Реферат
Курсовая работа содержит: 51 страниц, 6 рисунков, 4 таблиц, 33 источников, 5 приложений.
Ключевые слова: Привязанность, нарушения привязанности, надежная привязанность, амбивалентная привязанность, избегающая привязанность.
Объект исследования: Привязанность.
Предмет исследования: Привязанность у подростков в межличностных отношениях.
Цель исследования: Выявить особенности привязанности у подростков с затруднением в межличностных отношениях.
Задачи исследования:
1) Определить особенности привязанностей в подростковом возрасте
2) Рассмотреть привязанность как фактор затруднения межличностных отношений.
3) Выявить особенности привязанности у подростков с затруднением в межличностных отношениях.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования позволяют психологам, работающим с подростками осознать особенности привязанности у подростков испытывающих трудности в межличностных отношениях, и, согласно результатам данного исследования, организовывать свою работу по налаживанию межличностных отношений и коррекции патологических привязанностей.
Введение
В современной психологии, привязанность является основным понятием которое описывает отношение ребенка к близкому взрослому человеку.привязанность ребенка к матери находить под активным изучением различными учеными. Явление привязанности имеет большое значение при формировании родительского отношения у матери, приспособления ребенка к миру, который его окружает, целостному и гармоничному развитию личности ребенка.
Необходимо отметить, что в зарубежной психологии проблема психологической привязанности супругов к матери в условиях конфликтного взаимодействия успешно исследуется с середины XX в. В работах Т.Л. Голдфарб, Б. Тизард, Дж. Хейзан, Б.М. Шавер и др. выделены разнообразные научные направления изучения детских и взрослых типов привязанности.
В российской психологии проблема типов привязанности рассматривается в контексте конфликтов семейных отношений (Ю.Е. Алешина, С.В. Баныкина, Ю.В. Баскина, В.М. Басова, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, С.Л. Колосова, В.А. Сысенко, М.А. Фурманов, Е.А. Шапошников).
Специфика психологического консультирования затруднений, возникающих в детско-родительских отношениях, описана в работах А.Н. Елизарова, Г.А. Ковалева, Н.В. Клюевой, И.А. Логиновой, Л.А. Петровской, А.С. Спиваковской и др.
Привязанность к матери играет важнейшую роль в отношениях ребенка с ближайшим окружением на всех этапах его взросления, в частности, в будущих супружеских взаимоотношениях, т.к. личность человека во многом формируется за счет его взаимодействия с людьми, с которыми он себя идентифицирует (родители, сверстники и др.). Взаимоотношения в семье, в которой растет ребенок, влияют на его взаимодействие с близкими ему людьми, а также на формирование отношений с будущим супругом (супругой).
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты развития и функция привязанности в различные периоды жизни человека
1.1 Привязанность: развитие и влияние на формирование различных психологических комплексов личности
Теория привязанности исходит из учения Дж. Боулби и учениия классического психоанализа. Начав свои исследования в русле психоанализа, Дж. Боулби постепенно пришел к выводу, что эта теория, к сожалению, не полностью описывает те нарушения поведения, которые происходят в человеке. Сейчас это направление приобрело статус полноправной психологической концепции, выходящей далеко за пределы психологии младенчества. В настоящее время теория привязанности находит свое применение в самых разных областях психологии: в социальной, возрастной, педагогической, общей психологии и пр.
Привязанность это врожденная форма поведение ребенка, а также любая форма поведения, результатом которой является приобретение или сохранение близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь (Дж. Боулби) [1, 2, 3].
Изучение привязанности является наиболее значимым направлением в зарубежной психологии за последние десятилетия . В русле этологического подхода связь
«мать-дитя» трактовалась как форма запечатления, было доказано, что взаимодействие
матери и новорожденного в первые часы после рождения оказывают огромное влияние
на после-дующее общение ребенка с окружающим миром. B частности, установлено,
что эмоциональные связи ребенка с матерью усиливаются благодаря взаимодействию
в первые часы жизни ребенка, разлука матери и ребенка в этот период может привести
к негативным эффектам. Однако другие исследования не подтвердили установления специфических
эмоциональных связей между матерью и новорожденным сразу после рождения. Х.Р.
Шеффер обратил внимание, что новорожденный имеет определенные био-логические механизмы,
лежащие в основе потребности ребенка устанавливать эмоциональную связь с кем-либо[4].
Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж.
Боулби, разработавший теорию привязанностей, согласно которой привязанность к
матери, отцу или кому-нибудь другому не является врожденной или результатом
раннего научения (запечатлением). По мнению Боулби, разработавший теорию привязанностей, согласно которой привязанность к
матери, отцу или кому-нибудь другому не является врожденной или результатом
раннего научения (запечатлением). По мнению Боулби, разработавший теорию привязанностей, согласно
которой привязанность к матери, отцу или кому-нибудь другому не является
врожденной или результатом раннего научения (запечатлением). По мнению Боулби, разработавший теорию привязанностей, согласно
которой привязанность к матери, отцу или кому-нибудь другому не является
врожденной или результатом раннего научения (запечатлением). По мнению Боулби
у
ребенка врожденными являются несколько типов поведения которые способны заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это - плач, гуление, улыбка и движение по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции, эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания [1].
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей привязанностей у подростков с затруднениями в межличностных отношениях
2.1 Характеристика метода и выборки исследования
База проведения исследования: в исследовании принимали участие ученики 9-11 классов, учреждения образования «Гомельское государственное училище олимпийского резерва».
Общее количество респондентов составило 60 человек, возрост 15-17 лет. Из них 30 девушек и 30 юношей. Исследование проводилось в марте 2018 года.
Для определения испытуемых с трудностями в межличностных отношениях было проведено наблюдение в учебных группах, а так же проведена беседа с каждым испытуемым для выявления трудностей в межличностном взаимодействии.
Этапы проведения исследования:
Первый этап – формулировка цели, задач объекта и предмета исследования. Проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблемам исследования.
Второй этап – определение баз исследования и групп испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария, организация эмпирического исследования.
Третий этап – сбор эмпирического материала.
Четвертый этап – обработка и интерпретация полученных данных, формулирование выводов.
Методики:
Опросник на привязанность к родителям для старших подростков М.В. Яремчука (Приложение А)
Целью методики является определение преобладающего типа привязанности в отношениях с каждым из родителей по трём классическим типам привязанности.
Термин «привязанность» был предложен Дж. Боулби для объяснения поведения детей младенческого и раннего возрастов, помещённых в больницу или круглосуточный детский сад и перенесших вследствие этого раннюю и продолжительную разлуку с матерями. Было отмечено, что для активации системы привязанности разлука с матерью не обязательно должна быть продолжительной; важно, что, заметив исчезновение матери, ребёнок тяжело переживает её отсутствие, причём такое отношение носит ярко выраженный избирательный характер и наблюдается лишь по отношению к фигуре привязанности. Основываясь на концепции Дж. Боулби, М. Эйнсворт разработала специальную исследовательскую процедуру для оценки взаимоотношений младенца с матерью – так называемую «Незнакомую ситуацию», состоящую из 8 кратковременных эпизодов разлуки/воссоединения ребёнка с матерью.
Заключение
Обобщив информацию, изученную в результате теоретического анализа литературы мы можем сделать заключение:
Привязанность — это инстинктивное поведение ребенка и такая форма поведения, в результате которой приобретаются или сохраняются близости с «объектом привязанности», которым обычно является человек, оказывающий помощь (Дж.Боулби) [1, 2, 3].
Развитие привязанности у малыше й проходит несколько фаз:
Фаза 1 (рождение - 3 месяца)в этот период все малыши неразборчиво реагирую на окружающих его людей в первые 3 месяца малыши по разному реагирую на людей, однако все эти реакции имеют однотипный характер..
Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев): внимание сосредотачивается на знакомых людях. Начинaя c 3 месяцев поведение малыша меняется. Прежде всего, исчезают многие врожденные. Meжду 3 и 6 месяцами младенцы начинают контролировать адресность cвoих улыбок знакомыми людьми, когдa они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него.
Фаза 3 (от 6 месяцев до 2 лет) в этот период активно формируется привязанность и формируется эмоциональная близость. Примерно с 6 месячного возраста привязанность более интенсивно формируется только к 1 человеку..самым примечательным фактом является то, что малыши начинают плакать, когда мама покидает комнату в которой он находится.
Фаза 4 ( 2-3 года - окончание детства): партнерское поведение.
Характерно партнерское поведение детей. До 2-3-летнего возраста детей беспокоит лишь их собственная потребность находиться в определенной близости к опекуну; они еще не принимают в расчет планы или цели опекуна. Для 2-летнего малыша знание, что мать или отец "уходят на минуту к соседям, чтобы попросить, молока", ничего не значит; ребенок просто захочет пойти вместе с ними. Трехлетка же имеет некоторое понятие о подобных планах и может мысленно представить поведение родителя, когда тот отсутствует. Соответственно, ребенок более охотно позволит родителю уйти. Ребенок начинает действовать больше как партнер в отношениях [2, 5].
Основными типами расстройств привязанности являются:
Тип A - небезопасная привязанность избегающего типа.данные дети характеризуются как ненадежно привязанные..в незнакомой ситуации такие дети выглядят достаточно независимыми..когда попадают в игровую комнату то сразу начинают искать игрушки..мать не используется как отправная точка исследований ребенка, не осознается как объект защиты.
Тип B - надёжная безопасная привязанность: не относится к РП. У таких детей наиболее полно и безопасно формируется привязанность к значимому взрослому.такие дети не сильно огорчаются при уходе матери, однако при возвращении начинают активно тянуться к ней. У таких детей