ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СЕМЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей жизненного пути семей на разных этапах
Вывод в заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ А Первичные данные по методике «Значимые события жизненного пути семьи» в модификации Т.А. Заеко.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ СЕМЕЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности жизненного пути семей на разных этапах.
Экспериментальное исследование включало три этапа:
1) подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей жизненного пути семей на разных этапах с помощью тестирования;
3) на третьем этапе проводилась обработка данных, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях жизненного пути семей на разных этапах.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе учреждения _______________. Всего в исследовании приняли участие 25 семей на разных этапах жизненного пути. Выборка исследования была сформирована методом случайного отбора. Выборку исследования составили:
4 семьи на стадии I. Формирующаяся семья (0-5 лет), детей нет.
3 семьи на стадии II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.
3 семьи на стадии III. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.
3 семьи на стадии IV. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
3 семьи на стадии V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год.
3 семьи на стадии VI. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
3 семьи на стадии VII. Супруги зрелого возраста.
3 семьи на стадии VIII. Стареющая семья.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: теоретический анализ литературы, тестирование, количественный и качественный анализ, методы математической статистики.
Вывод в заключение
С целью выявления особенностей жизненного пути семей на разных этапах было проведено эмпирическое исследование. Установлено, что наибольшая продуктивность восприятия образов жизненного пути выше в молодых и стареющих семьях. Средняя продуктивность восприятия образов жизненного пути выявлена у семей с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет и у семей, «отправляющих» детей в жизнь. Низкая продуктивность восприятия образов жизненного пути характерна для супругов зрелого возраста.
Радостные и будущие события наиболее значимы для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми-дошкольниками до 6 лет. Радостные и прошедшие события наиболее значимы для семей с детьми-школьниками до 13 лет. Грустные и прошедшие события являются наиболее значимыми для семей с детьми-подростками и семей, «отправляющих» детей в жизнь, для зрелых супругов, для стареющих семей.
На протяжении жизненного пути для семей на разных стадиях с увеличением семейного стажа и возрастом ребенка увеличивается степень влияния, оказываемое на функционирование семьи. Для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми-дошкольниками до 6 лет события их жизненного пути оказали малое влияние на дальнейший ход функционирования семьи. Для семей с детьми-школьниками до 13 лет, для семей с детьми-подростками события их жизненного пути оказали умеренное влияние на дальнейший ход функционирования семьи. Для семей, «отправляющих» детей в жизнь, для зрелых супругов, для стареющих семей события их жизненного пути оказали значительное влияние на дальнейший ход функционирования семьи.
Степень реализованности событий и их удаленности в прошлое различна. Для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми-дошкольниками до 6 лет характерна низкая степень реализованности событий. Для семей с детьми-школьниками до 13 лет, для семей с детьми-подростками характерна средняя степень реализованности событий. Для семей, «отправляющих» детей в жизнь, для зрелых супругов, для стареющих семей характерна высокая степень их реализованности.
Степень потенциальности событий и их удаленности событий в будущее различна. Для формирующихся семей со стажем до 5 лет без детей; детородящих семей с ребенком до 3 лет, семей с детьми-дошкольниками до 6 лет характерна высокая степень потенциальности событий. Для семей с