Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования
1.1 Исследование темы в литературе
1.2 Понятие и сущность культурного брендинга
Глава 2 Проект создания музыкально бренда Беларуси – Ансамбль «Песняры»
2.1 Историческая характеристика бренда
2.2 Структурные компоненты этапов брендирования ансамбля
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Наследие народной культуры – богатейшая ценность нашего народа, судьба которой зависит от будущих поколений. Именно от них зависит сохранение и приумножение величайшей ценности каждого этноса. В сегодняшнем мире отчетливо прослеживается опыт прошлых лет. Забвение лучших народных традиций, отрыв от устоявшихся ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. На сегодняшний день очень важно укрепить национальное достоинство и авторитет Республики Беларусь в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. Следует преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления индивидуализма и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам историей белорусского народа.
В последние годы постепенно приобретает популярность белорусская музыка у населения. В век бесконечного количества новых идей в Беларуси существует множество музыкальных коллективов разного стиля и направления. При этом продолжают свою деятельность и коллективы, созданные еще во времена Советского Союза. Конечно, эстрадная музыка белорусского народа появилась значительно раньше. Но именно такие музыкальные ансамбли, как «Песняры», «Сябры», «Верасы» несут в себе историю развития белорусской профессиональной музыки.
Белорусская эстрадная музыка является ярким отражением фундаментальных ценностей белорусского общества. Даже в условиях культурной интеграции, размытия традиций и ценностей и их интернационализации, музыка всегда будет оставаться важнейшим фактором консолидации общества и средством формирования и поддержания национальной идентичности.
Ансамбль «Песняры» - вокально-инструментальный коллектив, в основе стиля которого лежит белорусский фольклор. Их репертуар состоял из эстрадных обработок народных песен. Тематика песен в основном посвящена белорусской истории и культуре. Помимо этого, зачастую в основу песен коллектив брал стихотворения белорусских поэтов, таких как Янка Купала, Р. Бёрнс, В. В. Маяковский, Якуб Колас и других. Не смотря на то, что первоначальный коллектив раскололся, его последователи и сегодня стараются пронести культуру белорусского народа в современное искусство.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современном мире создание брендов касается не только фирм, компаний и организаций. В условиях глобализации создаются бренды городов, заведений, праздников и музыки в том числе. Это связано с тем, что современный человек сначала исследует популярность бренда, а затем его качество.
Увеличение популярности к музыкальному искусству Беларуси дает основу для актуализации и популяризации белорусских эстрадных ансамблей. В свою очередь, повышение интереса к имиджу эстрадных ансамблей способствует повышения имиджа белорусской музыки в целом как внутри страны, так и за ее пределами.
Цель курсовой работы – определить белорусскую эстрадную музыку, в частности, ансамбль «Песняры», как музыкальный бренд Республики Беларусь.
Задачи исследования:
1. Исследовать данную тематику в литературе.
2. Изучить понятие и сущность культурного бренда.
3. Охарактеризовать культурный потенциал ансамбля «Песняры».
4. Представить культурный брендинг ансамбля «Песняры».
Объект исследования – ВИА «Песняры».
Предмет исследования – брендинг музыкального ансамбля «Песняры».
Методы исследования: теоретический анализ специализированной литературы и интернет источников, метод не включенного наблюдения.
Глава 1 Теоретические основы исследования
1.1 Исследование темы в литературе
Данная тема мало исследована в белорусской и зарубежной литературе. Это связано с тем, что брендинг в области искусства не является первостепенной задачей. Но именно от профессионально разработанной маркетинговой политики во многом зависит устойчивость положения, в конкретном случае, ансамбля на рынке. Но зато благодаря этому можно проанализировать, что тематика данной курсовой работы практически не изучена. Конечно, это усложняет информационный пласт исследования. Однако, несмотря на это, имеющиеся источники можно рассмотреть с новой стороны.
Работы, касающиеся предмета исследования – ВИА «Песняры», носят, преимущественно, биографический характер. Но несмотря на это, они дают полноценную информацию о образовании, развитии и деятельности коллектива, что дает возможность всесторонне проанализировать развитие бренда «Песняры». Так, например, очень полезны были официальный сайт ВИА «Песняры», а также их виртуальный музей, в которых подробная информация как об истории создания коллектива, так и обо всех его участниках и наградах. В работе Г. Скороходова «Звезды советской эстрады: Очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни» рассказывается о судьбах певцов эстрады, их сложных путях к мастерству. Используя богатый фактический материал, автор связывает разговор о мастерах советской эстрады с ее историей, рассматривает взаимосвязь певцов и слушателей.
Современное положение «Песняров» подробно изложены в статьях: «В квадрате «Песняры»», ««Песняры: от рассвета до заката?»» и ««Песняры» - размножение культового бренда». В статьях изложены репортажи участников первоначального ансамбля – Валерия Дайнеко и Владислава Мисевича, которые повествуют о становлении, развитии и расколе коллектива.
Глава 2 Проект создания музыкально бренда Беларуси – Ансамбль «Песняры»
2.1. Историческая характеристика бренда
Продукт проекта – вокально – инструментальный ансамбль «Песняры»
Начальной деятельностью музыкального коллектива можно считать участи е в ансамбле «ОрБита - 67» в 1967-м году. Ансамбль аккомпанировал певице Нелли Богуславской, в составе которого играли несколько участников будущих «Песняров».
1 сентября 1969 года произошло зарождение будущего знаменитого музыкального коллектива «Песняры». Правда, в этот год участники ансамбля назвали себя «Лявонами». Главным создателем и несменным лидером коллектива от его зарождения и до его раскола является Владимир Мулявин. Изначально в ансамбле участвовало 7 человек: Владимир Мулявин (художественный руководитель ансамбля, 12-струнная гитара, вокал), Леонид Тышко (бас-гитара, вокал. Покинул ансамбль в 1982 году), Валерий Мулявин (ритм-гитара, труба, вокал. Трагически погиб в 1973 году), Владислав Мисевич (саксофон, флейта, дудочка, вокал. Участник до 1992 года), Валерий Яшкин (электроорган, лира, вокал. Ушел из ансамбля в 1972 году), Тенгиз Гурдизиани (тромбон. Покинул ансамбль практически сразу после конкурса артистов эстрады), Александр Демешко (ударные инструменты, вокал. Единственный заслуженный артист в Советском Союзе среди барабанщиков, доработал до 1988 года) [18].
Только через год название трансформировалось в «Песняры». Такому имени своего коллектива они обязаны творчеству Я. Купалы, как высказывался гитарист Леонид Тышко, который и предложил такое изменение. Преобразование название способствовало популяризации ансамбля, как считали руководители проекта. Первой и далеко не последней значимой наградой ВИА было второе место на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, который прошел в 1970 году, за композицию «Хатынь».
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Бренд представляет собой символическое выражение имиджа компании, которой он принадлежит. Оценив его, мы можем понять: насколько слаженно работает вся организация, действительно ли выполняются те обязательства, что компания взяла на себя, выполнила ли она свои обещания и пр. Лояльность к бренду, устойчивость спроса на него - все это как показатели эффективности деятельности фирмы как одной из сторон ее жизнедеятельности. Все это понятия и явления, которые в жизни, как мне кажется, невозможно рассматривать оторванными друг от друга. Процесс по созданию и внедрению бренда носит название брендинг. Стратегия классического бренда заключается в удержании своей позиции путем непрерывного обеспечения соответствия ценностей бренда ценностям целевой аудитории. Важнейшими показателями для оценки эффективности брендинга являются стратегические маркетинговые показатели, к которым относят динамику рыночной доли, удовлетворенности и лояльности клиентов, которые характеризуют эффективность рекламных инвестиций в долгосрочном периоде. Эти показатели чаще всех используются для формулирования целей рекламы, поскольку обеспечивают стратегические (то есть долгосрочные) конкурентные преимущества на рынке.
Особое место в реализации культурного проекта занимает его продвижение. Продвижение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на увеличение спроса на культурный продукт и его популяризацию. Важными элементами продвижения являются РR-технологии и реклама. Основными принципами продвижения культурного продукта является: узнавание и напоминание, адресность и дифференцированность, интерактивность, масштаб коммуникации. Продвижение культурных продуктов в Республике Беларусь отличается от мировой и российской практики. Одной из особенностей культурной сферы Республики Беларусь является то, что ее формирование происходит в режиме реализации государственной политики. Также для нашей страны характерна ограниченность ресурсов и инфраструктуры для полноценного приобщения к современным технологическим продуктам в сфере культуры.
В данной работе процесс продвижения был рассмотрен на примере вокально – инструментального ансамбля «Песняры». Процесс продвижения осуществляется через основные каналы массовых коммуникаций – телевидение, радио, пресса, Интернет. Основой кампании является продуманное медиапланирование, учитывающее какой аудитории адресован проект, на какой срок рассчитывается и каким бюджетом располагает. По возможности надо охватить все доступные средства массовой информации.
Для того, чтобы собрать аудиторию на концерт группы, необходимо вывести информацию о нем в массы в СМИ. Именно для этого нам и понадобится такое средство PR как реклама. Наиболее оптимальным вариантом для продвижения коллектива будет использование рекламы на региональном телевидении и радио в месте гастролей. Действенным видом рекламы для нашей аудитории будет информация в интернете, а также участие в различных фестивалях, проводимых в районе, области, республике и за ее пределами.
1. Аакер, Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер ; перевод с англ. М. : Слово, 2003. –165 с
2. Березин, И. Методы оценки стоимости бренда / И. Березин // Практический маркетинг. – 2002. – № 3. – С. 44–46.
3. Быстрова, О.А. Продвижение культурного продукта в системе маркетинга социально-культурной сферы / О.А. Быстрова // Аналитика культурологии. – 2013. – № 27. – С. 164-168
4. Виртуальный музей ансамбля песняры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vma-pesnyary.com/library/bibliogr.php. Дата доступа: 09.09.2018
5. Горбунова, О.Н. Интернет-реклама как инструмент увеличения продаж / О.Н. Горбунова // Экономика. Инновации. Управление качеством. – 2014. – № 3 (8). – С. 9-11
6. Грошев, И.В. Особенности создания и продвижения бренда на мировом рынке / И.В. Грошев // ПСЭ. – 2013. – №2 (46). – С. 205-211
7. Гуляев, И.И. «Культурный брендинг и теоретические основы территориального брендинга». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/6946. Дата доступа:07.09.2018
8. Золотарева, Л.Г. Реклама в коммуникационном процессе: учебное пособие / Л.Г. Золотарева. – М. : МГТУ ГА, 2008. – 260 с
9. Зотова, О.И. Рекламные технологии как системообразующая основа маркетинга продвижения / О.И. Зотова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2010. – №1-2. – С. 252-259
10. Кажура, М.В. Беларуская культура за мяжой, міжнародныя культурныя сувязі / Беларуская культура сення. Гатовы агляд. - Мінск: Бел ДПК, 2003. - С. 29-39
11. Комаровская, З.Н. «Творческое наследие народного поэта Беларуси Якуба Коласа как бренд белорусской культуры» / Первый национальный форум «Музеи Беларуси» (Гродно, 12-14окт. 2012): сб. мат. Деловой программы/ РЕПОЗИТОРИЙ БГУКИ 38 гипотезы культуры Беларуси. -Минск, 2013. -С. 64-66
12. Коттлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Коттлер, Дж. Шефф. – М.: Издательский дом «Классйка-ХХІ», 2012. – 688 с
13. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент : учебник / Ф. Котлер. – СПб. : Питер, 2006. – 240 с
14. Кочкарева, Ю. Брендинг: программы вознаграждения потребителей как инструмент повышения лояльности к бренду / Ю. Кочкарева // ПСЭ. – 2011. – № 8. – С. 22–24
15. Маандаг, М. Единственная книга по брендингу, которая вам нужна, чтобы начать, раскрутить и сделать бизнес прибыльным / М. Маандаг, Л. Пуолакка. – М.: Азбука Бизнес, Азбука – Аттикус, 2016. – 160 с
16. Малышкина, Е.А. История бренда или история о бренде / Е.А. Малышкина // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 3. – С. 72-75
17. Мещеряков, Т.В. Бренд как коммуникативный капитал / Т.В. Мещеряков // ПСЭ. – 2011. – № 1. – С. 149-153
18. Мильберт, И.П. Эволюция брендов и роль брендинга в постиндустриальной экономике / И.П. Мильберт // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. –2008. – № 67. – С. 34–38
19. Окольнишникова, И.Ю. К вопросу о методике оценки эффективности брендинга и расчета уровня вовлеченности покупателей в бренд / И.Ю. Окольнишникова // Экономические исследования. – 2011. – № 1. – С. 7
20. Официальный сайт Песняров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pesnyary.com/pesniary.php. Дата доступа:07.09.2018
21. «Песняры в квадрате». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pesnyary.com/article.php?id=3577. Дата доступа:08.09.2018
22. «Песняры»: от рассвета до заката?». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.tut.by/culture/195047.html?crnd=81724. Дата доступа6 10.09.2018
23. «Песняры» — размножение культового бренда». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.tut.by/culture/129296.html. Дата доступа:11.09.2018
24. Реклама. Маркетинг. PR: учеб. – справ. пособие / Д.А. Шевченко. – М.: РГГУ, 2014. – 639 с
25. Скороходов, Г. Звезды советской эстрады: Очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни. – М.: Сов. композитор, 1982 г. -126 с. (101-103)
26. Старцева, А.С. ««Культурный бренд» как элемент процесса позиционирования России и ее регионов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.academia.edu/14677526/. Дата доступа:06.09.2018
Г.Л. Тульчинский, Г.Л. Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4 е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009 — 528 с
27. Усова, Н.М. «Белорусский мир» и отношения к культурным брендам творческой интеллигенции Беларуси / Первый национальный форму «Музеи Беларуси» (Гродно, 12 октября 2012г.) / Сборник материалов деловой программы / институт культуры Беларуси. - Минск, 2013.-С. 58-63.
28. Хмелькова, Н.В. Стратегическое развитие бренда: расширение или создание совместного бренда? / Н.В. Хмелькова // Известия БГУ. – 2010. – № 5. – С. 82–84