Реферат
Курсовая работа: 26 страниц, 20 источников
Ключевые слова: крестьянское предпринимательство, предпринимательская деятельность, государство, Россия, первая половина XVIII века,
Цель исследования: изучение крестьянского предпринимательства в России в первой половине XVIII века.
Объект исследования: крестьянское предпринимательство.
Предмет исследования: крестьянское предпринимательство в России в первой половине XVIII века.
Методы исследования: структурно-функциональный, метод системного анализа, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный.
Полученные результаты: охарактеризованы источники и историографию по исследуемой проблеме, рассмотрена государственная политика в отношении предпринимательства в России в первой половине XVIII века, раскрыты характерные черты крестьянского предпринимательства в России в первой половине XVIII века.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в создании обобщающих работ по проблеме крестьянского предпринимательства в России, а также в качестве лекционного материала по истории.
Введение
Проблема возникновения и развития предпринимательства в России сегодня является актуальной, так как сегодняшняя государственная политика в сфере предпринимательства недостаточно эффективна и требует определенной коррекции. В наше время развитие российской экономики, когда отношения рынка проникают во все сферы общественной жизни, особую актуальность приобретает исследование природы предпринимательства в качестве неотъемлемого элемента рыночной экономики, раскрытие его сущности. Изучение исторического опыта развития предпринимательства в России позволит избежать ошибки, обеспечить бюджетные запросы государства, а также удовлетворить общественные интересы.
Хронологические рамки исследования можно выделить следующие. 1715 год – начало работы по учреждению коллегий Петром I, взят в качестве начальной точки отсчета; 1761 год – конец правления Елизаветы Петровны, взят в качестве конечной точки отсчета. В обозначенных временных рамках существует возможность рассмотреть процесс зарождения и становления российского предпринимательства.
Становление и развитие предпринимательства в России было связано со значительным преобразованием существовавших в то время в стране социальных и экономических отношений, формированию нового социального слоя предпринимателей, располагающих теоретическими знаниями и научными методами в сфере экономического и социального управления предприятием.
Предпринимательство России, которое зародилось как объективное социальное явление задолго до рассматриваемого в нашем исследовании периода, получило весомую государственную поддержку на законодательном уровне в XVIII веке. Это привело к тому, что Россия уже в первой четверти XVIII века смогла достичь существенных результатов в развитии промышленности, что открыло возможности для свободной конкуренции с крупными торговыми державами. В результате такого прогресса по праву считается тот факт, что русское правительство принимало ряд различных мер, которые содействовали увеличению числа предпринимателей и активному вовлечению их в производственную и торговую сферы. Также осуществлялся процесс формирования слоя предпринимателей из различных слоев общества.
Предпринимательская деятельность и ее осуществление привела к укреплению экономики страны. Благодаря интенсивному развитию предпринимательства формировался единый российский рынок, развивались предпринимательские связи разных слоев населения и государства. Особая роль в торговле принадлежала кредиту, который выступал в качестве надежного средства для развития предпринимательской деятельности и средства укрепления товарооборота. Уже в данный период предприниматели выдавали друг другу векселя, которые, согласно ученым, были весьма простыми в оформлении. К примеру, потребовать уплаты по истечении срока кредитор мог при наличии подписи заемщика. Если долг не возвращался, то кредитор имел право обратиться в суд, где обычно принималось решение о продаже имущества для погашения долга. Векселя выступали как платежные средства. Такой вексель позволял оплатить долг по ссуде, получить новый кредит. Проводились такие операции специалистами в сфере коммерческого кредита, которых именовали банкирами.
Важно отметить, что предпринимательство в XVIII веке вовлекло огромное число людей в деятельность, в результате которого достигалось удовлетворение не только своих интересов, но и интересов государства. Границы предпринимательства расширялись благодаря привлечению новых участников (в том числе и семей) в торговое дело.
Укреплению предпринимательства способствовал особый характер людей, которые занимались им. Российские предприниматели были деятельными и расчетливыми, проявляли настойчивость и целеустремленность. Купцы, осуществляющие предпринимательскую деятельность, выступали в качестве самой активной части населения. Для них характерны были такие черты, позволяющие занимать ведущие позиции – это совестливость, патриотизм, коммерческий потенциал.
Русские купцы осуществляли торговлю с иностранными купцами, строили ряд заводов, развивая при этом промышленность. Ярким представителем торгового сообщества, которому удалось полностью реализовать собственные способности из-за сильного и волевого характера, был Матвей Еврейнов. Для него была характерна уникальная предприимчивость. В годы петровских войн представитель рода Еврейновых смог не только сохранить собственное дело, но развить и укрепить его. М. Еврейнов занимался поставками сукна в армию и осуществлял свою деятельность посредством наемных работников на всей территории России.
Специфическая особенность российского предпринимательства на всем протяжении существования Российской империи – благотворительность. Купцы активно осуществляли благотворительную деятельность, занимались меценатством. Они вкладывали средства, которые получали от предпринимательской деятельности в строительство и улучшение храмов, оказывая так признание и поддержку русским мастерам. Это было характерно не только для купцов, но и торговцев, промышленников, движимых религиозными чувствами.
Возникновение гильдейского купечества, создание правовых основ его деятельности стало причиной укрепления экономические позиции России. Крестьянам-предпринимателям в ходе приобретения статуса участников гражданско-правовых отношений, принадлежит важная роль в торгово-промышленном и общественно-политическом развитии страны.
Объект исследования: крестьянское предпринимательство.
Предмет исследования: крестьянское предпринимательство в России в первой половине XVIII века.
Цель исследования: изучение крестьянского предпринимательства в России в первой половине XVIII века.
Задачи исследования:
- охарактеризовать источники и историографию по исследуемой проблеме;
- рассмотреть государственную политику в отношении предпринимательства в России в первой половине XVIII века;
- раскрыть характерные черты крестьянского предпринимательства в России в первой половине XVIII века.
Методы исследования: структурно-функциональный, метод системного анализа, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в создании обобщающих работ по проблеме крестьянского предпринимательства в России, а также в качестве лекционного материала по истории.
1 Историография и источники. Методы исследования
Первые труды по исследованию развития предпринимательства в России датируются второй половиной XVIII века. Секретарь Коммерц-коллегии М.Д. Чулков в 1780-х гг. выпустил труд, состоящий из 7 томов, под названием «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великой» [1]. Это сочинение было направлено на ознакомление купцов с состоянием и порядком ведения торговли в разных портах на территории России. Отдельные тома содержали материалы о торговле через Петербург и Кронштадт, Ригу, Ревель (ныне Таллинн), Нарву и Выборг. Для первого тома М.Д. Чулков собрал сведения о древней российской торговле, которые содержались в летописях, и дополнил их изложением грамот, актов и других источников, представляющих историю торговли Московского государства.
История торгового предпринимательства освещена также в работах И.И. Голикова, рассматривавшего деятельность Петра I с позиции защитника интересов предпринимателей. Особое внимание автора привлекало заведение мануфактур, «мастерств, фабрик и заводов», «размещение всякого рода продуктов», разведение иностранных пород овец, лошадей и крупного рогатого скота, забота о развитии внутренней и внешней торговли, заключение международных торговых договоров и обеспечение твердого курса русской монеты. Также И.И. Голиков отмечал, что внешняя политика Петра I и перенесение столицы из Москвы в Петербург содействовали хозяйственному подъему России [2].
В.О. Ключевский, один из наиболее ярких представителей дореволюционной историографии, видел в предпринимательстве составную часть общественной и хозяйственной жизни России, не выделяя ее в самостоятельную экономическую категорию. По мнению Ключевского, важен не сам факт возникновения предпринимательства, а то, каким историческим содержанием оно заполняется [3].
Противоположной точки зрения придерживался М.И. Туган-Барановский, который видел истоки предпринимательства в определенных экономических категориях российской истории. По мнению исследователя, в отличие от Запада, где капитализм развивался «естественно», в России капиталистические отношения поддерживались преимущественно государственными мерами. Туган-Барановский связывал предпринимательство в России исключительно с благоприятствующей внутренней политикой государства [4].
2 Государственная политика в отношении предпринимательства в России в первой половине XVIII века
В сословной структуре России до XVIII в. не существовало сословия предпринимателей, которое могло бы соответствовать третьему сословию Западной Европы. К началу XVIII века Россия по-прежнему отставала в технико-экономическом развитии и культурном отношении от уровня, которого достигли европейские страны, вступившие в «мануфактурный» период развития капитализма. Причинами этого были последствия татаро-монгольского нашествия, длительного господства Золотой Орды, опричнины Ивана IV «Грозного» и события Смутного времени. Тем не менее, Россия сумела занять достойное место в системе европейских государств. С начала XVIII века в России происходили реформы Петра I, которые оказали серьезное воздействие и на развитие предпринимательства. Именно в эпоху правления Петра Великого начался «мануфактурный» период в истории российской экономики, который в условиях крепостничества продолжался до первой половины XIX века, когда крепостная мануфактура превратилась в капиталистическую, а затем в капиталистическую же фабрику [8, c. 61].
Для петровских преобразований была необходима определенная зрелость экономического и политического развития России. Экономические предпосылки реформ начала XVIII в. создавались всем ходом развития России в предыдущем веке: ростом производства и расширением ассортимента сельхозпродукции, успехами ремесла и появлением первых мануфактур, развитием торговли и ростом роли купечества.
В XVIII в. торговая деятельность хотя и продолжает обозначаться термином «купечество», но наряду с ним начинает употребляться и новое понятие «коммерция». Первоначально, особенно в петровское время, оно имело очень широкое значение: под ним понимались как собственно торговля, внешняя и внутренняя, так и промышленность, транспорт, денежное обращение, кредит. В дальнейшем, по мере обособления торговли как специфического рода деятельности от иных занятий, сужалось и понятие термина «коммерция» [13, с. 6].
Петр I обладал настойчивым стремлением создать вместе с государственной промышленностью, которая базировалась на казенных заводах и мануфактурах, организованную торговлю. Целью проводимых им реформ выступало получение максимальной прибыли с самых актуальных для населения товаров для решения государственных задач. При этом, средства подчинения торговли государственным интересам являлись весьма примитивными, но достаточно действенными – введение государственной монополии на заготовку и сбыт конкретной продукции приносило большую прибыль. С течением времени государству удалось наладить продажу соли, юфти, пеньки, льна, хлеба, щетины, смолы, поташа, дерева, икры, сала, воска, железа, то есть основных предметов торговли русского купечества. Предприниматели поставляли данную продукцию в казну по государственным ценам, которые были ниже рыночных. Кроме государственной монополии в торговле, купцами, по воле государства, необходимо было выполнять служебные обязанности в городском управлении, на таможнях, по сбору налогов от винной и соляной продажи и др. На занятие собственно предпринимательской деятельностью времени часто не оставалось. Вместе с этим, за годы Северной войны значительно увеличились прямые и косвенные налоги, которые особенно отразились на наиболее состоятельных купцах. К увеличению податных тягостей присоединились злоупотребления администрации, взимавшей налоги. Все это, наряду с установлением твердых государственных цен на поставляемые в казну товары, ограничивало рост купеческих капиталов, лишало купцов стремления к расширению сферы предпринимательской деятельности. Таким образом, за счет купцов и их профессиональных навыков государство зачастую решало свои грандиозные задачи, не заботясь о собственно купеческих интересах. Даже таможенный тариф 1724 года, предоставлявший значительные льготы отечественным купцам, тем не менее, сохранял довольно жесткие ограничения [9, с. 85].
3 Характерные черты крестьянского предпринимательства в России в первой половине XVIII века
Результатом преобразований первой четверти XVIII века стало то, что русское дворянство поставили на казенное денежное довольствие при условии пожизненной службы вдали от их имений. Это выступало причиной изменения отношения дворян к имеющимся в их распоряжении землям и поселенной на них «крещеной собственности». Природные ресурсы и производительный труд крепостного крестьянства уже перестали выступать в качестве необходимого и часто единственного условия выживания человека. Их эксплуатация теперь должна была приносить дворянину преимущественно денежный доход. Расходование денежного дохода не только на жизненно важные нужды, но и на различные прихоти, привело к увеличению размеров крестьянских платежей и повинностей в пользу владельцев, что уменьшало величину прибыли самого сельского труженика и государства. При этом, такое положение вещей способствовало экономическому ослаблению хозяйства земледельца, делал его менее устойчивым к неблагоприятным природным и социально-политическим воздействиям [13, с. 154].
Повышение доходности крепостного крестьянского хозяйства за счет интенсификации его связей с рынком в первой четверти XVIII века было возможным в значительных масштабах только в регионах, которые отличались активным спросом на сельскохозяйственную продукцию. С целью сбережения рабочего времени крепостного крестьянства помещики часто сами или через управителей скупали хлеб и прочие продукты крестьянского хозяйства, получая зачастую выгоду и от их перепродажи, а не лишь от экономии временного бюджета своих подданных [13, с. 155].
Многие крестьяне самостоятельно продавали сельскохозяйственную продукцию на ближайшем торгу, который действовал временно или постоянно. Однако, они были вынуждены придерживаться сложившейся ценовой конъюнктуры, часто невыгодной для земледельцев. В качестве причин невыгодности выступали, в первую очередь, конкуренция с корпоративно организованным купечеством и торгующим дворянством, сезонность в появлении на рынке больших объемов определенных продуктов крестьянского труда [14, с. 172].
Указ 1721 года дал возможность торговать людям любого звания. Начала формироваться новая социальная группа, которую начали именовать как торгующие крестьяне, из которой выделились богатые скупщики. К примеру, крестьянин села Талежи, Хатунской волости, Евсевей Игнатов занимался перекупкой хлеба, овчины и шерсти. Зимой 1737 г. он приобрел у управителя Хатунской волости Г.И. Медведева 300 четвертей ржи по 1 рублю, а крестьянам продавал летом по 1 рублю 30 копеек. Евсевей Игнатов был и откупщиком талежской мельницы. Кроме земли в Хатунской волости, он вместе с крестьянином деревни Вороново Кузьмой Степановым владел 17,5 десятины пашенной земли в Замыцкой волости. Землю они приобрели у стольника С.И. Милославского в 1729 г. за 100 рублей. Евсевей Игнатов держал двух работников, своих односельчан. Являясь одним из богатых людей волости, он неоднократно занимал выборные должности. Благодаря этому он захватил при переделах лучшую землю и больше нормы. К примеру, при переделе 1737 г. у него оказалось лишних 56 саженей под садом и пол-осмины под огородом. По данным односельчан, Евсевея Игнатова и членов его семьи не посылали на барщинные работы [18, с. 164].
Имущественное неравенство выступали лишь как исходный момент расслоения крестьянства. Главное в процессе расслоения крестьянства, по мнению В.И. Ленина, заключалось в создании новых групп и типов сельского населения, которые складывались на основе роста крестьянских промыслов и торгов. Увеличение потребностей государственного аппарата и служилого дворянства как его части привели к росту эксплуатации крестьянского труда для извлечения как можно большего количества денежных средств. Ситуацию усугублял также произвол военно-бюрократического аппарата абсолютистского государства, удовлетворение потребностей которого в условиях инфляции обходилось с каждым годом все дороже. При этом, развитие капиталистических черт в хозяйственном быту самой деревни способствовало перерастанию имущественной дифференциации ее жителей в социальное расслоение [7, с. 102].
Заключение
Предпринимательство в России, обладая признаками рыночного института, получило широкое развитие с первой половины XVIII века, которое стимулировалось протекционистской политикой государства. Предпосылкой развития предпринимательства явилось то, что Россия стояла перед необходимостью преодоления социально-экономической отсталости по сравнению со многими западноевропейскими странами – Голландией, Англией, Францией, которые уже достигли к этому времени заметных успехов на пути к рыночной экономике.
Государству принадлежит ведущая роль в регулировании предпринимательства в России в первой половине XVIII века. Реформы Петра I дали толчок в развитии промышленного предпринимательства, главной во все времена сферы предпринимательской деятельности, которое продолжало расширяться и в последующие годы даже без видимых усилий со стороны правительства. Петр І видел предпринимателями представителей всех сословий, что было отражено в указе от 16 января 1721 г. В России шел активный процесс формирования слоя предпринимателей из различных слоев общества. К середине XVIII в. выделились несколько групп предпринимателей с различными интересами – это были крупные купцы, владельцы заводов, обладатели казенных откупов и подрядов, дворяне. Государственная власть приняла многочисленные законоположения и предложила мероприятия, реализация которых положительно отразилась на развитии торговли и промышленности, а также предпринимательства в целом.
После смерти Петра I предпринимательству со стороны государства уже не уделялось такого же существенного внимания, но контроль со стороны государства продолжался. Государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность посредством административного надзора и всевозможной регламентации, что оказывало негативное влияние на развитии малого предпринимательства.
Указ 1721 года дал возможность торговать людям любого звания. Начала формироваться новая социальная группа, которую начали именовать как торгующие крестьяне, из которой выделились богатые скупщики. Крестьянские промыслы послужили базой для возникновения и быстрого роста сектора частной промышленности. Развитие капиталистических черт в хозяйственном быту самой деревни способствовало перерастанию имущественной дифференциации ее жителей в социальное расслоение. Предприниматели того времени основывали заводы и открывали крупные фабрики.
В этот период усиливается процесс экономической дифференциации государственных крестьян, начинается выделение из них скупщиков, зарождение лавочников, предпринимателей. В промыслы все больше стал проникать торговый капитал: скупщики изделий начали постепенно подчинять себе кустарей, превращая их в рабочих-надомников. Крестьянские промыслы послужили базой для возникновения и быстрого роста сектора частной промышленности. Помещики, как заинтересованные лица в реализации сельскохозяйственной продукции, получении прибыли, оказывали поддержку предприимчивым крестьянам. Численность посадских людей, которые имели право предпринимательской деятельности, выросла. Ведущее место среди крестьян-предпринимателей принадлежало старообрядцам.
В первой половине XVIII века получило широкое развитие промышленное производство, формирование нового предпринимательского сословия, расширение внутренней торговли с выходом на мировой рынок.
Результаты исследования могут быть использованы в создании обобщающих работ по проблеме крестьянского предпринимательства в России, а также в качестве лекционного материала по истории.
1 Чулков, М.Д. Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великой: в 7 т. / М.Д. Чулков. – М.: Университетская типография, 1785. – Т. 3. – 632 с.
2 Голиков, И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам: в 18 т. / И.И. Голиков. – М.: Типография Николая Степанова, 1839. – Т. 10. – 468 с.
3 Ключевский, В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский; сост. вступ. ст. и прим. В.А. Александрова. – М.: Правда, 1990. – 624 с.
4 Туган-Барановский, М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке / М.И. Туган-Барановский. – М.: Наука, 1997. – 735 с.
5 Янжул, И.И. Английская свободная торговля. Исторический очерк развития идей свободной конкуренции и начал государственного вмешательства / И.И. Янжул. – М.: Тип. А.И. Мамонтова и компании, 1876. – 240 с.
6 Пичета, В.И. История народного хозяйства в России XIX – XX веков. Начало индустриализации и разложение крепостного хозяйства / В.И. Пичета. – М.: Русский книжник, 1922. – 127 с.
7 Ленин, В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности / В.И. Ленин. – М.: Издательство политической литературы, 1971. – 792 с.
8 Сметанин, С.И. История предпринимательства в России: курс лекций / С.И. Сметанин. – М.: Палеотип, Логос, 2002. – 196 с.
9 Верещагин, А.С. История российского предпринимательства: от истоков до начала ХХ века: учеб. пособие / А.С. Верещагин, Р.Х. Хайртдинов. // Уфа: Изд-во УГНТУ, 2009. – 245 с.
10 Девлетов, О.У. История отечественного предпринимательства: учеб. пособие / О.У. Девлетов. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 343 с.
11 Ковнир, В.Н. История экономики России: учеб. пособие / В.Н. Ковнир. – М.: Логос, 2011. – 471 с.
12 Козлова, Н.В. Российский абсолютизм и купечество в XVIII в.: 20-е – начало 60-х годов / Н.В. Козлова. – М.: Археографический центр, 1999. – 384 с.
13 Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала ХХ века. – М.: РОССПЭН, 1997. – 344 с.
14 Муравьева, Л.А. Экономика в период царствования Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.) / Л.А. Муравьева // Финансы и кредит. – 2008. – № 34. – С. 71–72.
15 Волков, С.И. Дворцовые крестьяне Подмосковья во второй четверти XVIII века / С.И. Волков // Вопросы истории. – 1953. – № 9. – С. 111–116.
16 Кублов, Р.М. История становления и развития предпринимательства в России в XVIII – начале XX вв. на примере Курского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-redprinimatelstva-v-rossii-v-xviii-nachale-xx-vv-na-prime. – Дата доступа: 30.05.2018.
17 Першиков, А.Н. История российского предпринимательства: курс лекций / А.Н. Першиков; под ред. М.В. Ивановой. – Томск: Томский политехнический университет, 2012. – 139 с.
18 Реформы Петра I. Сборник документов / Сост. В.И. Лебедев. – М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937. – 379 с.
19 Леонтьева, Г.А. Практикум по истории России XVIII века / Г.А. Леонтьева, А.П. Синелобов. – М.: Прометей, 2013. – 160 с.
20 Тимофеева, А.А. История предпринимательства в России: учебное пособие / А.А. Тимофеева. – М.: Флинта, 2017. – 432 с.