ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К СИТУАЦИИ МАТЕРИНСТВА У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН
1.1 Понятие «материнство» и характеристика его составляющих
1.2. Особенности психологической адаптации к ситуации материнства
Выводы по первой главе
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации к ситуации материнства у молодых женщин
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Описание полученных результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Изучение психологии материнства является одной из областей, которые мало развиты наукой. Исследование подготовки к материнству в последние годы проводилось в различных аспектах: в отношении социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; в исследовании факторов риска психической патологии ребёнка в связи с социальными и психическими отклонениями матерей (Брутман В.И., Северный А.А., Копыл О.А., Баженова О.В. и другие); в филогенетическом аспекте (Филиппова Г.Г.). Изучаются значительные личностные особенности будущей матери, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение [2, с. 29-32].
По словам С.Ю. Мещерякова, при всем разнообразии подходов к изучению материнства, систематическое изучение связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось [8, с. 64]. Филиппова Г.Г., автор книги «Психология материнства», говорит: «Проблема готовности женщин к материнству остаётся весьма проблематичной» [18, с. 78-83].
«Ещё сравнительно много женщин, которые рожают детей не потому, что они счастливы в жизни, наполнены любовью и хотят передать это счастье и любовь детям, а просто потому, что они вышли замуж, и так положено, иметь детей», – говорит Спиваковская А.С. [20, с. 74-81].
Факты, встречающиеся в научно-публицистической литературе, представляют, что современная молодежь весьма мало ориентирована на выполнение материнских и отцовских ролей (Титаренко В.Я., Мытиль А. и др.) [10, с. 150-151].
Функции матери не занимают центральное место в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечается многими отечественными и зарубежными учёными. Женщина рожает ребёнка, но считает его бременем (Бердникова Т.В.) [29, с. 51].
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К СИТУАЦИИ МАТЕРИНСТВА У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН
1.1 Понятие «материнство» и характеристика его составляющих
Материнство изучается в рамках разнообразных наук: история, культурология, медицина, физиология, биология поведения, социология, психология. Любая наука изучает и устанавливает материнство в соответствии с его целями и задачами. Интерес к комплексному исследованию материнства возник сравнительно недавно. Но на сегодняшний день не существует единого определения «материнство».
В словаре русского языка С.И. Ожегова «материнство» разъясняется как «состояние женщины во время беременности, родов, кормления ребёнка; характерное матери сознание её родственной связи с детьми».
В сексологическом словаре материнство обусловливается как функция женского организма, направленная на продолжение рода человеческого, включая биологические (вынашивание, рождение и кормление ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) [26, с. 80].
Филиппова Г.Г. считает материнство психосоциальным явлением: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личной сферы женщины.
Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) заявляют, что материнство является неотъемлемой частью жизни женщины, даже если оно не является обязательным.
Большинство теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, основанные на идеях Руссо) считают материнство, в основном, обязанностью, а не работой.
Матвеева Е.В. определяет его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В. Давыдов выделил виды деятельности, которые формировались и появились в
Выводы по первой главе
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности.
Изучение мотивации и готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими
2. Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации к ситуации материнства у молодых женщин
2.1 Организация и методики исследования
В нашей работе мы поставили перед собой цель определить, связан ли возраст молодых женщин с уровнем их психологической адаптации к состоянию материнства.
В исследовании приняли участие женщины в возрасте от 18 до 30 лет, не имеющие детей и не состоящие в браке. Общая выборка результатов исследования составила 30 человек, в том числе 15 женщин в возрасте от 18 до 25 лет (Группа 1), 15 женщин в возрасте от 26 до 30 лет (Группа 2).
В исследовании использовались три метода.
Техника " Кто я?" позволяет определить представление различных социальных ролей и качеств в самосознании женщин, определить место и роль материнских качеств в структуре социальных ролей Результаты методики «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда (Приложение А) позволяют выявить, имеются ли в образе «Я» обследуемых женщин представления, касающиеся категории «Я – будущая мать».
Техника рисования "Мой будущий ребенок" позволяет выявить эмоциональные аспекты отношений с будущим ребенком.
Выводы по второй главе
У женщин в возрасте от 18 до 25 образ «Я будущая мать» в самосознании изображен только у 10% девушек, а у женщин 26-30 лет у 38%. Мы полагаем, что это возможно связанно с жизненными приоритетами женщин в разном возрасте.
Наличие наибольшего количества указаний на образ будущей матери в самосознании девушек 25-30 лет возможно связан с тем, что в этом возрасте создание семьи и родительство особенно важны.
Разбор рисунков, полученных с помощью методики «Мой будущий ребенок», изобличил, что у большинства женщин имеется представление о будущем ребенке. У женщин всех групп присутствуют рисунки, на которых нет изображения как ребенка, так и матери, они подменяются разнообразными символами: «оберегающие руки», «солнышко», «цветок», «радуга», «коляска», «воздушные шары-сердечки», «зайчик», «котенок».
Такая замена может указывать на то, что у женщин нет конкретного представления о ребенке, есть только обобщенное представление «ребенок вообще».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности.
Изучение мотивации и готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей; в филогенетическом аспекте. При всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остаётся открытым. При изучении психологической готовности к материнству анализируются изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребёнка, которые чрезвычайно глубоки.
На удовлетворенность материнской ролью, а также на возможности адаптации к материнству влияют ряд аспектов: несформированность адаптационных механизмов; мотивационный конфликт или незрелость
1. Анна де Карвасдуэ. Девочка. Девушка. Женщина. Мир книги. А.-де-Карвасдуэ. – М., 2001. – 70 с.
2. Бангерская, Т. Трудное счастье материнства. // Семья и школа. – 1987. – №3. – С. 29-32.
3. Батуев, А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства. // Психология сегодня. – 1996. – вып.4. – С. 69-70.
4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделений факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс 1993, № 4. – С.12-19.
5. Беременность и роды у первородящих женщин старшего возраста. – М.: Пр. – 1975. – 80 с.
6. Бестужев-Лада, И. Ступени к семейному счастью. // Семья и школа. – 1996. – №3. – С. 30-33.
7. Бойко, В.В. Малодетная семья. В.В. Бойко. – М.: Пр., 1988. – 120 с.
8. Бойко, В.В. Счастье, семья, дети. В.В. Бойко. – М.: Пр., 1980. – 209 с.
9. Бурменская, Г.В., Захарова, Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для ВУЗов. Г.В. Бурменская. – М.: Академия, 2002. – 50 с.
10. Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения. А.И. Брусиловский. – М.: Пр.,1991. – 70 с.
11. Брутман, В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. // Психология сегодня. – вып.4., 1996. – С. 150-151.
12. Брутман, В.И., Ениколопов, С.Н., Панкратова, М.С. Некоторые результаты социологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей. // Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С. 24-27.
13. Брутман, В.И., Панкратова, М.Г., Еникопов, С.И. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих детей. // Вопросы психологии. – 1994. – №5. – С. 31-36.
14. Брутман, В.И. Радионова, М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности. // Вопросы психологии. – 1997. – №7. – С. 38-47.
15. Брутман, В.И., Филиппова, Г.Г., Хамитова, И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов. // Вопросы психологии., 2002. – №1. – с. 59-69, №3. – С. 109-117.
16. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 90 с.
17. Винникот, Д.В. Разговор с родителями. Д.В. Винникот. – М.: «Класс», 1994. – 60 с.
18. Долбик-Воробей, Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости. // Cоцис. – 2003. – №11. – С. 78-83.
19. Исупова, О.Г. Социальный смысл материнства в современной России. // Социс. -2000. – №11. – С. 30-32
20. Караханова, Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени. // Социс. – 2003. – №3. – С. 74-81.
21. Матвеева, Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.: ВГГУ, 2004. – 90 с.
22. Матвеева, Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества». – Москва-Нью-Йорк.: 2004. – 140 с.
23. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С. 18-27.
24. Минюрова, С.А. Тетерлева, Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства. // Психологический журнал. – 2002. – №5. – С. 63-75.
25. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. С.И. Ожегов. – М.: 1984. – 130 с.
26. Орлевская, М. Я хочу ребёнка. // Cчастливые родители. – 2004. – №3. – С. 76-78.
27. Филиппова, Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь. // Семья и школа. – 2001. – №3. – С. 14-17.
28. Филиппова, Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе. // Психология сегодня. – вып.3., 1996. – С. 36-38.
29. Филиппова, Г.Г. Психология материнства. Г.Г. Филлипова. – М., 2002. – 120 с.
30. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии. // Вопросы психологии. – 2001. – №2. – С. 22-37.
31. Филиппова, Г.Г. Трудная радость материнства. // Семья и школа. – 2001. – №1-2. – С. 40-43.
32. Филиппова, Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка. // Cемья и школа. – 2003. – №2. – С. 7-9.
33. Филиппова, Г.Г. Сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал. – 1999. – №5. – С. 81-88.
34. Фэнвик, Э. Настольная книга для родителей. Э. Фэнвик. – Л.,1995. – 150 с.
35. Шмурак, Ю.И. Пренатальная общность. // Человек. – 1993. – №6. – С. 24-37.