ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРЕКЗИТА
1.1 Сущность понятия «Брекзит»
1.2 Взаимоотношения Британии и Европейского Сообщества
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС ВЫХОДА БРИТАНИИ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
2.1 Предполагаемые этапы выхода Британии из Европейского сообщества
2.2 Изменение в Британии и Европейском сообществе после Брекзита
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Соединенное Королевство – один из ключевых участников европейской интеграции. Опыт его участия в европейском интеграционном процессе показателен еще и тем, что это был единственный случай, когда в состав ЕЭС (затем ЕС) вошла великая держава, не являвшаяся страной – основательницей. Однако Великобритания за почти четыре десятилетия не смогла органично вписаться в европейские институты. По этой причине не только факт выхода Британии из ЕС, но даже сама постановка вопроса об этом оказывает серьезное влияние на все интеграционные процессы в целом.
23 июня 2016 г. британские подданные небольшим большинством (менее 52% «за» при самой высокой явке за два десятилетия) проголосовали на референдуме за выход из Европейского Союза. С этого момента стартовал формальный процесс выхода Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии из Европейского Союза.
К этому моменту, однако, вопрос о выходе Соединенного Королевства из ЕС стоял одним из главных на повестке дня британского Правительства уже много лет. Даже обозначающий его краткий термин «брекзит» вошел в оборот еще в 2012 г.
Исторически Британия всегда стояла особняком среди европейских стран: она присоединилась к ЕС только через 16 лет после его создания (в 1972 г.), но не присоединилась ни к единой валюте, ни к общему визовому режиму. Приверженность британцев суверенитету настолько сильна, что уже в 1972 г. звучали голоса, предрекающие скорый выход Британии из ЕС.
И вот, после решающего голосования, брекзиту дан официальный старт. Сложность и объем задач, связанных с правовой стороной этой процедуры, ни у кого не вызывает сомнения, и в некоторых публикациях его определяют как самый трудный правовой проект за последние 100 лет.
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БРЕКЗИТА
1.1 Сущность понятия «Брекзит»
До подписания в 2009 г. Лиссабонского договора [9] право на выход из ЕС нигде предусмотрено не было. Первый параграф ст. 50 гласит: «... Любое государство-член может принять решение о выходе из Союза... в соответствии со своими конституционными требованиями», для чего необходимо уведомить Евросовет о принятом решении и начать процесс переговоров. Покидающая ЕС страна не имеет права участвовать в обсуждениях своего решения и процедуры выхода с другими членами Союза. Статья 50 ставит перед законодателем целый ряд трудных вопросов.
Процедура согласования условий выхода государства из ЕС не может занимать более двух лет, после чего членство в ЕС автоматически прекращается, если только этот срок не был продлен по обоюдному решению договаривающихся сторон. Эти положения закреплены ст. 50 Лиссабонского договора, которая указывает, что действие договора прекращается после даты вступления в силу соглашения о выходе из ЕС, либо (если этого не произойдет) через два года после официального начала процедуры выхода, либо в такую более позднюю дату, которая может быть согласована сторонами.
Статья 50 также предусматривает возможность вновь стать членом ЕС, но на общих основаниях, описанных в ст. 49 Договора.
Историческое решение граждан Соединенного Королевства покинуть Европейский союз – доминанта политической жизни страны вот уже несколько лет. Брекзит стал ключевым фактором формирования как внутренней, так и внешней политики. Несмотря на то что 51,9% проголосовавших высказались в пользу Брекзита, в стране до сих пор нет консенсуса по этому вопросу.
Споры о том, нужно ли Британии членство в ЕС, не утихали на протяжении сорока лет, а скептическое отношение к европейской интеграции – евроскептицизм – появилось на Британских островах после присоединения Великобритании к ЕЭС в 1973 г. В июне 1975 г. состоялся первый референдум об участии Британии в европейской интеграции, по итогам которого 67% британцев проголосовали «за ЕЭС», и только 33% – «против».
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС ВЫХОДА БРИТАНИИ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
2.1 Предполагаемые этапы выхода Британии из Европейского сообщества
В декабре 2017 г. на саммите ЕС был отмечен значительный прогресс в ходе первой стадии переговоров с Великобританией и принято решение о переходе ко второму этапу, итогом которого должно стать соглашение о будущем формате отношений.
8 декабря 2017 переговорщики от ЕС и Великобритании обнародовали Совместный доклад, который фиксировал достигнутые договоренности по трем основным вопросам первого этапа переговоров.
Итак, достигнутые договоренности первого этапа:
Права граждан. Граждане Евросоюза, проживающие в Великобритании, и британские подданные, проживающие в странах ЕС, практически полностью сохранят имеющиеся у них в настоящее время права, в том числе право жить, учиться, работать в стране проживания, право на социальное, пенсионное и медицинское обеспечение для всех членов семьи. Граждане ЕС, отсутствовавшие на территории Соединенного Королевства (и зеркально британцы в странах ЕС) в течение пяти лет, теряют статус резидента. Однако соглашение не гарантирует гражданам Великобритании автоматическое сохранение прав в полном объеме при переезде из одной страны ЕС в другую. Британская сторона пошла на уступки в вопросе о воссоединении семей и праве на получение статуса резидента детям, появившимся после даты Брекзита. Со своей стороны, ЕС смягчил свои требования к обязательной юрисдикции Суда ЕС. Следить за соблюдением прав граждан ЕС на территории Великобритании будут британские суды, однако они будут учитывать решения Суда ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объективными факторами негативного исхода референдума о членстве Британии из ЕС послужили противоречие интересов различных групп бизнеса; размежевание в обществе между выигравшими и проигравшими от глобализации. На объективные факторы наслоились и субъективные: непримиримая позиция евроскептиков-тори, угрожавших правительствам Д. Кэмерона «бунтом-заднескамеечников» в парламенте; и стремление премьер-министра в узкопартийных интересах сохранить государственную власть за консерваторами. К ним относится и волатильность общественного мнения, обусловленная экономической конъюнктурой и слабыми представлениями рядовых подданных королевства об истинном характере взаимоотношений Британии и ЕС.
Британцам предложили дать простой ответ на сложный вопрос. С политической точки зрения, «отменить» Брекзит невозможно, и борьба продолжится вокруг «жесткого» и «мягкого» вариантов Брекзита, что сродни неразрешимой задаче квадратуры круга. Политический кризис, вызванный Брекзитом, в обозримом будущем лишь усугубится.
Хочется особо отметить тот факт, что далеко не так легко и безболезненно произойдет выход для Соединенного Королевства. Сторонники Брекзита уверены, что выход из ЕС позволит резко сократить бюрократию и вернуть суверенитет Соединенного Королевства. Однако, как представляется, в краткосрочной и среднесрочной перспективе, выход Великобритании из ЕС может вызвать крайне сложные правовые последствия, и сомнения, не в последнюю очередь с точки зрения права. Споры вокруг суверенитета не так просты, как кажется на первый взгляд.
1. Ананьева, Е.В. Брекзит: голосовали сердцем / Е.В. Ананьева // Международная жизнь. – 2016. – № 7. – С. 47–61.
2. Ананьева, Е.В. Брекзит: причины, политический фон, последствия / Е.В. Ананьева // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2017. – № 10. – С. 98–119.
3. Бабынина, Л.О. Брекзит: первый этап переговоров завершен / Л.О. Бабынина // Европейский Союз: факты и комментарии. – 2018. – № 90. – С. 41–44.
4. Бабынина, Л.О. Брекзит: контуры будущего сотрудничества / Л.О. Бабынина // Европейский Союз: факты и комментарии. – 2018. – № 91. – С. 46–49.
5. Бабынина, Л.О. Брекзит: переговоры буксуют / Л.О. Бабынина // Европейский Союз: факты и комментарии. – 2018. – № 92. – С. 74–79.
6. Годованюк, К.А. Брекзит как ключевой фактор британской политической жизни / К.А. Годованюк // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2018. – № 2. – С. 71–84.
7. Ешинимаева-Шагдарова, Е.Т. Брекзит: возможные правовые последствия для законодательства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии / Е.Т. Ешинимаева-Шагдарова // Вестник московского университета МВД России. – 2018. – № 2. – С. 211–214.
8. Капитонова, Н.К. Британия в Евросоюзе: эволюция взглядов / Н.К. Капитонова // Дилеммы Британии. Поиск путей развития. – М.: Весь мир, 2014. –С. 297– 323.
9. Лиссабонский договор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/lisbon.
10. Луцкая, Е.Е. «Брекзит» и его влияние на процесс интеграции в ЕС / Е.Е. Луцкая // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2017. – № 1. – С. 55–60.
11. Худолей, К.К. Брекзит: новый «старый» выбор Великобритании / К.К. Худолей, Н.В. Еремина // Современная Европа. – 2017. – № 3. – С. 28–36.
12. Чернышова, И.С. Брекзит с юридической точки зрения / И.С. Чернышова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. – № 4. – С. 141–152.
13. Экономические аспекты Брекзита – Brexit economic aspects / отв. ред. А.И. Бажан. – М.: Ин-т Европы РАН, 2017. – 102 с.
14. Blоckmans, S. Brexit, globalisаtion and the future of EU // S. Blоckmans // Intereconomics. – Heidelberg, 2016. – Vol. 51. – № 4. – P. 182–183.
15. Bongardt, A. The political economy of Brexit: Why making it easier to leave the club could improve the EU / A. Bongardt, F. Torres // Intereconomics. – Heidelberg, 2016. – Vol. 51. – № 4. – P. 214–219.
16. Brexit: Британия может покинуть ЕС «по-плохому» из-за Ирландии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mk.ru/politics/2018/10/16/brexit-britaniya-mozhet-pokinut-es-poplokhomu-izza-irlandii.html.
17. Leaving the EU: the legal implications [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.traverssmith.com/assets/pdf/legal-briefings/Brexit_-_post_leave_vote_briefing.pdf.