С.М. Шингаев // Вестник ЛГУ. – 2014. – № 1, Т. 5. – С. 164-169.
38 Фонталова, Н.С. Стресс в профессиональной деятельности и его психологические последствия / Н.С. Фонталова // Известия ИГЭА. –2013. – № 3 (77). – С. 179–182.
39 Чегринцова, С.В. Влияние социально-психологического климата на производительность труда работников / С.В. Чегринцова // Экономика, социология и право. – 2015. – № 1. – С. 165-167.
40 Пронюшкина, Т.Г. Практические рекомендации по профилактике профессиональных стрессов / Т.Г. Пронюшкина, И.Н. Назарова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 8 (16). – С. 75-82.