ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА «ИНВАЛИД»
1.1 Переживание как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Социально-психологические характеристики онтологического статуса инвалид
1.3 Анализ методов исследования переживания социального статуса
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНВАЛИД
2.1Характеристика выборки, методов и организации исследования
2.2Описание и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение переживаний, связанные с социальным статусом «инвалид» в современном обществе являются одной из наболевших проблем, т. к. люди с ограниченными возможностями зачастую отстранены от социума по различным специфическим причинам (экономические, правовые, материальные, социальные и т. д.).
В процессе определения статуса инвалида возникают различные жизненные проблемы: потеря работы, сужение социального круга, человека постоянно вынуждены опекать близкие, а значит, приводит к возникновению переживаний связанные с беспомощностью.
Обществу необходимо научиться более глубоко и ответственно относятся к проблемам данной группе людей, что бы инвалиды чувствовали себя полноценными членами современного мира, в противном случае в процессе переживаний могут развиваться различного рода социально-психологические расстройства, не способствующие позитивному выходу из данного состояния.
В свою очередь психологами и социальными службами должны разрабатываться, и внедрятся различные программы по преодолению переживаний связанных с социальным статусом «инвалид».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования: переживания социального статуса инвалида обусловлено различными факторами воздействий социума.
В современном мире существует тенденция, которая предполагает социальное исключение нетипичных: люди, которые в традиционном обществе подвержены изоляции и стигматизированы, с цивилизованных позиций квалифицируются как социокультурная ценность.
Именно в связи с этим необходимо исследовать социальный статус и переживания инвалидов.
Цель исследования: изучить переживание социального статуса инвалид.
Задачи исследования:
- рассмотреть категорию переживание в рамках отечественной и зарубежной психологии;
- изучить социально–психологические характеристики онтологического статуса «инвалид»;
- обосновать выбор методов исследования переживания социального статуса «инвалид»;
- провести эмпирическое исследование и проинтерпретировать полученные результаты.
Объект исследования: инвалидность как социальный статус.
Предмет исследования: переживание социального статуса «инвалид» у лиц с ограниченными возможностями.
Методология исследования: феноменологический подход.
Методы проведенного исследования: анализ литературы, феноменологическое интервью, контен-анализ.
Научная новизна и значимость полученных результатов. В процессе анализа психолого-педагогической литературы, было выявлено, что существуют различные подходы к проблеме исследования переживаний инвалидов. В данной работе даны социально-психологические
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА «ИНВАЛИД»
1.1 Переживание как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии
В данном параграфе целесообразно рассмотреть процессы, выражающие человеческие «переживания» (в том значении, в котором «пережить» значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события) и в то же время не нашли своего отражения в научном психологическом понятии переживания [10].
С современном мире существует множество людей, которые переживают безграничное количество утрат, тревоги, страданий и здесь вопрос стоит не о способности человека психологическом смысле термин, а о том, как ему преодолеть страдание, выдержать испытание, выйти из кризиса и восстановить душевное равновесие, словом, психологически справиться с ситуацией. Точнее сказать, о результативном внутреннем процессе, реально преобразующем психологическую ситуацию, о переживании-деятельности.
Переживание является традиционным понятием, выражающим психические явления человека, а всякое психическое явление представлены чувствами, волей, памятью, мышлением, представлениями, и конечно, тем, что оно непосредственно испытывается субъектом, дано ему, что и обуславливает понятие переживание[3].
Следовательно, переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания психических процессов.
В исследованиях Ф. В. Бассина переживаниям человека уделялось огромное значение, именно им был введен термин «значащих переживаний»,
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Переживания является неотъемлемым свойством личности, которое отчасти обуславливает поведение человека. Переживания отражают внутренние состояние людей с ограниченными возможностями к определенным ситуациям, и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений со здоровыми людьми.
Социальная адаптация лиц с ограничением в здоровье затруднена, т. к.:
у инвалидов практически отсутствует удовлетворенность своей жизнью;
самооценка имеет отрицательную динамику;
имеются проблемы при взаимоотношении с социумом;
эмоциональное состояние может быть взрывным, вызывает тревоги.
Таким образом, инвалиды находятся во власти тех или иных обстоятельств, а значит, такие люди нуждаются в постоянной чётко спланированной и научно-обоснованной системе социально-педагогических и психологических мер, которые в свою очередь направленны на формирование самостоятельный действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно-нравственного облика, умения жить в обществе.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ИНВАЛИД
2.1 Характеристика выборки, методов и организации исследования
В данном исследовании приняли участие лица с ограниченными возможностями в передвижении – 30 человек, которые имеют приобретенную инвалидность. Практически у всех респондентов инвалидность наступила примерно одновременно (8-9 лет).
Цель исследования: переживания социального статуса инвалид.
Объект исследования: социальный статус инвалида.
Предмет исследования: переживание социального статуса лиц с ограниченными возможностями в передвижении.
Методы исследования:
- феноменологический метод;
- метод контент-анализа.
Основным методом исследования является - феноменологический метод.
Феноменологическое понимание - это понимание явления (того, что произошло). Целью феноменологического исследования является личная включенность, а так же сопереживание данного явления.
В качестве метода эмпирического исследования использовался количественно-качественный метод контент-анализа интервью.
Контент-анализ основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Таким образом, по результатам контент-анализа феноменологического интервью можно выделить особенности переживания социального статуса инвалида: переживание инвалидности сопровождается депрессией, а так же уход индивида в болезнь; существует преобладание негативных психо-эмоциональных состояний как агрессивность, раздражение, переживание чувства одиночества; прослеживается негативное отношение к поддержке со стороны социального окружения; лишь некоторые респонденты смирились с своим социальным статусом инвалида; многие респонденты получают поддержку от родных, а так же друзей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе осуществлен анализ литературы по проблеме переживания социального статуса «инвалид» отечественных и зарубежных психологов.
Многие авторы убеждены, что для данной группы людей необходимы: изменение жизненной позиции; в процессе тесного контакта с семьей и близким кругом у инвалидов происходит восстановление эмоционального состояния.
В процессе исследования была достигнута поставленная цель, решены задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза.
Инвалидность как патологический процесс в организме человека перестраивает его психику и создает трудную для больного жизненно-психологические ситуации.
На основании феноменологического интервью можно выделить особенности переживания социального статуса «инвалид»:
- у лиц с нарушениями в передвижении существуют переживания, которые в первую очередь связаны с собственным состоянием, они испытывают шок при постановке диагноза, а значит, переживается как актуальный стресс, впоследствии выступая риском для возникновения глубокой депрессии;
- инвалиды часто испытывают не только физическую боль, но так же и душевную (отчаяния, обиды, беспомощности, одиночества);
- люди с ограниченными возможностями зачастую положительно относятся к психологической и социальной помощи, которая должна, по их мнению, учить жить со своей болезнью и должна быть адресной и более эффективной.
Эмпирическое исследование показало, что переживания социального статуса «инвалид связанны, прежде всего, с изменением их физического
1. Алексеев, Н.И. Управление социальными процессами в общественном производстве/ Н.И. Алексеев. - М., 1990.-240с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананньев. - СПб.: Питер, 2001.- 288с.
3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы / Л.И. Акатов. Учеб.пособие. -М., 2004.- 368с.
4. Андерсен, К. Социальная психиатрия - новый взгляд на социальную работу // Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. – 56 с.
5. Выхристюк, О.Ф. Охрана здоровья детей из социально неблагополучных семей /О.Ф. Вихристюк, Г.А. Самсыгина//Рос.мед. журнал,2000. - №2. – 73 с.
6. Горшков, А.В. Право социального обеспечения: Учеб.пособие для вузов / А.В. Горшков. - М., 2011. – 160с.
7. Головской, Б.В. Профилактика заболеваний и реабилитация больных детей врачом общей врачебной/семейной медицины /Б.В. Головской, Т.В. Заугольникова, В.А Суринов, Л.П. Санакоева, Н.А. Красавина//Курортолог, физиотерап. весст. медиц. XXI века.- Пермь, 2007. – 283 с.
8. Галагузова, М.А. Социальная педагогика / М.А. Галагузова. Курс лекций. - М., ВЛАДОС, 2000.-416с.
9. Дементьева, Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н.Ф. Дементьева, Э.В. Устинова.- М., 1995.-109с.
10. Жуков, В.И. Потенциал человека: индекс социального развития // Семья в России. - 2010. - №1. – 51 с.
11. Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М., 1997.- 196с.
12. Иванов, В.Н. Социальная сфера. Политическое и духовное развитие общества / В.Н. Иванов. -М., 1991. – 571 с.
13. Инвалиды: язык и этикет. - М., 2007. – 798 с.
14. Кавокин, С.П. Реабилитация и защита инвалидов // Человек и труд. 1994. - №8. – 28 с.
15. Коноплина, Л.Л. Жить инвалидом, но не быть им / Л.Л. Коноплина. - Екатеринбург, Изд-воУрГУ, 2000. – 122с.
16. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп.- М, 2004. - (Серия "Высшее образование") - 543с.
17. Панов, А.М. Инвалидность // Справочное пособие по социальной работе / Автор-составитель А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М., 2007.- 341с.
18. Социальная работа с различными группами населения: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Басова.-М., 2012.-663с.
19. Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. вузов/Под ред. Зайнышева И.Г.- М., 2002.-240с.
20. Фирсов, М.В. История социальной работы / М.В. Фирсов. - М., 2001.-400с.
21. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учебник / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова.- М., 2001.-288с.
22. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста / Ин-т социальной работы Ассоциации работников социальных служб. - М., 1996.-214с.
23. .Холостова, Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова. - М., 2013.-332с.
24. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 2002. - №4.- 288 с.