ВВЕДЕНИЕ
Для человека здоровье всегда являлось неприходящей ценностью поскольку, только здоровый человек может самостоятельно активно осуществлять все виды деятельности от самообслуживания и материального самообеспечения до активного преобразования жизненной реальности вокруг себя.
В государственном масштабе здоровье отдельного индивида – это часть здоровья нации, которая является составляющей главного потенциала страны – ее человеческого ресурса. В Республике Беларусь разработана концепция государственной безопасности, в которой забота о здоровье нации и подрастающего поколения, являются одним из приоритетов. В экономическом контексте нация здоровых людей – это потенциал для экономического развития, снижение затрат на социальное обеспечение и здравоохранение [3, с.56].
За последнее время существенно изменился и сам характер труда, сместившись в сторону информационных технологий, высокоинформативного общества, объемы поступающей информации. В связи с этим на первый план выходят проблемы перегруженности психики и эмоционального выгорания, чем последствия тяжелого физического труда. Также в связи с превалированием сидячего образа жизни на первое место выходят угрозы нарушении работы сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата уже в самом раннем возрасте.
Разработка программ занятий физической культурой и планирование развития ее деятельности опирается на исследования в ее месте с структуре жизненного цикла человека, формах и методах занятий, методике проведения занятий.
На основании выделения в физической культуре направлений специализированной (производственной) и оздоровительной (рекреационной) можно выделить и два направления ее организации: на производстве; в досуговой среде [7, с.34].
Первое направление разрабатывается на предприятиях на основании отраслевых исследований о состоянии здоровья работников отрасли, угроз и профессионально неблагоприятных факторов, которые сопровождают выполнения ими производственных функций, направлены на оздоровление отдельной группы населения.
Второе направление ориентировано на широкие массы разностороннего потребителя большой возрастной амплитуды. Привлечение занятиями оздоровительной физической культуры в рекреационном ее направлении базируется на основе мотивации и свободного интереса. Поэтому организация занятий должна быть более привлекательной.
Свободное время населения различно по своей структуре занятости и зависит от многих факторов (возраста, пола, образования, рода деятельности, места проживания). Занятия оздоровительной физической культурой в свободное время выступают внутренней потребностью самого индивида и являются его проявлением своего стремления к здоровому и активному способу жизни. Данные ценности формируются при занятиях физическим воспитанием в широкой образовательной и досуговой системе под планомерным контролем государства в различных формах от занятий физическим воспитанием в дошкольных учреждениях до профессионально-прикладной физической культуры в производственных условиях. Также популяризация здорового образа жизни проходит через организацию различных массовых мероприятий и досуговых программ. Оздоровительная физическая культура на основании разделения по направлениям производственной и рекреационной организовывается с применением различных средств и методов.
Проблематику определения минимальной, максимальной и оптимальной физической нагрузки на работающего человека, с целью реализовать естественную необходимость организма в двигательной активности в своих исследованиях поднимали Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, М.Ф. Гриненко, В.И. Жолдак Л.Н. Нифонтова [1, 5, 6, 11, 16], каждый из которых строил свою систему оценки необходимого количественного и качественного построения системы оздоровительной физической культуры.
Актуальность работы обусловлена тем, что при занятиях физической культурой и массовыми видами спорта зрелыми людьми в периоде основной трудовой деятельности важно правильно спланировать, создать условия, организовать и провести мероприятия по оздоровлению населения, сформировать навыки здорового физически-активного образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, активного приобщения к регулярным занятиям различными видами спорта.
Объект исследования – физическая культура.
Предмет исследования – особенности организации занятий физической культурой в зрелом возрасте в период основной трудовой деятельности.
Цель исследования – исследовать особенности организации занятий физической культурой в зрелом возрасте в период основной трудовой деятельности.
Для реализации цели курсовой работы необходимо решить следующие задания:
- систематизировать основные физиологические характеристики человека зрелого возраста;
- сформулировать значение физической культуры в основной период трудовой деятельности;
- изучить основные направления использования физической культуры в зрелом возрасте;
- привести основные принципы и методы контроля за результатами занятиями физической культурой людьми зрелого возраста.
В ходе выполнения работы применялись информационный, аналитический, сравнительный и описательный методы.
Данная курсовая работа состоит из введения; четырех глав; заключения, списка использованных источников. Работа выполнена на 24 страницах. Библиографический список содержит 20 источников, среди которых текстовые и электронные источники.
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Любой вид деятельности людей зрелого возраста отличается высоким уровнем мотивации и целеполагания, поскольку в данный период жизни происходит переосмысление жизненных ценностей и реализуются только действительно важные для индивидуума цели и задачи.
Таким образом, занятия физической культурой в зрелом возрасте, прежде всего базируются на физиологических особенностях организма, которые в этот период имеют ряд особенностей, продиктованных образом жизни, профессиональной деятельностью и большим количеством внешних факторов, обусловленных средой, в которой он находится.
В возрастном интервале 30—60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, частота дыхания, давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижаються [2, с.48].
После 30 лет начинает уменьшаться скорость двигательной реакции, что связано также с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их лабильности. С возрастом заметно ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движений. Снижается также продуктивность умственной деятельности, главным образом в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости [2, с.54].
Мышцы человека зрелого возраста в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уже после 30—35 лет. Это относится прежде всего к:
- снижению эластичности связочного аппарата;
- понижению его прочности;
- возрастанию хрупкости костей;
- окостенению ряда элементов позвоночного стола;
- снижению подвижности в суставах [1, с.78].
Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во второй. Этот период разделяет эволюционные и инволюционные периоды развития.
Глава 2. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
За последнее время существенно изменился характер труда, сместившись в сторону информационных технологий, высокоинформативного общества, объемы поступающей информации. В связи с этим на первый план выходят проблемы перегруженности психики и эмоционального выгорания, чем последствия тяжелого физического труда.
Также в связи с превалированием сидячего образа жизни на первое место выходят угрозы нарушении работы сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата уже в самом раннем возрасте. Инфаркт помолодел, и уже в 30 лет молодые люди становятся посетителями кардио санаториев и реабилитационных центров.
В комплексе мер, направленных на укрепление здоровья человека, важная роль принадлежит разработке и внедрению научно-обоснованной системы физиологической оптимизации труда. Под последней понимается комплекс мероприятий, направленных на достижение минимальных функциональных трат организма в процессе работы [8, с. 71].
В зрелом возрасте, тем более в современной экономической ситуации, работа выходит на первое место в приоритете у каждого человека. А поскольку, как говорилось в первой главе, деятельность в зрелом возрасте отличается целеустремленностью и высокой мотивацией, поскольку все основное время уделено работе, то физическая культура может носить или профессионально-прикладной характер, или рекреационно-оздоровительный. В случае, если функционал организма настолько нарушен, что не позволяет временно или постоянно, осуществлять трудовые и социальные функции, то на помощь приходят лечебная физическая культура, адаптивная физическая культура [12, с.78].
Основные задачи, которые ставятся перед физической культурой в зрелом возрасте, отвечают социальным функциям и потребностям индивида:
- упрочить личностную установку на здоровый образ жизни и дальнейшее освоение ценностей физической культуры (в частности, путем отлаженного семейного физического воспитания);
- обеспечить соответствующую возрастным особенностям трудящихся динамику общей физической подготовленности, необходимую для многолетнего сохранения здоровья, профилактики заболеваний и полноценной трудовой деятельности.
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Исходя из задач физической культуры, изложенных в предыдущей главе, можно сформулировать два основных направления физической культуры в зрелом возрасте::
- профессионально прикладная физическая культура;
- оздоровительная физическая культура [18, с.63].
В каждом из данных направлений можно выделить дополнительные сегменты, отличающиеся более направленными задачами и, в соответствии с ними, методами и средствами.
Профессионально-прикладная физическая культура является частью общей физической культуры человека. При подготовке будущего специалиста в профессиональном учебном заведении процесс обучения основам прикладной физической культуры начинается на занятиях физической культуры, далее он переходит под контроль специалистов на предприятии. В настоящих условиях важно дать знания и привить навыки еще в учебном заведении, поскольку на предприятиях не всегда уделяется должное внимание аспектам оптимальной организации труда и гигиене труда. Поэтому только высокий уровень личной физической культуры обеспечит трудящемуся потребность в самостоятельной организации занятиями профессионально-прикладной физической культурой. Целью профессионально-прикладной физической культуры является поддержание работоспособности на высоком уровне, защита от негативного воздействия функциональных и внешних условий труда, профилактика и предотвращение профессиональных заболеваний. В зависимости от данной цели формулируются задачи профессионально-прикладной физической культуры формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков; развитие ведущих для данной профессии физических качеств; повышение устойчивости организма к функциональным и внешним воздействиям условий труда; воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств; повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум); содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики [9, с.54].
Глава 4. КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЮДЕЙ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Врачебно-педагогический контроль ставит целью мониторинг уровня подготовленности занимающихся профессионально-прикладной физической культурой, адекватность нагрузки данному уровню занимающихся, а также динамику изменений во время занятий и эффективности воздействия методики занятий в целом.
Можно выделить три вида врачебно-педагогического контроля в соответствии с которыми можно и определить их задачи:
- первичный или предварительный делается при начале занятий. Задачами ставит диагностирование состояния и уровня здоровья, адекватности и оптимальности воздействия на организм выбранной методики проведения профессионально-прикладной физической подготовки;
- оперативный или срочный контроль проводится во время или по окончании занятия с целью определения степени нагрузки на организм при проведении занятия;
- текущий или периодический проводится 1-2 раза в год для мониторинга эффективности занятий, повышения мотивации [2, с.39].
Врачебно-педагогический контроль ведется по общим (ЧСС, давление, внешние показатели) и наиболее значимым направлениям (скорость реакции, техника выполнения действия, меткость и т.д) [8, с.28].
Физкультурные и медицинские работники на производстве должны знать требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к организму рабочего, значение отдельных средств физической культуры и спорта для его развития и совершенствования.
Особое гигиеническое значение профессионально-прикладной физической подготовки имеет для профессий, связанных со специфическими условиями труда:
-строительных — каменщики, штукатуры, монтажники строительных конструкций и др., где одной из основных задач профессионально-прикладной физической подготовки является закаливание к холоду;
-сталеваров, литейщиков, термистов, поваров и др., где важно закалить организм к жаре, добиться тепловой выносливости;
-химической промышленности и других отраслей, в которых труд протекает в условиях повышенной влажности воздуха с примесью различных химических соединений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что цель достигнута и, по результатам выполнения каждой задачи, можно сделать следующие выводы:
1. Физиологические особенности людей зрелого возраста состоят в замедлении эволюционных процессов развития организма и снижении некоторых свойств и функций систем организма, таких как опорно-двигательная, сердечно сосудистая система и другие. Это вызвано естественными инволюционными процессами, которые прогрессируют тем быстрее, чем ниже физическая активность индивидуума. При этом, возможность сохранить здоровье и функции организма тем выше, чем выше уровень физической активности человека в зрелом возрасте.
2. Физическая культура в зрелом возрасте – это часть общей культуры человека, направленная на освоение знаний, умений, навыков выполнения технически правильно двигательных действий спортивного и повседневного характера, знаний об основах здорового образа жизни, внутренняя потребность в двигательной активности. В зрелом возрасте человек уже обладает основными представлениями об этом направлении культуры. Задачами физической культуры являются поддержание в тонусе всех систем организма, повышение иммунитета, постепенное повышение тренированности и формирование физических качеств. Функциями физической культуры являются: в первую очередь, общее постепенное оздоровление организма методами физических упражнений; во вторую – ознакомление с техниками и методиками занятий физическими упражнениями и основами здорового образа жизни; в третью – воспитывать личность в процессе занятий спортивной деятельностью в направлении волевых качеств, саморегулирования, целеустремленности, командной работы, лидерских качеств; в четвертую – способствовать восстановлению по средствам активного отдыха, переключаемости, снятия стресса. Реализация данных функций проходит на основании принципов оздоровительной физической культуры, которые распространяются на все направления в рамках данного направления физической культуры. В зрелом возрасте в период основной трудовой деятельности возможно переосмысление отношения к физической культуре, поскольку, приоритеты здоровья становятся одними из главных, по различным мотивационным причинам. В современном обществе формируется тренд успешного человека, как человека ведущего активный образ жизни, в том числе занимающегося физической культурой. Таким образом, в зрелом возрасте человек подходит ко всем занятиям в своей жизни более осознанно и готов тратить на них силы и средства, поэтому занятия физической культурой для людей зрелого возраста составляют часть спортивной индустрии еще и потому, что это наиболее обеспеченная часть целевой аудитории потребителей физкультурно-оздоровительных услуг.
3. В зависимости от целей занятий физической культурой в зрелом возрасте, можно выделить два основных направления: профессионально-прикладное и физкультурно-оздоровительное, в каждом из которых выделают отдельные виды специализации.
Профессионально-прикладная физическая культура является частью общей физической культуры человека. При подготовке будущего специалиста в профессиональном учебном заведении процесс обучения основам прикладной физической культуры начинается на занятиях физической культуры, далее он переходит под контроль специалистов на предприятии. В настоящих условиях важно дать знания и привить навыки еще в учебном заведении, поскольку на предприятиях не всегда уделяется должное внимание аспектам оптимальной организации труда и гигиене труда. Поэтому только высокий уровень личной физической культуры обеспечит трудящемуся потребность в самостоятельной организации занятиями профессионально-прикладной физической культурой.
Профилированные спортивные занятия являются еще одним направлением профессионально-прикладной физической подготовки, однако проводятся обособленно от производственной деятельности в свободное время. Занятия профильными видами спорта носят более длительный и систематический характер в структуре свободного времени и также, более весомо откладывают отпечаток на развитие физических качеств, развитие навыков, необходимых в профессиональной деятельности.
Оздоровительно-рекреативная физическая культура направление оздоровительной физической культуры, которое направленно на скорейшее физическое и психологическое восстановление сил индивида. При этом средства оздоровительно-рекреативной физической культуры делятся на физические упражнения различного плана, методики и гигиенические факторы, к которым относится природа, климат и другие. Учитывая цели восстановления конкретного индивида необходимо учитывать характер труда и индивидуальные предпочтения, поскольку на них откладывают отпечаток возрастные, образовательные, гендерные и другие характеристики. Однако, основными средствами оздоровительно-рекреативной физической культуры являются физические упражнения во всем многообразии оздоровительных технологий и видов занятий.
Лечебная физическая культура является одним из направлений оздоровительно-реабилитационной физической культуры. Реабилитацию нужно рассматривать, как процесс восстановления после негативного воздействия нагрузок на организм, частичной или полной утрате дееспособности в результате травмы или заболевания. Лечебная физическая культура является как направлением оздоровительной физической культуры, так и самостоятельной медицинской дисциплиной. Дуализм взглядов на предмет не отменяет того, что основное средство лечебной физической культуры – это физические упражнения, как предпосылка для активизации восстановительных процессов в организме, способствующих выздоровлению.
Спортивная реабилитация – направление оздоровительно-реабилитационной физической культуры, также применяющей физические упражнения для восстановления и реабилитации спортсменов после травм различного характера и ли восстановления после тяжелого соревновательного периода. Восстановительные мероприятия после соревновательного периода обычно планируются в годичном цикле и включают в себя смену тренировочного графика, понижение нагрузок, большое количество расслабляющих гигиенических процедур, повышающих общую сопротивляемость организма с помощью оздоровительных общефизических методик.
4. Врачебно-педагогический контроль является основой для организации, проведения и оценки эффективности проведения профессионально-прикладной физической подготовки в целом. Поскольку только согласованные действия физкультурных и медицинских работников на основе характера труда могут спроектировать комплекс упражнения для различных форм производственной гимнастики. Последующий контроль направлен на уровень подготовки, методику и технику выполнения занимающимися данного комплекс; и конечный контроль эффективности на основе медицинских и физкультурных тестов.
1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 234с
2. Баранов, В.М. Производственная гимнастика: вопросы и ответы / В.М. Баранов. – Киев: Здоровье, 2008. – 113с
3. Вилькин, Я.Р. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие для институтов физической культуры / Я.Р. Вилькин, Т.М. Канивец. – М.: ФиС, 1995. – 261с
4. Гриненко, М.Ф. Сколько же надо двигаться / М.Ф. Гриненко, Т.Я. Ефимова. – М.: Знание, 2005. – 127с
5. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. – Мн.: Вышэйш. школа, 1990.- 314с
6. Загорский Б.И. О содержании основных понятий теории и методики профессионально-прикладной физической подготовки / Б.И. Загорский //Теория и практика физической культуры. - №9. – 2004. – С.12-29
7. Ивинский, В.И. Комплексный физкультурно-оздоровительный центр на предприятии / В.И. Ивинский, А.Г. Фурманов. – Мн.:Полымя, 1998. – 234с
8. Каганов, В.Я. Занятия трудящихся физкультурой и спортом с оздоровительной направленностью: учебное пособие / В.Я. Каганов, А.Г. Фкрманов, И.В. Гончарова. – Мн.: БГОИФК, 2000. – 274с
9. Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. – М.:ФиС, 1999. - 84с
10. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2015. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/ (дата обращения: 23.07.2018)
11. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/gosudarstvennaya-socialnaya-podderzhka - Дата доступа: 27.07.2018
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by - Дата доступа: 02.08.2018.
13. Мусаелов, Н.А. Производственная физическая культура в трудовом коллективе / Н.А. Мусаелов. – М.:Профиздат, 2011. – 123 с
14. Нифонтова, Л.Н. Использование средств физической культуры в целях профилактики неблагоприятных явлений труда и профессиональных заболеваний / Л.Н. Нифонтова, А.И. Гурович, Ю.А. Хайрова. – Донецк, 2017. – 204с
15. Разумов, А. Здоровье здорового человека / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов.- М.: Медицина, 1996. – 173с
16. Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1997. - 241с
17. Фурманов, А.Г. Методика массовой физкультурно-оздоровительной работы.- Мн.:Госкомспорт 1996. – 107с
18. Фурманов, А.Г. Определение понятий производственной физической культуры и ее видов / А.Г. Фурманов. – Мн., 1992. – 128с
19. Юспа, М.Б. Организация работы и оборудование физкультурно-оздоровительных центров: Методические рекомендации / М.Б. Юспа, А.Г. Фурманов. – Мн.: БГОИФК, 1985. – 527с
20. Якуш, Е.М. Основы обучения двигательным действиям в физическом воспитании: учеб. пособие; Мин-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2012. – 310с