ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ
1.1 Основные подходы к понятию «межличностные отношения» в психологии
1.2 Факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Развитие личности подроста в неполной семье
Вывод 1 главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Вывод 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопросы особенностей межличностных отношений подростков, механизмов их формирования и развития особенно актуальны на сегодняшний день. Обращение пристального внимания исследователей к данной проблеме, активный поиск эффективных средств гармонизации личностного и группового развития школьников в период отрочества обусловлено значительными переменами, произошедшими в нашем обществе и повлиявшими на ценностные ориентации индивида в сфере межличностных отношений.
Проблема межличностных отношений относится к числу первостепенных для подросткового возраста сфер жизнедеятельности. Подростковый возраст представляет собой период интенсивного личностного развития ребёнка, в котором ведущая роль принадлежит системе отношений подростка с окружающими людьми, в первую очередь, – со сверстниками и взрослыми, становящимися центром физической и духовной жизни ребёнка в подростковом возрасте. Своеобразие социальной ситуации развития подростка заключается в том, что он включается в новую систему отношений с окружающими людьми, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Семья является важнейшим институтом воспитания, где происходит усвоение подростком модели построения взаимоотношений с другими людьми. На современном этапе институт семьи и брака переживает ценностный кризис, который сопровождается негативными изменениями в сфере брачно-семейных отношений: низкой устойчивости этих отношений, падении рождаемости, росте количества разводов, отказе от рождения детей, росте числа социальных сирот и многое другое. Структура современной семьи часто нарушена, что приводит к нарушению ее функций, снижению воспитательного потенциала, негативному влиянию развития личности детей.
В зависимости от состава семьи могут быть полными и неполными. На формирование гармоничной личности, способной устанавливать благоприятные отношения с другими, огромное влияние оказывает наличие обоих родителей. Неполная семья является фактором построения развития межличностных отношений полростка со сверстниками и взрослыми. В неполных семьях происходит нарушение структуры и полноты функционирования семьи, что влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей.
Проблемой изучения развития подростка в неполной семье занимались такие ученые как М.П. Ган, М.Э. Черепанова, О.Ф. Джиоева, М.Р. Калабекова, В.А. Иванченко, Л.Л. Митина, Е.О. Смирнова, В.С. Собкин, О.В. Юлусова и др.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ
1.1 Основные подходы к понятию «межличностные отношения» в психологии
Межличностные отношения как неотъемлемый атрибут жизни человека играет огромную роль во всех сферах жизнедеятельности. Впервые в отечественной литературе термин «межличностные (межперсональные) отношения» рассматривались в 1975 году в книге «Социальная психология» [11, с. 114].
Понятие «межличностные отношения» тесно связано с различными видами общественных отношений. В работе Г.М. Андреевой отмечается, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений представляет собой реализацию обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. Если общественные отношения являются официальными, формально закрепленными, объективизированными связями, то межличностные отношения – это объективно переживаемые, в различной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения характеризуются эмоциональной основой, эмоциональными состояниями взаимодействующих друг с другом людей [2, с. 147].
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Г.М. Андреева отмечает, что межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [2, с. 152].
Межличностные отношения предполагают взаимодействие между людьми. В работе Р. Бейлса выделяются следующие виды взаимодействий, которые условно относятся к следующим областям:
1) область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения;
2) область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других;
3) область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании;
4) область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма [7, с. 6].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проделанный анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой проблеме позволил сделать следующий вывод:
1. Межличностные отношения межличностные отношения — это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные рассматриваются как отношения между личностями, индивидуальностями. Межличностные отношения представлены совокупностью Я-желаемого и воспринимаемого субъектов отношений, эмоционально-чувственными и волевыми характеристиками личности; субъективной позицией и жизненным опытом субъектов, а также межличностной коммуникацией.
2. Межличностные отношения со сверстниками занимают центральное место в жизни подростка. Факторами развития межличностных отношений в подростковом возрасте являются: возрастно-психологические особенности, половое различие и особенности отношений в однополых и разнополых группах, отношения с родителями, обусловленные эмансипацией подростков, компьютеризация. Особенность подросткового возраста
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ ТИПОВ СЕМЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности межличностных отношений подростков из разных типов семей.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) на первом этапе подбирались методы и методики исследования, формировалась выборка исследования;
2) на втором этапе проводилось исследование особенностей межличностных отношений подростков из разных типов семей с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялся обработка и анализ результатов исследования, формулирование выводов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе УО «Белоозёрский государственный профессионально-технический колледж электротехники». Всего в исследовании приняли участие 21 учащихся 1 курса (7 мальчиков и 14 девочек). Возраст испытуемых – 15 лет. Выборка исследования была поделена 2 группы: в первую группу вошли 11 подростков из неполных семей (5 мальчиков и 6 девочек) и 10 подростков из полных семей (2 мальчика и 8 девочек).
Методики исследования:
1. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
Назначение методики: изучение представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Обработка и интерпретация результатов теста осуществляется согласно ключу методики.
При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа. Методика позволяет выявить следующие стили межличностных отношений: авторитарный; эгоистичный; агрессивный; подозрительный; подчиняемый; зависимый; дружелюбный; альтруистический.
Текст методики представлен в Приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Рассмотрены основные подходы к понятию «межличностные отношения» в психологии. Межличностные отношения межличностные отношения — это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Межличностные отношения представлены совокупностью Я-желаемого и воспринимаемого субъектов отношений, эмоционально-чувственными и волевыми характеристиками личности; субъективной позицией и жизненным опытом субъектов, а также межличностной коммуникацией.
2. Раскрыты факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте. Межличностные отношения со сверстниками занимают центральное место в жизни подростка. Факторами развития межличностных отношений в подростковом возрасте являются: возрастно-психологические особенности, половое различие и особенности отношений в однополых и разнополых группах, отношения с родителями, обусловленные эмансипацией подростков, компьютеризация. Особенность подросткового возраста заключается в социальной ситуации развития подростка, когда он находится в положении между взрослым и ребенком. На построение межличностных отношений с другими людьми оказывают влияние формирующееся у подростка чувство взрослости и рефлексия.
3. Охарактеризовано развитие личности подроста в неполной семье. Развитие личности подростка в неполной семье обусловлено негативным влиянием структуры и особенностей такого вида семьи. Неполная семья отличается психологической нагрузкой на одного из родителей по реализации родительских функций, бедностью коммуникативных контактов в семье. Подростки из неполных семей часто имеют ряд трудностей психологического характера, среди которых: затруднения полоролевой идентификации, повышенный риск дезадаптации личности, нарушения поведения. Для них характерны такие психологические особенности как личностная незрелость, пониженный уровень притязаний, заниженная самооценка, повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность.
4. Выявлены особенности межличностных отношений у подростков из разных типов семей. Подростки из разных типов семей используют различные стили межличностных отношений. Подростки из неполных семей характеризуются агрессивным, подозрительным и эгоистичным стилем межличностных отношений – они характеризуются требовательностью,
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2000. – 624 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
3. Арендачук, И.В. Особенности межличностных отношений подростков в зависимости от уровня принятия других людей / И.В. Арендачук. – Саратов, 2016. – 12 с.
4. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
5. Ган, М.П. Я сама: В помощь неполной семье / М.П. Ган, М.Э. Черепанова. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
6. Джиоева, О.Ф. Влияние неполной семьи на личностное развитие ребенка / О.Ф. Джиоева, М.Р. Калабекова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 5-3. – С. 76-79.
7. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
8. Иванченко, В.А. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков из неполных семей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / В.А. Иванченко. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – 24 с.
9. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
10. Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 24 c.
11. Копешова, Г.Р. Формирование межличностных отношений / Г.Р. Копешова // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 3. – С. 114-118.
12. Королева А.Ф. Актуальные проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 3. С. 68-70.
13. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
14. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
15. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71-79.
16. Митина, Л.Л. Особенности психического развития личности ребенка в полной и неполной семье / Л.Л. Митина // Академический журнал Западной Сибири. – 2012. – № 5. – С. 6-7.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
18. Психология семьи / Автор-составитель В.И. Слепкова. – Минск: Харвест, 2006. – 496 с.
19. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
20. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
21. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – C. 18-28.
22. Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3 (40). – С. 215-217.
23. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
24. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
25. Юлусова, О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье / О.В. Юлусова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 1. – С. 64-69.