Введение
1. Теоретический анализ проблемы межличностного взаимодействия
1.1 Понятие межличностного взаимодействия в зарубежной психологии
1.2 Основные подходы к изучению межличностного взаимодействия в отечественной психологии
1.3 Особенности межличностного взаимодействия в организации
Выводы по главе
2. Экспериментальное исследование характера межличностного взаимодействия в организации
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что межличностное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свой личностный потенциал. Большую часть своего времени человек проводит на работе, где он реализует свои потребности в межличностном взаимодействии в профессиональной деятельности. В процессе трудовой совместной деятельности люди вступают во взаимодействие, которое является неотъемлемым атрибутом любого производственного процесса, элементом формальных и неформальных отношений в коллективе.
В настоящее время усиливается тенденция к смещению акцентов на межличностное взаимодействие в рамках профессиональной деятельности. Особое значение приобретают проблемы эффективности деятельности различных организаций, функционирования внутри коллектива межличностного взаимодействия. Большое внимание уделяется созданию благоприятного социально-психологического климата, который не только оказывает положительное влияние на результаты совместной целенаправленной деятельности коллектива, но и способствует развитию личностного потенциала каждого сотрудника, состояния у них удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
Проблема межличностного взаимодействия является предметом изучения как отечественных (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Е.Г. Крысько, В.И. Панов, А.В. Капцов, Е.Ю. Клепцова), так и зарубежных (Д. Мид, Г. Блумер, Э. Холландер, Э. Аронсон, М. Дойч, Дж. Келли, Л. Фестингер) психологов.
Изучением делового общения занимались такие современные авторы как М.В. Аборина, Е.А. Бескровная, М.М. Калашников, А. Кротова, В. Батуева, О.М. Жаворонкова и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 Основные подходы к изучению межличностного взаимодействия в зарубежной психологии
В зарубежной психологии существуют различные взгляды на понятие межличностного взаимодействия. Американский психолог Э. Холландер выделяет следующие характерные черты межличностного взаимодействия:
– взаимозависимость поведения участников взаимодействия, когда поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого;
– взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга;
– фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта – подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам окружающих людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить [15, с. 189].
В зарубежной психологии широко распространен подход к взаимодействию в концепции символического интеракционизма (М. Мид, Г. Блумер). Согласно данному подход, взаимодействие между людьми возможно благодаря сходному пониманию символов. Разгадывать намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, т.е. символам. Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других [17, с. 1220].
Взаимодействие между людьми рассматривается в зарубежной психологии как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи стимула с символом и выборе ответной реакции благодаря осмыслению этого символа. Коммуникация
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить характер межличностного взаимодействия в организации.
Гипотеза исследования: существует связь между межличностными отношениями сотрудников и социально-психологическим климатом в организации.
База исследования: исследование проводилось на базе ИТ-компании «Квикс». Всего в исследовании приняли участие 25 сотрудников организации, из них 11 мужчин и 14 женщин. Возраст испытуемых – 22-27 лет.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Социометрия» Я.Л. Морено. Назначение: выявление структуры межличностных отношений. Испытуемым предлагается ответить на вопрос «Если бы было можно самому выбирать сотрудников в отдел, я бы выбрал (а)...» и сделать 3 выбора. Анализ социоматрицы позволяет увидеть проанализировать картину взаимоотношений в группе, определить занимаемые статусные позиции членами группы, степень взаимности, групповой сплоченности, изолированности, степень удовлетворенности положением в группе. (Приложение А).
2. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера. Назначение: оценка социально-психологического климата в коллективе. В основе методики лежит метод семантического дифференциала. Испытуемый оценивает слева направо степень выраженности того или иного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования и эмпирического исследования можно сделать вывод о достижении поставленной цели и задач.
Рассмотрены основные подходы к изучению межличностного взаимодействия в зарубежной психологии. В зарубежной психологии взаимодействие рассматривается как контакты между людьми, которые характеризуются взаимозависимостью поведения, взаимными поведенческими ожиданиями на основе межличностного восприятия друг друга, оценкой ценности взаимодействия, удовлетворенностью взаимодействия.
Раскрыто понятие межличностного взаимодействия в отечественной психологии. В отечественной психологии межличностное взаимодействие определяется как контакты и связи двух и более лиц, вызывающие взаимные изменения их поведении, отношении и установок. Взаимодействие всегда отражается в содержании взаимодействия и в стиле взаимодействия. Межличностное взаимодействие рассматривается как структурное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент.
Определены особенности межличностного взаимодействия в организации. Характер межличностного взаимодействия в организации обусловлен содержанием и условиями совместной деятельности. Деловое взаимодействие, осуществляемое в контексте профессиональной деятельности, обеспечивает возможность познания коллег, организацию высокоэффективной деятельности, формирование коллектива, социально-психологического климата.
Выявлен характер межличностного взаимодействия в организации. Высокий уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства сотрудников организации в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании коллегами. Коллектив характеризуется групповой сплоченностью, благополучностью
1. Аборина, М.В. Диагностика типов делового взаимодействия в системе «человек-человек» / М.В. Аборина// Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2010. – №1 (7). – С. 114-116.
2. Бескровная, Е.А. Деловое общение как условие успешного взаимодействия в профессиональной деятельности / Е.А. Бескровная // Гаудеамус. – 2012. – № 19. – С. 117-119.
3. Болтаев, С.И. Общение как межличностное взаимодействие / С.И. Болтаев, Г.Ш. Салямова // Нова инфо. – 2017. – № 60. – С. 490-494.
4. Будаева, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник Бурятского гос. ун-та. – 2015. – № 1. – С. 92-94.
5. Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат / Л.В. Галеева // Вестник Совета молодых ученых Челябиснкой области. – 2016. – № 1. – С. 36-42.
6. Гринина, Е.С. О традиционных подходах к пониманию межличностного конфликта в зарубежной психологии / Е.С. Гринина // Ученые записки пед. ин-та им. Н.Г. Чернышевского. – 2010. – № 1. – С. 10-14.
7. Дусенко, М.Е. Общение как межличностное взаимодействие в социальной психологии / М.Е. Дусенко // Пед. и социально-психол. основы научного развития общества : сборник статей. – Самара, 2017. – С. 87-89.
8. Жаворонкова, О.М. Деловое общение / О.М. Жаворонкова // Известия ВГТУ. – 2006. – № 8. – С. 115-118.
9. Зародина, В.В. Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности / В.В. Зародина // Молодой ученый. – 2017. – № 2. – С. 696-698.
10. Зарубина, Е.В. Морально-психологический климат как элемент организационной культуры / Е.В. Зарубина// Аграрное образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 10-12.
11. Калашников, М.М. Формирование культуры делового общения государственных служащих в системе непрерывного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / М.М. Калашников. – Брянск, 2009. – 19 с.
12. Клепцова Е.Ю. Виды межличностных отношений / Е.Ю. Клепцова // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – № 2. – С. 382-387.
13. Кротова, А. Оптимизация издержек : формируем культуру или регулируем организационный климат? / А. Кротова, В. Батуева // Управление персоналом. – 2005. – № 5. – С. 2-6.
14. Лахвич, Ю.Ф. Стратегии межличностного взаимодействия : опыт определения / Ю.Ф. Лахвич // Психологический журнал. – 2006. – № 4. –
С. 34-38.
15. Муталимова, А.М. Основные подходы рассмотрения общения и феномена затрудненного общения в зарубежных концепциях // Гуманизация инновационного образования в современных условиях. – М., 2016. – С. 187-193.
16. Никитин, Б.Р. Психология трудового коллектива / Б.Р. Никитин // Вклад молодой науки в национальную экономику России : материалы междунар. научно-практ. конференции. – Самара, 2014. – С. 141-144.
17. Панов, В.И. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия / В.И. Панов, А.В. Капцов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – № 1. – С. 1219-1227.
18. Собирова, Д.А. Социальный интеллект как инструмент коммуникативного и организационного взаимодействия / Д.А. Собирова, Г. Саидназарова // Вестник Южной Сибири. – 2014. – № 5. – С. 59-65.
19. Фурманов, И.А. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии / И.А. Фурманов // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 14-20.
20. Черепкова, Н.В. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе / Н.В. Черепкова, С.А. Чугункин // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2011. – № 1. – С. 45-48.