ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИЙ И ВОМОЖНОСТЕЙ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие «эмоции» в психологии
1.2 Возможности регулирования эмоций
1.3 Особенности эмоциональной сферы личности в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время для успешной адаптации к запросам социума, личность должна обладать развитым эмоциональным интеллектом, способностью к осмыслению своих и чужих эмоций и управлению ими. Эмоциям отводится одна из ключевых ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки людей. Многие авторы рассматривают эмоции как основу характера, творчества, асоциального поведения, все цивилизации в целом.
Эмоциям принадлежит существенная роль в развитии личности. Благодаря эмоциям представляется возможным проникать вглубь внутреннего мира личности, описывать эмоциональную картину окружающей действительности. Эмоции представляют собой состояние, которое связано с оценкой значимости для личности действующих на нее факторов и выражается непосредственно в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Эмоциональные состояния оказывают существенное влияние на психологическое здоровье личности – совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками успешной реализации способностей, социальной адаптации, стрессоустойчивости. Психологическое здоровье относится к эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сферам личности и определяет возможность реализации личностного потенциала индивида.
Эмоции, будучи устойчивыми реакциями на внешние и внутренние факторы в жизни человека, могут играть и положительную, и отрицательную (разрушительную) функцию, что может приводить как к организации, так и дезорганизации структуры личности, что проявляется в изменениях когнитивной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах.
Зарубежные психологи (А. Айзен и Б. Фредериксон), изучая роль позитивных эмоций в развитии личности, на основе ряда исследований заключили, что позитивные эмоции оказывают положительное влияние на познавательные процессы и поведение, создавая физические, интеллектуальные и социальные ресурсы, усиливая и укрепляя их.
Для обозначения всех известных процессов связанных с переживаниями единой терминологии пока не выработано. Совокупность всех видов переживаний обозначается авторами как эмоции в широком смысле (Р.С. Немов, Б.И. Додонов), чувства в широком смысле (А.В. Петровский), аффекты в широком смысле. Соответственно,
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Таким образом, в связи с актуальностью указанной проблематики, была определена тема работы: «Эмоции и возможности их регулирования».
Цель курсовой работы – выявить особенности эмоций и возможностей их регулирования у студентов.
Объект исследования – эмоциональная сфера.
Предмет исследования – эмоции и возможности их регулирования.
Задачи работы:
- проанализировать психологическую литературу и определить понятие «эмоции»;
- рассмотреть особенности эмоциональной сферы личности в юношеском возрасте;
- изучить уровень и виды проявления эмоционального у студентов;
- выявить особенности эмоциональности у юношей и девушек.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существуют различия в степени проявления эмоциональности у юношей и девушек.
Методы и методики исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова) [12, с. 539].
- методика диагностики эмоциональности по В.М. Русалову [12, с. 541].
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса, из них 15 юношей и 15 девушек. Возраст испытуемых: 18-19 лет.
Структура и объем курсовой работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, общая характеристика работы, две главы (теоретическая и эмпирическая), заключение, библиографический список, приложения. Объем работы составляет 39 печатных листов, включая 3 рисунка и 2 таблицы. Приложение занимает 2 страницы и содержат 2 таблицы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИЙ И ВОМОЖНОСТЕЙ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие «эмоции» в психологии
В современной литературе не существует общепринятого определения эмоции. Термином «эмоции» принято обозначать особую, широкой группу психических явлений, а не только собственно эмоции.
В «Психологическом словаре» эмоция определяется как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явления или ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [3, с. 135]. Так, в словаре закрепляется понимание эмоции как одного из видов психических процессов, отражающих субъективное отношение человека к происходящему, т.е. эмоции в узком смысле.
К настоящему времени сложились различные взгляды на понимание сущности понятия «эмоции». По мнению С.Л. Рубинштейна, эмоции представляют собой субъективную форму существования потребностей, выражая ее активную сторону [31, с. 168].
В работах П.К. Анохина эмоция рассматривается как физиологическое состояние организма, которое имеет ярко выраженную субъективную окраску и охватывает все виды чувствований и переживаний индивида – от травмирующих страданий до форм радости и жизнеощущения в целом. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний [15, с. 24].
Как отмечает В.К. Вилюнасу, эмоции по своей природе возникают, в первую очередь, в качестве организатора нестереотипного поведения еще на уровне приспособления животных к внешней среде. Переход к человеку кардинально изменяет способ его взаимодействия с окружающей действительностью. Человек приспосабливает окружающий мир к себе, к собственным потребностям [6, с. 198].
В.К. Вилюнас, рассматривая сущность эмоций, отмечает, что собственно эмоции являются длительными состояниями, порой только слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они характеризуются отчетливо выраженным ситуационным характером, выражая оценочное личностное
Выводы по первой главе
Теоретический анализ актуального состояния проблемы эмоций и возможностей их регулирования позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Эмоции являются длительными состояниями, которые характеризуются отчетливо выраженным ситуационным характером, выражая оценочное личностное отношение к актуальным или будущим ситуациям, к собственной деятельности. Эмоция имеет ярко выраженную субъективную окраску и охватывает все виды чувствований и переживаний индивида. Эмоции выступают в качестве главного механизма внутренней регуляции психической деятельности, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Основными функциями эмоция являются: оражательно-оценочная, информативная, инетрактивная, конструктивно-деструктивная, социализирующе-адаптивная. Регуляция эмоций представляет собой осознание собственных эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности.
2. Регуляция эмоций представляет собой осознание собственных эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Способами регуляции эмоционального состояния выступают
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить степень и виды проявления эмоциональности студентов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение эмоциональности студентов с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Гипотеза исследования: существуют различия в степени проявления эмоциональности у юношей и девушек.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе ГУ «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка». Всего в исследовании приняли участие 30 студентов 2 курса, из них 15 юношей и 15 девушек. Возраст испытуемых: 18-19 лет.
Методы исследования:
1. Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова) [12, с. 539].
2. Методика диагностики эмоциональности по В.М. Русалову [12, с. 541].
Краткое описание методик исследования:
1. Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова).
Назначение методики: выявление интегрального показателя эмоциональности. Опросник включает 15 вопросов. На которые необходимо ответить согласием «+» или несогласием «-». За каждый положительный ответ («Да») добавляется 1 балл. При интерпретации результатов методики учитывается, что чем большее число баллов набирает респондент, тем выше его эмоциональность.
Критерии оценки степени эмоциональности.
от 0 до 5 баллов – эмоциональность низкая,
Выводы по второй главе
Проведенное эмпирическое исследование позволяет делать следующие выводы:
1. Большинство юношей обладают низкой степенью эмоциональности. Для них характерно проявление такой частоты и силы эмоциональных реакций, которые не отличаются от проявлений большинства людей. Они характеризуются низкой чувствительностью, впечатлительности и импульсивностью. Для юношей характерен высокий контроль эмоций. Большинство девушек обладают высокой эмоциональностью – у них отмечаются сильные и глубокие непосредственные переживания своего отношения к окружающей действительности, что проявляется в повышенной впечатлительности, чувствительности, импульсивности, склонности к волнениям.
2. Существуют достоверные различия в степени выраженности эмоциональности у юношей и девушек. Так, низкая степень эмоциональности более характерна для юношей, чем для девушек (U=16 при р≤0,05); высокая степень эмоциональности более характерна для девушек, чем для юношей (U=21 при р≤0,05).
3. У большинства юношей преобладающим видом является интеллектуальная эмоциональность, связанная с размышлениями, с познанием и открытием нового, усвоением информации. Юноши проявляют такой вид эмоциональности в значимых для них ситуациях познании и проявления своих интеллектуальных возможностей. У большинства девушек преобладающим видом является коммуникативная эмоциональность, связанная с общением, взаимоотношениями с окружающими людьми. Девушки проявляют такой вид эмоциональности в значимых для них межличностных отношениях.
4. Существуют достоверные различия в видах проявления эмоциональности у юношей и девушек. Так, интеллектуальная эмоциональность более характерна для юношей, чем для девушек (U=38 при р≤0,05); коммуникативная эмоциональность более характерна для девушек, чем для юношей (U=42,5 при р≤0,05).
Гипотеза исследования о том, что существуют различия в степени проявления эмоциональности у юношей и девушек, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы выступило выявить особенности эмоций и возможностей их регулирования у студентов.
В результате проведенной работы удалось решить следующие задачи: проанализировать понятие «эмоции» в психологии; охарактеризовать возможности регулирования эмоций; определить особенности эмоциональной сферы личности в юношеском возрасте; провести эмпирическое исследование и определить уровень и характер проявления эмоциональности у студентов.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что эмоции в психологии рассматриваются как длительные состояния, которые характеризуются отчетливо выраженным ситуационным характером, выражая оценочное личностное отношение к актуальным или будущим ситуациям, к собственной деятельности. Эмоция имеет ярко выраженную субъективную окраску и охватывает все виды чувствований и переживаний индивида. Эмоции выступают в качестве главного механизма внутренней регуляции психической деятельности, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Основными функциями эмоция являются: оражательно-оценочная, информативная, инетрактивная, конструктивно-деструктивная, социализирующе-адаптивная. Регуляция эмоций представляет собой осознание собственных эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности.
Регуляция эмоций представляет собой осознание собственных эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Способами регуляции эмоционального состояния выступают: взаимодействие эмоций, когнитивная регуляция и моторная регуляция. Возможности регулирования эмоций многие авторы рассматривают в контексте феномен эмоционального интеллекта. В модели Д.В. Люсина управление эмоциями является компонентом эмоционального интеллекта и включает контроль интенсивности эмоций, контроль внешнего выражения эмоций и произвольный вызов эмоций. В рамках модели М.А. Манойловой эмоциональный интеллект рассматривается как способность индивида к осознанию, принятию и регулированию эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. В модели Д. Гоулмана управление
1. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
3. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак., 2008. – 862 с.
4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М. : Смысл, 2004. – 544 с.
5. Васильев, И. А. Место и роль эмоций в психологической системе / И. А. Васильев // Вестник Московского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 113-116.
6. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 2006. – 220 с.
7. Гоголева, М. В. Формирование эмоциональной устойчивости студентов / М. В. Гоголева // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 1. – С. 18-23.
8. Горбунова, М. Ю. Социальные функции эмоций / М. Ю. Горбунова // Научный журнал КубГАУ. – 2011. – № 67. – С. 1-5.
9. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. – М.: «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
10. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект, 2005. – 336 с.
11. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2000. – 464 с.
12. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб : Питер, 2009. – 368 с.
13. Косаревская, Т. Е. Эмоциональная устойчивость как профессионально важное качество личности психолога / Т .Е. Косаревская, Р. Р. Кутькина // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 16-17 апреля 2013 г. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – С. 152-154.
14. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект : структура, функции, взаимоотношение / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – СПб., 1995. – С. 48-61.
15. Лупиногина, Е. Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования / Е. Н. Лупиногина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – № 5. – С. 23-28.
16. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
17. Люсин, Д. В. Структура самоописания эмоциональных состояний на русском языке // Материалы XI Междун. чтений памяти Л. С. Выготского / под ред. В. Т. Кудрявцева. – М. : РГГУ, 2010. – С. 316-320.
18. Максименко, Л. И. Эмоционально-личностные и коммуникативные особенности студентов различных специальностей / Л. И. Максименко, Д. В. Павлов // Вестник Псковского гос. ун-та.. 2012. – № 1. – С. 106-111.
19. Мальцева, О. Е. Особенности эмоциональной сферы студентов на разных этапах профессионального обучения / О. Е. Мальцева // Фундаментальные и прикладные проблемы стресса: материалы III Международной научно-практической конференции, Витебск, 16-17 апреля 2013 г. / ред. кол.: и др., А. А. Чиркин, А .П. Солодков, И. М. Прищепа. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – С. 172-174.
20. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
21. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2006. – 352 с.
22. Мерзлякова, С .В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / С. В. Мерзлякова. – Астрахань, 2006. – 17 с.
23. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е. С. Михайлова. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007. – 266 с.
24. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования / Р. С. Немов. – М. : Владос, 1999. – 394 с.
25. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект : концептуплизцаия феномена : основные функции : Монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
26. Падун, М. А. Регуляция эмоций : процесс, формы, механизмы / М. А. Падун // Психологический журнал. – 2010. – № 6. – С. 57-69.
27. Первичко, Е. И. Стратегии регуляции эмоций : процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход / Е. И. Первичко // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 13-22.
28. Психология развития / Автор-составитель А.А. Стреленко. – Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2010. – 168 с.
29. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс ; пер. с англ. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
30. Ремшидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 319 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
32. Саенко, Ю. В. Регуляция эмоций : тренинги управления чувствами и настроениями / Ю. В. Саенко. – СПб. : Речь, 2010. – 238 с.
33. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
34. Степанов, И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И. С. Степанов // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 1. – С. 205-212.
35. Торопова, И. В. Феноменология эмоций / И. В. Торопова // Общество и право. – 2006. – № 4 (14). – С. 91-92.
36. Тяжина, Е. Б. О соотношении понятий оценочность, эмоциональность, экспрессивность / Е. Б. Тяжина // Модернизационный вектор развития науки в 21 веке : традиции, новации. – СПб., 2016. – С. 205-208.
37. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Прогресс, 2000. – 343 с.
38. Gross J. J., Jazaieri H. Emotion, Emotion Regulation, and Psychopathology: An Affective Science Perspective // Clinical Psychological Science. – 2014. – Vol. 2. – № 4. – P. 387-401.