ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ
1.1 История арт-терапии
1.2 Особенности онкологических заболеваний
1.3 Специфика применения арт-терапии в работе с онкобольными
Выводы
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ
2.1 Эмпирическое исследование влияния арт-терапии на состояние онкобольных
2.2 Рекомендации по работе с онкобольными
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних десятилетий исследователи стали обращать особое внимание на роль творческого воображения и различных экспрессивных средств в исцелении от тяжелых заболеваний, включая онкологические. Известно также, что, начиная с глубокой древности, люди использовали визуальные образы в процессе осуществления лечебных практик.
Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства в народном творчестве. Здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве.
Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе арт-терапия появилась только в 20 веке. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией вот что является важным для арт-терапии.
Арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины: психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность.
Большинство исследователей используют понятие арт-терапии для описания одной из форм психотерапевтической практики, основанной на применении пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений.
Информационная брошюра Британской ассоциации арт-терапевтов описывает арт-терапию как направление терапии, в которой терапевт создает для клиента безопасную среду и обеспечивают её различными изобразительными
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Объект исследования: влияние арт-терапии на состояние онкобольных.
Предмет исследования: специфика влияния арт-терапии на состояние онкобольных.
Цель исследования: выявить влияние арт-терапии на состояние онкобольных.
Задачи исследования:
1. изучить историю арт-терапии;
2. обобщить особенности онкологических заболеваний;
3. проанализировать специфику применения арт-терапии в работе с онкобольными;
4. провести эмпирическое исследование влияния арт-терапии на состояние онкобольных;
5. разработать рекомендации по работе с онкобольными.
Исследованием вопроса процесса влияния арт-терапии на состояние онкобольных занимались такие исследователи как Н.А. Агаджанян, А.А. Александров, В.М. Богданович, А.М. Васютин, А.А. Воронова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, В.В. Ляшенко, В.Н. Никитин, Г.А. Новиков, Н.Е. Пурнис, К. Саймонтон, В.В. Соложенкин, Е.Е. Тен, В.А. Шмелев и др.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод анализа базовых понятий, метод обобщения и систематизации фактов и явлений, метод структуризации фактического материала, метод наблюдения, метод тестирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ
1.1 История арт-терапии
Как самостоятельная дисциплина арт-терапия появилась сравнительно недавно, примерно в середине 20 века. К ее появлению существовал ряд предпосылок. В конце 19 начале - 20 века в мире произошли глобальные изменения в обществе. Во многих европейских странах произошли революции, Европа находилась на грани первой мировой войны, возникали новые научные и философские направления. Ученые стремились заглянуть внутрь человека, понять его сущность, определить его место в обществе [4:9;12].
С появлением таких направлений как сюрреализм, экспрессионизм, абстракционизм, футуризм и кубизм искусство полностью потеряло связь с традициями классической школы. Художники уже полностью отказались от привычных средств выражения, они меняли форму произведения, играли с цветом и светом, и в итоге полностью отказались от фигуративного творчества [17;18;22].
Сам термин «Арт-терапия» появился в середине 40-х годов XX века. Это понятие ввел английский художник и педагог Эдриан Хилл для обозначения применения творчества в терапевтических целях. Во время первой мировой войны Хилл был официальным армейским художником на Западном Фронте. После этого в 1938 году он находился на лечении в туберкулезном санатории, где, в рамках трудотерапии, стал работать с другими пациентами. Он обучал их рисованию и живописи. В результате этой работы Хилл осознал, что занятия творчеством помогают пациентам справляться с душевными переживаниями и легче переносить физическую боль.
Помимо этого Э. Хилл считал, что изучение мировых произведений искусства также может помочь больным в выздоровлении. Вместе с Британским обществом Красного Креста он разработал специальную программу, по которой
Выводы
Применение арт-терапии имело долгую историю. Еще с древности люди применяли отдельные элементы данного направления. Такое применение сложно в полной мере назвать осознанным, но именно эти предпосылки послужили прообразом современной арт-терапии. Как отдельное направление данная область психологии сформировалась только в середине 40-х годов 20 века. Заслугой тому был английский художник и педагог Эдриан Хилл. Именно он впервые употребил термин арт-терапия и основал Британскую Ассоциацию Арт-терапевтов. Данное направление терапии с 1969 года стало независимой дисциплиной и развивается по сей день.
Онкологические заболевания давно известны людям, однако причины этого заболевания до конца не известны. Существуют версии, где видится основная причина данного заболевания –это наследственность. Другие версии ссылаются в большей мере на особенности характера, а есть и те версией, где основной причиной видится окружающая среда. Однако независимо от причин онкологического заболевания, большинство исследователей видят, как необходимое условие выздоровление наличие у таких пациентов таких черт характера как оптимизм, внимание к своему
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ
2.1 Эмпирическое исследование влияния арт-терапии на состояние онкобольных
В эмпирическом исследовании влияния терапии на состояние онкобольных приняло участие 30 человек, среди них 14 женщин и 16 мужчин. Возраст респондентов от 26 до 58 лет.
Для выявления влияния терапии на состояние онкобольных была сформулирована гипотеза «Арт-терапевтические занятия улучшают состояние онкобольных пациентов».
С целью проверки гипотезы была организована исследовательская работа, в которой можно выделить следующие этапы:
1 этап – формирование выборки для участия в диагностическом исследовании, подбор методик и техник арт-терапии;
2 этап – проведение наблюдения и беседы;
3 этап – применение диагностических методик;
4 этап – анализ и обсуждение результатов диагностики;
5 этап – проведение цикл арт-терапевтических занятий;
6 этап – применение диагностических методик;
7 этап – анализ и обсуждение результатов диагностики, формулировка выводов по проведенному исследованию.
Для пациентов исследование началось с беседы по поводу их эмоционального состояния, а также заполнения бланков диагностических методик (Приложение А, Приложение Б).
Результаты, полученные в ходе применения методик, представлены в таблице 2.1. и таблице 2.2.
Выводы
Эмпирическое исследование онкобольных с использованием метода арт-терапии имело несколько составных этапов: от этапа подготовки к исследованию, до этапа последующей диагностики и анализа. Наиболее результативным, преобразующим этапом исследования можно считать этап применения арт-терапии. Анализируя результаты, полученные в ходе применения данного метода, было выявлено что, арт-терапия в работе с онкологическими больными способствует росту внутренней активности пациентов в борьбе с болезнью, развитию саморегуляции и эмоционально-волевого контроля, усиливает терапевтический эффект от других видов лечения, обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие больного с окружающим миром, а значит улучшает качество жизни пациента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического и эмпирического исследования, проводимого по теме «Искусство терапии в работе с онкобольными» была выдвинута гипотеза «Арт-терапевтические занятия улучшают состояние онкобольных пациентов». Данная гипотеза подтвердилась, что реализовало цель курсовой работы.
Также для реализации цели была изучена история арт-терапии, обобщены особенности онкологических заболеваний; проанализирована специфика применения арт-терапии в работе с онкобольными; проведено эмпирическое исследование влияния арт-терапиии на состояние онкобольных; разработаны рекомендации по работе с онкобольными.
Обобщив все вышеперечисленное можно сделать следующие выводы:
1. История арт-терапии имеет богатую предысторию, но как отдельное направление терапии оно сформировалось только в середине 40-х годов 20 века. Это понятие ввел английский художник и педагог Эдриан Хилл. Данное направление популярно в психологии и по сей день и имеет множество поклонников среди современников.
2. Анализ теоретических источников указывает на то, что у большинства онкобольных имеются схожие черты характера и жизненные обстоятельства, как правило, это люди с обидой и чувством вины, которые не умеют позитивно смотреть на обстоятельства, тревожатся по незначительным поводам, злопамятны, плохо преодолевают трудности, не умеют принимать чужую точку зрения, зацеплены на себе и своих переживаниях, не имеют стоящей жизненной цели.
3. В работе с онкологическими больными терапия имеет свою специфику, которая заключается в том, что именно в работе с использованием арт-терапии больные могут проявить в полной мере свои переживания в безопасной, комфортной атмосфере. Поэтому задача терапевта организовать как максимально оснащенную среду (просторная аудитория, удобные стулья, большое разнообразие средств для рисования) так и максимально комфортную
1. Абрамян, Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества / Д. Н. Абрамян. – М. : Просвящение, 1995. – 321 с.
2. Агаджанян, Н. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья / Н. А. Агаджанян. – М. : Сирин, 2002. – 156 с.
3. Александров, А. А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений / А. А. Александров. – СПб. : СпецЛит, 2014. – 232 c.
4. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. – М. : Промитей, 1994. – 352 с.
5. Артюнина, Г. П. Основы социальной медицины / Г. П. Артюнина. – М. : Академический проект, 2005. – 572 с.
6. Богданович, В. М. Новейшая арт-терапия. О чем молчат искусствоведы / В. М. Богданович. – М. : Золотое сечение, 2008. – 224 с.
7. Вальдес, М. С. Интуиция, творчество и арттерапия / М. С. Вальдес. – М. : ИОИ, 2012. – 96 c.
8. Васютин, А. М. Спасение есть - оно в тебе! Рак как психосоматоз / А. М. Васютин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 160 с.
9. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 253 c.
10. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Психотерапия, 2011. – 144 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2003. – 400 с.
12. Копытин, А. И. Основы арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Лань,1999. – 252 с.
13. Копытин, А. И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / А. И. Копытин. – М. : Когито-центр, 2008. – 288 с.
14. Копытин, А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Речь, 2003. – 320 с.
15. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии – СПб. : Питер, 2002. – 368 с.
16. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб. : Речь, 2008. – 256 с.
17. Ляшенко, В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В. В. Ляшенко. – М. : Психотерапия, 2014. – 160 c.
18. Никитин, В. Н. Арт-терапия / В. Н. Никитин. – М. : Когито-Центр, 2014. – 328 c.
19. Новик, А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик. – М. : Медиа Групп, 2007. – 320 с.
20. Новиков, Г. А. Практическое руководство по паллиативной помощи онкологическим больным / Г. А. Новиков. – М. : Отрытое общество, 2004. – 656 с.
21. Практическая арт-терапия / под ред. А. И. Копытина. – М. : Когито - центр, 2008. – 288 с.
22. Пурнис, Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н. Е. Пурнис. – СПб. : Речь, 2008. – 176 с.
23. Саймонтон, К. Психотерапия рака / К. Саймонтон. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
24. Соложенкин, В. В. Психологические основы врачебной деятельности / В. В. Соложенкин. – М. : Академический Проект, 2003. – 304 с.
25. Тен, Е. Е. Основы социальной медицины / Е. Е. Тен. – М. :ФОРУМ, 2003. – 268 с.
26. Шмелев, В. А. Профилактика и цитокинотерапия онкологических заболеваний - эффективное улучшение или замена стандартных методов онкологов / В. А. Шмелев. – М. : Медпрактика, 2012. – 128 c.