Введение
Глава 1. Теоретический анализ потери смысла жизни в зрелом возрасте
1.1 Понятие «смысл жизни» в психологии
1.2 Психологические особенности зрелого возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей осмысленности жизни в зрелом возрасте
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей осмысленности жизни в зрелом возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в период зрелости неизбежно возникают задачи экзистенциального характера. Одна из них предполагает определение смысла жизни и поиск ответов на вопросы, зачем и ради чего человек живет, какие значение и ценность придает он собственной жизни. Смысл жизни представляет собой жизненный ориентир, дающий индивиду возможность определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, а также направляет его на достижение какой-либо цели. Если задача поиска смысла решается индивидом неуспешно, то говорят о переживании бессмысленности жизни.
Смысл жизни представляет собой наиболее общую, интегральную характеристику состояния смысловой сферы человека, он соотносится не с отдельной деятельностью, а с жизнедеятельностью в целом. Смысл жизни является отражением общего вектора системы отношений индивида с миром и становится одним из основных «вершинных» проявлений личности, в которых последняя наиболее ярко обнаруживает свою индивидуальную специфику.
Потеря смысла жизни является ключевым признаком смысложизненного кризиса взрослого человека. Смысложизненный кризис – это смысловой кризис в развитии личности, который блокирует, в первую очередь, смысловую регуляцию и процессы смыслообразования индивидуального жизненного пути. Кризис бессмысленности представляет собой реактивное состояние, острая реакция личности на определенное жизненное событие. Роль такого события заключается в том, что оно объективно обессмысливает жизнь, отнимая у личности шансы на реализацию принятого ею смысла.
С позиций возрастного подхода кризис смыслажизни раскрывается как естественное явление человеческого развития, не выходящее за границы нормы, и, более того, совершенно необходимое для нормального личностного роста. Отсутствие или несвоевременность кризиса, напротив, может интерпретироваться как признак искажения или задержки развития личности. В рамках персонологического подхода смысложизненный кризис – это кратко- или долговременное психотравмирующее состояние, которое приводит к дезадаптации и деформации личности. Потому ему приписывается исключительно деструктивное, патогенное влияние на психическое здоровье человека. С позиций кризисной психологии смысложизненная проблема современного человека носит перманентный характер, так как по причине стремительного ритма жизни он вынужден постоянно переопределять и пересматривать смысл своего бытия.
Психологические исследования, посвященные утрате смысла жизни, преимущественно осуществляются за рубежом. Такие зарубежные психологи как В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом подробно анализировали понятие смысла жизни, его источники и характеристики. В психологической литературе понятие смысла жизни обычно рассматривают в качестве феномена, обеспечивающего нормальную и продуктивную жизнь индивида, утрата которого может ряд трагических последствий. В зарубежной психологической
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОТЕРИ СМЫСЛА ЖИЗНИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие «смысл жизни» в психологии
В настоящее время существуют различные подходы к понятию «смысл жизни» в отечественной и зарубежной психологии. Термин «смысл жизни» тесно связан с такими категориями, как: «осмысленность жизни», «смысложизненные ориентации», «смысловые образования», «смысловая сфера личности», «личностный смысл». Потому целесообразно раскрывать понятие «смысл жизни» через эти родственные термины, представления различных ученых о смысле человеческой жизни и смысле как общепсихологической категории.
Понятие смысла в работах отечественного психолога Д.А. Леонтьева практически с самого начала вошло в систему основных понятий складывающейся теории деятельности. По мнению психолога, «предмет действия выступает для индивида всегда в определенном отношении к мотиву. Это сознаваемое отношение предмета действия к его мотиву и есть смысл действия, а форма переживания (сознавания) смысла действия – это сознание его цели» [15, с. 85].
С момента использования понятия смысла Д.А. Леонтьевым, оно становится одним из ключевых объяснительных понятий психологической теории деятельности. Существует три аспекта рассмотрения смысла: структурный, генетический и функциональный. Так, структурный аспект содержит в себя представления о месте личностного смысла в структуре деятельности, сознания и личности, вопрос о соотношении его с другими психологическими образованиями, уточнение определения самого понятия. Генетический аспект рассмотрения смысла предполагает выявление факторов, закономерностей и детерминант возникновения смысла, процессов и механизмов, которые лежат в основе его формирования и развития. Функциональный аспект охватывает представления о месте и роли смысла в процессах сознания и деятельности, о влиянии его на протекание деятельности и на особенности психических процессов [15, с. 86].
По мнению Д.А. Леонтьева, смысл образуется в результате отражения индивидом отношений, которые существуют между ним и целью его действия. Личностный смысл возникает на основе отношения мотива к цели, где мотив выполняет смыслообразующую функцию. Именно благодаря мотивам сознательное отражение приобретают субъективную окрашенность. Мотивы выражают значение отражаемого для самой личности, то есть личностный смысл [15, с. 87].
Смысл жизни Д.А. Леонтьев рассматривает в виде конструкта смысловой сферы личности. Наполненность жизни человека каким-либо устойчивым смыслом находит свое проявление в стеничности, энергии, жизнестойкости, а отсутствие смысла находит свое выражении в депрессии, подверженности психическим заболеваниям и аддикциям [15, с. 293].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности осмысленности жизни в зрелом возрасте.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) изучение особенностей осмысленности жизни в зрелом возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных с помощью методов математической статистики, количественный и качественный анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что существуют достоверные различия в уровне осмысленности жизни и степени выраженности смысложизненного кризиса у мужчин и женщин в зрелом возрасте.
База исследования: исследование проводилось на базе частного учреждения образования «БИП – Белорусский институт правоведения» г. Минска.
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 30 человек в зрелом возрасте. Выборку исследования составили 15 мужчин и 15 женщин в возрасте 30-35 лет (средняя взрослость по возрастной классификации Б.Г. Ананьева). С целью выявления различий по полу выборка исследования были разделена на две группы: группа мужчин (15 человек) и группа женщин (15 человек).
Методики исследования:
1. Методика смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева.
Назначение методики: оценка «источника» смысла жизни, который может быть найден человеком или в будущем (цели), или в настоящем (процесс) или прошлом (результат), а также во всех трех составляющих жизни. Согласно автору методики, жизнь может считаться осмысленной, если отмечается наличие целей, удовлетворение, получаемое при достижении целей и уверенность в своей способности ставить цели, выбирать задачи из доступных задач, и добиваться результатов.
Тест разработан на основе концепции стремления к смыслу В. Франкла, включающей представления об экзистенциальном вакууме и ноогенном неврозе. Речь идет о неудаче в поиске смысла жизни или экзистенциальной фрустрации, а также ее следствие – ощущение экзистенциального вакуума или утраты смысла, что приводит к ноогенному неврозу.
Шкалы опросника характеризуют источники смысла жизни. Общий показатель по методике отражает уровень осмысленности жизни, то есть наличие смысла жизни у испытуемого.
Опросник включает 20 пар утверждений, которые являются противоположными и отражают представления о факторах осмысленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ основных подходов к проблеме потери смысла жизни в зрелом возрасте, также результаты проведенного эмпирического исследования, свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы и решении поставленных задач.
Раскрыто понятие «смысл жизни». В отечественной психологии смысл жизни рассматривается в виде конструкта смысловой сферы личности и определяется как ценность и одновременно переживание этой ценности индивидом в процессе ее выработки, присвоения или осуществления. В психоанализе нахождение и реализация смысла жизни выступает в качестве специфической потребности и цели. В экзистенциальной психологии смысл жизни рассматривается как предпосылка психического здоровья и успешной самореализации, так как свидетельствует о значимости жизни. Смысл жизни представляет собой стремление к обретению универсальных ценностей, а само переживание смысла представляет собой высшую ценность отношения. Понятием «экзистенциальный вакуум» обозначаются переживания дефицита обеспеченности жизни личности смыслом. Утрата смысла проявляется в переживании пустоты и бессмысленности жизни, утрате переживания субъективной значимости устремлений, целей и видов деятельности, сужении мотивации, доминировании потребностной регуляции над ценностной, формировании убеждений, отражающих неважность смысла или его реализации.
Определены психологические особенности зрелого возраста. Период зрелости рассматривается в современной психологии как время расцвета всех жизненных сил человека. Профессиональная деятельность становится ведущей деятельностью в этот период. Перед человеком открываются возможности для самореализации во всех сферах жизнедеятельности. В период зрелости происходит развитие способности реалистично оценивать различные сторон своей личности и определять жизненную поведенческую линию на основе этих оценок с ответственностью за сделанные выборы. В период зрелости обостряются потребности в реализации творческого потенциала, в передаче своего опыта новому поколению, в корректировке деятельности с позиций упущенных возможностей. Период зрелости сопровождают возвратные кризисы, которые представляют собой переломный момент в развитии личности. В середине жизни у человека появляется стремление начать жизнь с нового листа, найти новый путь и способы самореализации. Во время кризиса середины жизни происходит снижение возможности реализации жизненных планов, которое возникает по причине конфликта между ценностями, переоценка ценностей, изменяется понимание смысла жизни. Осознание расхождения между своими мечтами и целями в жизни и реальной действительностью может привести к потере смысла жизни.
Выявлены особенности осмысленности жизни в зрелом возрасте. В зрелом возрасте мужчины и женщины преимущественно имеют средний и низкий уровень осмысленности жизни. Определенный источник смысла жизни у них есть, но у них наблюдается тенденция к пребыванию в состоянии
ГЛОССАРИЙ
Смысл жизни – это ценность и одновременно переживание этой ценности индивидом в процессе ее выработки, присвоения или осуществления.
Экзистенциальный вакуум – это переживания дефицита обеспеченности жизни личности смыслом, который влечет за собой ряд патологических и «метапатологических» проявлений и следствий.
Зрелый возраст – это возрастной этап, охватывающий период от 18 до 60 лет, который включает раннюю зрелость, среднюю зрелость и позднюю
1. Адлер, А. Наука жить / Пер. с англ. – Киев : Port-Royal, 1997. – 288 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
3. Азарян, Н. А. Самореализация личности в профессиональной деятельности : затруднения и пути их преодоления / Н. А. Азарян. – М. : Изд-во РАО, 2014. – 123 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности : Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2001. – 416 с.
5. Балык, А. С. Развитие личности в период взрослости / А. С. Балык // Научный вестник ГАОУ ВПО. – 2016. – Т. 3. – С. 86-91.
6. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека : характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М. : Флинта, 1998. – 463 с.
7. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности / Б. С. Братусь // Вестник МГУ. – 1981. – № 2. – С. 48-56.
8. Ермолаева, М. В. Психология зрелого и позднего возраста / М. В. Ермолаева. – М. : Изд-во МПСИ, 2004. – 280 с.
9. Жучкова, С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С. М. Жучкова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2011. – С. 158-164.
10. Ильин, Е. П. Психология взрослости / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 469 с.
11. Косенкова, И. Г. Кризис мотивационной сферы у зрелой личности / И. Г. Косенкова // Труды дальневосточного гос. технического ун-та. – 2005. – № 141. – С. 131-135.
12. Костакова, И. В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И. В. Костакова, С. С. Белоусова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 80-85.
13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 747 с.
14. Куриленко, Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности / Ю. А. Куриленко // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 2. – С. 20-23.
15. Леонтьев, Д. А. Психология смысла. : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 456 с.
16. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни : Развитие человека между детством и старостью / пер. с нем. – Калуга : Духовное познание, 1994. – 217 с.
17. Лысенкова, Е. А. Экзистенциальный вакуум как психологический феномен / Е. А. Лысенкова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 2. – С. 255-259.
18. Мэй, Р. Смысл тревоги / Пер. М. И. Завьяловой и А. Ю. Сибуриной. – М. : Класс, 2001. – 396 с.
19. Никитина, Е. В. Психологические особенности личности зрелого возраста / Е. В. Никитина, Т. Б. Лисицына // Новая наука : теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 2. – С. 49-52.
20. Олеш, П. К. Эмпирическая модель кризиса середины жизни у мужчин / П. К. Олеш // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология : Сборник науч. тр. – 2000. – Вып. 2. – С. 78-82.
21. Осин, Е.Н. Смыслоутрата и отчуждение / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 4. – С. 68-77.
22. Покровская, С. Е. Психологические условия эффективности трудовой деятельности в возрасте ранней взрослости / С. Е. Покровская, О. В. Свирид // Управление в социальных и экономических системах. – 2016. – № 15. – С. 139-141.
23. Полетаева, Н. В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы / Н. В. Полетаева. – Кемерово : КГУ, 2005. – 199 с.
24. Полтавский, С. В. Психологические условия преодоления ценностно-смыслового кризиса середины жизни в процессе самопознания личности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / С. В. Полтавский. – Тамбов : Тамбоский гос. ун-т, 2008. – 167 с.
25. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
26. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2001. – 460 с.
27. Серый, А. В. Система личностных смыслов : структура, функции, динамика / А. В. Серый. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. – 272 с.
28. Франкл, В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
29. Фрейд, З. Введение в психоанализ : Лекции / Пер. Г. В. Барышниковой. – М. : Наука, 1989. – 456 с.
30. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 464 с.
31. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В. Э. Чудновский. – М. : Изд-во МСПИ 2006. – 767 с.
32. Шиповская, Л.П. Смысл жизни. Человек и его потребность быть личностью / Л.П. Шиповская // Сервис плюс. – 2008. – № 2. – С. 25-30.
33. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон ; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1996. – 344 с.
34. Ялом, И. Экзистенциальная психология / Пер. Т. С. Драпкиной. – М. : Класс, 1999. – 462 с.
35. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.