ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Лингвистические особенности диалога, понятие культуры речевого общения
1.2. Особенности формирования культуры речевого общения детей дошкольного возраста
1.3. Лингводидактические основы обучения речевому этикету детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение особенностей использования речевого этикета детьми среднего дошкольного возраста в процессе общения детей со взрослыми и сверстниками
2.2. Содержание и методика опытного обучения детей культуре речевого общения
2.3. Результаты экспериментального обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная речевая ситуация характеризуется резким снижением уровня культуры. Культура при общении, проявляющаяся в национальных особенностях поведения и речи, обобщенно называется этикетом и представляет собой свод правил и норм поведения и общения. Этикет – это определенные навыки и умения в области поведения и общения. С сожалением приходится констатировать, что нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальную потребность в культурном поведении.
Работая в таких условиях, именно дошкольным педагогам следует позаботиться и о культуре поведения и речи, и самих правилах этикета своих воспитанников с дошкольного возраста. В настоящее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по социальному и национальному положению, возрастным и психологическим особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.
Речь, и это известно каждому, – важнейшее средство общения. Первоначальное впечатление о людях складывается прежде всего в процессе общения. «Встречают по одежке», – говорится в русской пословице. И эта «одежка» – речевой этикет. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Используя вежливые формулы речи, люди способны отстаивать свою точку зрения, не затронув позицию оппонента. Все вышесказанное говорит о том, что правила этикета и культуру общения необходимо воспитывать с детства. Чем раньше начинается культурно-речевое воспитание ребенка, тем больше быстрее будет овладения разносторонними коммуникативными умениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
1.1. Лингвистические особенности диалога, понятие культуры речевого общения
В античные времена, слово «культура» очень часто употреблялось в единственном контексте со словом «природа» («nature»). В классической латыни «культура» употреблялось в двух сочетаниях: «cultural agric» и «cultural anemic» («возделывание почвы» и «воспитание души») [3]. Смысл слова вплоть до XVIII в. сводился к тому, что культура есть результат деятельности по совершенствованию, улучшению чего-то.
В философском понимании «культура» (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - это «социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека» [4].
Понятие «культура» в современном смысле слова характеризует систему активной деятельности человека, направленной на производство, сохранение, потребление материальных и духовных ценностей и относится к числу наиболее широких гуманитарных понятий.
А.Н. Леонтьев рассматривает культуру как специфический способ человеческой деятельности, включающий в себя процесс творческой саморегуляции личности как индивидуального и неповторимого субъекта.
B.C. Библер рассматривает культуру как общение: «общение в сфере культуры - это не «обмен информацией», не «разделение труда», не «участие в общем деле» или «в общем наслаждении» [12].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение особенностей использования речевого этикета детьми среднего дошкольного возраста в процессе общения детей со взрослыми и сверстниками
Для изучения проблемы формирования культуры речевого общения у детей среднего дошкольного возраста нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что игры являются важнейшим средством формирования культуры речевого общения у детей среднего дошкольного возраста. Для определения содержания работы по формированию культуры речевого общения детей среднего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальной работа.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №8 г. Слонима».
В исследовании приняли участие 40 детей (20 дошкольников экспериментальной 20 дошкольников контрольной группы) (приложение А).
Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы:
I этап: констатирующей диагностики – предусматривает диагностику уровня сформированности культуры речевого общения у детей среднего дошкольного возраста.
II этап: формирующий - направлен на освоение ребенком культуры общения речевого общения. На данном этапе разработан и реализован комплекс игр по формированию культуры речевого общения у детей среднего дошкольного возраста.
III этап: заключительный - диагностика сформированности культуры речевого общения у средних дошкольников по результатам опытно - поисковой работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования было определено:
Речевой этикет – это совокупность правил речевого поведения,соответствующего нормам морали и национально – культурным традициям общества. Речевое этикетное поведение – форма проявления речевого этикета.
К лингво-методическим основам формирования речевого этикетного поведения детей среднего дошкольного возраста являются средства языка: речевые этикетные формы обращения, а так же методические приемы: приучение, упражнения, воспитывающая ситуация, поощрение, наказание, пример для подражания, разнообразие словесных методов, разъяснение, беседа. К методам формирования речевого этикетного поведения относят: обращение взрослых и сверстников, беседа, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра. Нами была проведена оценка уровня сформированности речевого этикета. По результатам данной диагностики можно сделать вывод, что дети средней группы в общем имеют некоторые представления об этикете, но все таки необходима воспитательно-образовательная работа с детьми, чтобы они овладели начатками этикетных отношений, культурой поведения и стремлением быть предельно внимательными к окружающим. По результатам диагностики нами был разработан комплекс педагогических мероприятий по формированию речевого этикетного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет [Текст]: пособие для студентов-иностранцев / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - 3-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1983. – 181 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 272 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2004. – 400 с.
4. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст]: книга для воспитателей / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
5. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: книга для учителя /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебник /А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2008.-255с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]: монография / Л.И. Божович. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
8. Ворошнина, Л.В. Функции речи [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 9.-С.23-24.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: учебник / А.Н. Гвоздев. – М., 2010-234с.
10. Гольдин, В.Е. Обращение: теоретические проблемы [Текст]: монография / Под ред. Л.И. Баранниковой. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Книжный дом «Либриком», 2009. — 136 с.
11. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст]: монография / В.Е. Гольдин. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. - 234 с.
12. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2008 – 121 с.
13. Деркунская, В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет [Текст]: учебно-методическое пособие /. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 144 с.
14. Доценко, Е.Л. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.Л. Доценко, Е.В. Фомичева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 220с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
16. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
17. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве [Текст]: учебно-методическое пособие / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – 198 с.
18. Конина, М.М. Развитие речи [Текст] / М.М. Конина. – 1990 // Воспитание ребенка в семье от трех до семи лет: (Кн. для родителей) / Под ред. Е. А. Флериной. – Москва: Учпедгиз, 1990 . – С. 150-162.
19. Крулехт, Н.В. Влияние игр на развитие речевого этикета дошкольников [Текст] / Крулехт Н.В. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2014. С. 403-405.
20. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст]: книга для педагогов / И.Н. Курочкина. – М.: Владос, 2013. – 224 с.
21. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: уч. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений / И. Н. Курочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 256 с.
22. Кузнецов, И. Все об этикете: Этикет от А до Я. [Текст]: монография / И. Кузнецов. – М.: Минск, 2006. – 681 с.
23. Ладыженская, Т.А. Живое слово. [Текст]: Т.А. Ладыженская.- М.: Просвещение, 1986. Леонтьев, А.Н. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие.- М.: Просвещение.- 2007.-405 с.
24. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: Общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / М. И. Лисина. – М.: Просвещение, 2000. – 190 с.
25. Логинова, В.И. Формирование речевого этикета в процессе освоения системных знаний [Текст]: учебно-методическое пособие / В.И. Логинова // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста: сб. науч. трудов. – Л., 2013.-216с.
26. Логинова, В.И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи [Текст] / В.И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4.-С.23-25.
27. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст]: учебное пособие / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2014. - 336с.
28. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2010.—192 с.
29. Стернин, И.А. Русский речевой этикет [Текст] / И.А. Стернин. – Воронеж, 1996.- 73 с.
30. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
31. Сохин, Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника [Текст]: учебник для вузов / Ф.А. Сохин.- М.: Эксмо, 2013. – 274с.
32. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: учебное пособие / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2003.- 263 с.
33. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей: книга для воспитателей дошкольных учреждений / А. П. Усова; Москва: Просвещение, – 1980. –164 с.
34. Усачев, А. Азбука хорошего поведения / А. Усачев. М.: Росмэн, 2012. - 78 с.
35. Ушакова, О. С, Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
36. Формановская, Н. И. Вы сказали: Здравствуйте! [Текст]: Н. И. Формановская, 3-е изд. М.: Знание, 1989. - 160 с.
37. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н. И. Формановская. – 2-е изд. – М.: Икар, 2005. – 250 с. 61
38. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Формановская, Н. И. – 2-е изд. М.: Икар, 2005. - 255 с.
39. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с