ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕБЕНОК С ДИАГНОЗОМ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
1.1 Понятие ДЦП
1.2 Этиология ДЦП
ВЫВОДЫ по 1 главе
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Понятие психологического здоровья
2.2 Психологические особенности семей воспитывающих ребенка с ДЦП
ВЫВОДЫ по 2 главе
ГЛАВА 3. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1 Организация и методы исследования семей, воспитывающих детей с ДЦП
3.2 Эмпирическое исследование эмоционально-личностного состояния родителей, родительско-детских взаимоотношений
3.3 Результаты исследования
ВЫВОДЫ по 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ
В работе изложены теоретические вопросы, а так же проведена практическая часть работы.
Работа содержит 44 страницы, 4 приложения, 8 рисунков, 26 источников.
Ключевые слова: ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ, ЭТИОЛОГИЯ ДЦП, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, РОДИТЕЛИ С ДЕТЬМИ ДЦП, ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ЭМОЦИОНАЛЬ-ЛИЧНОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ДЕТСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
Цель исследования: изучить переживание семей инвалидности ребёнка с диагнозом ДЦП.
Объект исследования: семьи, воспитывающие детей с диагнозом ДЦП.
Предмет исследования: эмоционально-личностного состояния родителей, родительско-детских взаимоотношений.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, психологический эксперимент, статистическая обработка данных.
Основные результаты улучшение родительско-детского взаимоотношения.
Область применения преимущественно в семья воспитывающих детей с заболеванием ДЦП. Степень внедрения в настоящий момент проблема родительско-детского взаимоотношения находится в стадии развития.
Апробация результатов исследования проводится ежегодного в г. Москва на международном конгрессе по вопросам «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей».
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
В настоящей работе использованы следующие обозначения и сокращения:
ДЦП – детский рецебральный паралич
НПН - нервно-психическое напряжение
ВВЕДЕНИЕ
Проблема инвалидности детей в современном мире с церебральной патологией, является ведущей в структуре детской инвалидности по неврологическому направлению. Что обусловлено ограничениями психического и физического развития детей.
В мире новых технологий необходимо создавать все условия для развития детей инвалидов и принятия их как полноценных членов общества. Повседневная жизнь таких детей наполнена различными курсами медицинской терапии, лечебными физкультурами и операционными вмешательствами, поэтому так важно современному обществу поддерживать не только таких детей, но их семьи.
В данным момент не существует чёткой специализированной программы по реабилитации детей с различного типа аномалиями и психологической помощи их родителей.
Перед семьями, в которых есть ребёнок – инвалид стоит труднейшая задача по воспитанию и уходу за таким ребёнком.
Дети с ДЦП постоянно требуют особого ухода, который требует от родителей огромной заботы, усилия и конечно страха перед предстоящим, в их жизни.
В зарубежной и отечественной психологии подробно описываются и характеризуются разнообразные психические нарушения у детей с церебральным параличом: Е. М. Мастюкова, Э. С. Калижнюк, К. А. Семенова, И. И. Мамайчук и др., а так же ставятся вопросы обучения, воспитания больных детей и коррекционно-восстановительной работы с
ГЛАВА 1. РЕБЕНОК С ДИАГНОЗОМ ДЕТСКИЙ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
1.1 Понятие ДЦП
Детский церебральный паралич определяется, как органическое поражение мозга, которое возникло в периоде внутриутробного развития, или же в самом процессе деторождения, у таких детей чётко выражены нарушения в движении, речи, психике. В процентном соотношении составляет:
- нарушения психического характера 50%;
- нарушения речевого характера 75%;
- двигательные нарушения 100%. [1].
Нарушения психического характера проявляются в виде умственной отсталости или задержке психического развития. Так же распростронено нарушение в виде изменений органа зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и так далее.
Нарушения речевые характера определяются в виде лексического, грамматического и фонетико-фонематического нарушения. Так при недоразвитии фонематического слуха, происходит снижение остроты слуха. Следовательно, при любом нарушении слухового развития происходит задержка речевого развития, звуки ребенок произносит искаженно, либо заменяются близкими по артикуляции, что проявляется в непонятно речи с окружающими людьми [3].
Нарушения двигательного характера проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений.
ВЫВОД по 1 главе
В данной работе детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, сопутствующими нарушениями центральной нервной систему головного мозга.
А так же рассмотрены причинами заболевания, которые могут быть различные факторы (инфекции, интоксикации, и т. д.)
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЦП
2.1 Понятие психологического здоровья
Происхождению термина «психологическое здоровье» дотируется концом ХХ века.
И.В. Дубровина ввела термин в научный лексикон термин «психологическое здоровье», указывая на то, что понятие относится к личности в целом [12].
Конкретной и четкой формулировки термина «здоровье» в настоящим момент нет, характеризуется же здоровье, как необходимое составляющее человека, которое служит основой эффективности, профессиональной деятельности, а так же благополучия человека.
В науке «психология личности» проблема психологического здоровья занимает ведущее место [2].
Ценностные ориентации личности в психологических теориях представлены в сопоставлении с представлениями, либо с социальными установками, мнениями и убеждениями, либо с потребностями и мотивами [16].
Ценности и потребности личности необходимы для обеспечения функционирования психики человека, а так же являются фактором развития личности человека в целом.
К личностным ценностям различных уровней относят: телесное благополучие и комфорт, гармоничное и упорядоченное восприятие окружающего мира в сочетании с самообладанием, самоконтролем и
ВЫВОД по 2 главе.
Необходимо согласится с мнением И.В. Дубровиной, мы определяем психологическое здоровье, как важнейшую составляющую здоровья человека, которая относится к личности в целом и представляет собой не застывшее образование, а процесс развития в направлении достижения человеком своей сущности.
Глава 3. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1 Организация, методы и методика исследования
В работе использованы следующие методики:
1) Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачёвой)
2) Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В.В. Ткачёва)
3) Социограмма «Моя семья» (B.B. Ткачёва)
В содержании анкеты «Психологический тип родителя» В. В. Ткачёвой присутствуют утверждения, помогающие определить некоторые свойства личности (Приложение А).
Анкета представляет собой 21 вопрос - которые определяют психологический тип родителей, для того чтоб определить определенный тип нужно подсчитать сумму баллов в каждой из колонок. Так для психосоматического типа родителей необходим утвердительный ответ на вопросы под номерами: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. Для невротичного типа утвердительные ответы на вопросы под номерами: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. А для авторитарного типа утвердительные ответы на вопросы под номерами: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Подсчет психологического типа родителей проводится по сумме утвердительных ответов (+), полученной в одной из представленных колонок.
Вывод по 3 главе
В результате эксперимента были определены характеристики, которые дают возможность предупредить усугубление и ухудшение ситуации в семье, в которой растет и развивается ребенок с нарушениями в здоровье, а также
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены основные понятия детского церебрального паралича, а так же этиология развития болезни.
Детский церебральный паралич - это полиэтиологическое заболевание с различными причинами поражением преимущественно центральной нервной системы.
В зависимости от времени поражения плода или новорожденного, определяется тип нарушений таких как двигательные, речевые, а так же познавательные.
При детском церебральном параличе наблюдается синдром зависимости тонуса скелетных мышц от положения тела: при положении лежа тонус мышц в той или иной степени приближается к нормальному, но как только больной принимает вертикальное положение, тонус мышц приобретает признаки спастичности или ригидности.
У больных ДЦП в отличие от здоровых детей заметно выражен регресс двигательных функций с периодом взросления.
Детям с диагнозом ДЦП жизненно важно быть приспособленным в современном мире, для дальнейшей жизнедеятельности в нем.
Семья, в которой рождается ребенок с отклонениями в развитии, имеет свои особенности. В связи с болезнью ребенка в нашем случае это - детский церебральный паралич, все члены семьи сталкиваются с множеством трудностей и проблем воспитательного, социального материального и морального характера
Практически на всех жизненных этапах родители больных детей испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое
1. Архипова, С. В., Бибина, О. А. Современные технологии обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья (материалы межрегионального семинара-практикума) / С. В. Архипова, О. А. Бибина // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 2 (13). – 54 с.
2. Афонькина, Ю. А. Детская практическая психология: Метод. разраб. / Ю. А. Афонькина - Мурманск, 2000. – 291 с.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
5. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Н.Ю.Борякова - М.:АСТ; Астель 2008 - 222 с.
6. Вопросы инклюзивного образования. Часть 3. Обучение детей с нарушениями речи и интеллекта. Практическое пособие. /Под редакцией Е.В. Коневой. – Ярославль, 2013. – 73 с.
7. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
8. Дубровина, И.В. Психология / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан: Учебник для студ. сред. Пед. учеб. заведений – М. : Академия, 1999. – 464 с.
9. Зеньковский, В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский, П.В.Алексеев – М. : Школа-Пресс, 1996. – 271 с.
10. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова – Изд.2-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 443 с.
11. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
12. Лаврова Г.Н. Особенности семьи ребенка с детским церебральным параличом // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(37). – Новосибирск: СибАК, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxxvii/36984
13. Леонтьев, А.Н. К теории развития личности ребёнка // Проблемы психологии. М., 1972. - 269 с.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
15. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
16. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология/ В.С.Мухина – М.: Академия 2000. – 205с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина: Учебник для студ. вузов– 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
19. Мясищев, В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды/Под ред.А.А.Бодалева Москва - Воронеж: НПО "МОДЕК",1995.-356 с.
20. Назарова, Н.М. Специальная педагогика Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Н.М. Назарова. – М.: «Академия» 2005 – 507 с.
21. Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов: Учеб. для студ. высш. Пед. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2001 – кн.3: Психодиагностика. – 632 с.
22. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О.Смирнова: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.
23. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. - М.: Астрель. 2007. – 326 с.
24. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофинова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкин – СПб.: Питер, 2005.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2016. – 272с.
25. Тугушев, Р.Х. Общая психология / Р. Х. Тугушев, Е. И. Гарбер: Учебник – М. : Эксмо, 2007. – 560 с.
26. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Конспект лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. - 194 c.