ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие «конфликт» в психологии
1.2 Характеристика конфликтов в педагогическом коллективе
1.3 Способы разрешения межличностных конфликтов
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования межличностных конфликтов среди педагогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время современный этап развития общества характеризуется повышением конфликтности во всех сферах общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Конфликты среди сотрудников в педагогическом коллективе также неизбежны. Каждый стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому имеет место значительный интерес к проблемам возможностей и особенностей человеческой личности.
Конфликт играет особую роль в психической жизни людей, их отношениях друг с другом, развитии, самореализации и, наконец, в жизни общества в целом. Конфликт является подлинно междисциплинарным предметом исследования. Его отдельные виды описываются и изучаются философами, политологами, социологами, правоведами, педагогами, военными, математиками, экономистами. В конце 50-х годов XX века как относительно самостоятельное направление в социологии на стыке многих наук, и, прежде всего, социологии и психологии, выделилась конфликтология. Изначально она получила название «социология конфликта».
Межличностные конфликты возникают во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в системе образования. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Деятельность педагога сложна и многообразна; она требует не только профессиональной компетентности от представителей этой профессии, но и умения выстраивать межличностные отношения между коллегами и субъектами своей деятельности. Специфика работы в образовательном учреждении способствует появлению конфликтов как между сотрудниками, так и конфликтов с учениками и родителями.
Разрешение межличностных конфликтов предполагает выявление причин, его породивших. Причины конфликтов принято разделять на объективные и субъективные. На разных уровнях социальной жизни и в различных ее сферах объективные факторы, вызывающие конфликт, весьма многочисленны. Ими могут быть материальные блага, ресурсы, власть, должность, статус, общественные духовные ценности и т.д.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Понятие «конфликт» в психологии
В современной психологической литературе не существует общепринятого определения конфликта. Слово «конфликт» происходит от лат. «сonflictus» и означает столкновение противоположных интересов, целей, разногласие, приводящее к борьбе [20, с. 143].
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [2, с. 27].
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [5, с. 177].
Г.И. Козырев определяет конфликт как качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей [11, с. 218].
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к изучению конфликта: личностный, ситуативный, онтологический подходы.
В рамках личностного подхода объектом исследований психологов является личность и ее внутренний мир, потребности и мотивы личности, создающие основу в поведении оппонентов и выступающие движущей силой всякого конфликта, превращая взаимодействующие силы в неповторимую и сложную психологическую драму, где проявляются личности, сталкиваются характеры, совершается нравственный выбор. Е.А. Донченко отмечает, что существует особая, свойственная лишь человеку, динамическая организация внутри индивида особых мотивационных систем, привычек, установок, черт, которая позволяет ему специфическим образом приспособиться к жизни в социальной среде. Именно эта «организация» определяет поведение человека и играет важную роль в детерминации событий [9, с. 68].
Представители ситуативного подхода рассматривали конфликт как субъективный феномен. Поведенческий выбор определяется, с одной стороны,
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО. Всего в исследовании приняли участие 30 педагогов.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди педагогов.
Задачи исследования:
1) выявить стратегии поведения в конфликте среди педагогов;
2) определить стили межличностных отношений педагогов;
3) установить статистическую связь между стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений среди педагогов.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования стратегий поведения в конфликте и стилей межличностных отношений у педагогов с помощью тестирования;
3) обработка данных, анализ полученных результатов; формулирование рекомендаций по профилактике конфликтов среди педагогов.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Опросник конфликтного поведения К. Томаса.
Назначение методики: выявление определенных стилей поведения в конфликтной ситуации. Опросник конфликтного поведения разработан К. Томасом, в России адаптирован Н.В. Гришиной. Выделяются следующие способы регулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество, приспособление, избегание, компромисс. Испытуемым предлагается 30 пар суждений, в каждой из которых необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется следующим образам: за каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл; доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что в отечественной психологии выделяются три основных подхода к изучению конфликта: личностный, ситуативный, онтологический подходы. Конфликт можно понимать как интегральный феномен, связывающий воедино интрапсихические процессы (переживания, эмоции, восприятие, отношение) с интерпсихическими (взаимоотношения, коммуникация) в ситуации актуального взаимодействия социальных субъектов в форме противодействия, противоборства. Конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностном взаимодействии, характеризующееся отрицательными эмоциональными переживаниями.
Межличностный конфликт – это открытое столкновение индивидов, на основе возникших противоречий, представленные в виде противоположных целей, несовместимых мотивов и интересов в конкретной ситуации. Восприятие участниками ситуации как конфликта порождает у них конфликтное поведение. Участники межличностного конфликта характеризуются своими интересами, целями, позициями, установками. У каждого из оппонентов в сознании складываются образы конфликта – идеальные картины, которые обусловливают протекание межличностного конфликта. Межличностный конфликт зависит от социальной среды, условий, в которых он разворачивается. Причины межличностного конфликта могут быть объективными и субъективными.
Основными стратегиями поведения в конфликте являются: соперничество (стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому), приспособление (готовность уступить, пренебрегая собственными интересами), компромисс (взаимные уступки, направленные на нахождение приемлемого решения), избегание (отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей), сотрудничество (поведение, направленное на поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон). Способы разрешения конфликта тактика ухода, силовое подавление, метод односторонних уступок или приспособления; тактика сотрудничества; тактика нахождения компромисса. Межличностные конфликты могут быть разрешены путем проведения
1. Александров, А. А. Конфликт как социальное явление / А. А. Александров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 113. – С. 246-249.
2. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М. : Юнити, 2007. – 490 с.
3. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. – Новосибирск : Наука, 1989. – 189 с.
4. Главатских, М. М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте : автореф. дис. канд-та психол. наук : 19.00.05 / М. М. Главатских. – Ярославль, 2003. – 22 с.
5. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2001. – 504 с.
6. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта: автореф. дис. докт. псих. наук / Н.Н. Гришина. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – 324 с.
7. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 2002. – 394 с.
8. Дмитриев, А. В. Конфликтология / А. В. Дмитриев. – М. : Гардарика, 2003. – 320 с.
9. Донченко, Е. А. Личность : конфликт, гармония / Е. А. Донченко, Т. М. Титаренко. – Киев : Политиздат, 1989. – 175 с.
10. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. – СПб. : Питер, 2001. – 512 с.
11. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию / Г. И. Козырев. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
12. Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. – 161 с.
13. Крысько, В.Г. Социальная психология : Курс лекций / В. Г. Крысько. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
14. Леонов, Н. И. Онтологическая сущность конфликтов / Н. И. Леонов // Ярославский психологический вестник. – 2001. – Вып. 4. – С. 67-72.
15. Лобан, Н. А. Конфликт и конфликтное поведение / Н. А. Лобан. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
16. Петровская, Л. А. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Л. А. Петровская. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1977. – С. 126-143.
17. Рубин, Д. Социальный конфликт : эскалация, тупик, разрешение / Д. Рубин. – СПб. : Прайм, 2002. – 352 с.
18. Скотт, Дж. Способы разрешения конфликтов / Пер. с англ. – Киев : Верзилин и Ко, 1991. – 193 с.
19. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. – М., 2001. – С. 69-77.
20. Шейнов, В. П. Управление конфликтами : теория и практика / В. П. Шейнов. – Минск : Харвест, 2010. – 912 с.