ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1.1 Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях
1.2 Обязанность по осуществлению доказывания в административном процессе
ГЛАВА 2 ИСТОЧНИКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях
2.1 Источники доказательств по делам об административных правонарушениях
2.3 Собирание, хранение, проверка, оценка доказательств
ГЛАВА 3 ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий успешного расследования и рассмотрения судом административного дела является установление фактического инцидента. Средства ретроспективного знания являются доказательствами, поскольку в основе их формирования лежит способность одного объекта или явления под влиянием другого изменять или сохранять конкретные свойства, черты и признаки рассматриваемого объекта. Взаимодействие различных объектов создает предпосылки для передачи информации. Административное и процедурное законодательство предусматривает правила сбора, проверки и оценки различной информации и дает им доказательную ценность.
Административными процедурами являются юридическая деятельность и вытекающие из нее процессуальные отношения. Но не только. Административный процесс должен быть направлен на достижение определенных социальных целей. Цель – один из элементов сознательного поведения и человеческой деятельности, характеризующий ожидание в отражении результата деятельности и то, как она осуществляется с помощью определенных средств.
Основное содержание разбирательства в административных делах, начиная с начала разбирательства и заканчивая пересмотром вышестоящими судами, заключается в работе доказательств в пределах и в форме, определяемых задачами, которые должны быть выполнены на каждом этапе уголовного процесса.
Так или иначе, все процессуальные отношения связаны с доказательственной деятельностью. Права и обязанности в этой области являются важной частью их процессуальной компетенции.
Вопросы теории доказательств, и особенно проблемы сущности и концепции доказательств, были и остаются предметом всех внимания исследователей на протяжении всего развития науки административной процедуры.
Не только сбор доказательств, но и их проверка и оценка регулируются законом.
Оценка доказательств является независимым компонентом всех административных и процедурных доказательств. Процесс сбора и проверки доказательств, выводов и процессуальных решений немыслим без оценки доказательств. Несмотря на это, очень мало научных работ посвящено этой концепции как независимой категории.
Сбор, проверка и оценка доказательств проводятся на протяжении всего гражданского разбирательства, однако на определенных этапах преобладает тот или иной элемент процесса доказывания.
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
1.1 Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях
Административный процесс включает установление реальных обстоятельств дела об административном правонарушении, отбор и анализ правовых норм, решение дела. Все это невозможно представить без доказательств-процесса установления объективной истины в деле.
Доказательство – это сбор, проверка и оценка доказательств, с тем чтобы установить обстоятельства, позволяющие юридически, разумно и справедливо урегулировать дело об административном правонарушении.
Доказательства являются неотъемлемой частью административного процесса, без которого невозможно решить дело об административном правонарушении.
Цель доказательств состоит в том, чтобы установить обстоятельства, предшествующие административной ответственности лиц, фактически виновных в административном правонарушении, обстоятельства, позволяющие им надлежащим образом урегулировать дело об административном правонарушении, справедливо наказать виновного и освободить невиновного от административной ответственности [1, c. 95].
Определение в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее именуемом КоАП) обстоятельств дела об административных правонарушениях упрощает осуществление деятельности, способствует экономии сил и средств, сокращает время, необходимое для обращения с административными правонарушениями.
При этом единственным средством, с помощью которого может осуществляться доказывание, является доказательство.
Никакая другая информация, как бы убедительная она ни была, не может быть использована в доказательствах для обоснования выводов об обстоятельствах административного правонарушения.
Субъектом доказательств по делу об административном правонарушении является круг всех юридически значимых обстоятельств, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь и уголовно-процессуальным Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь и необходимых для обеспечения принятия правильного решения об административном правонарушении [8, c. 206].
ГЛАВА 2
ИСТОЧНИКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях
Доказательство является самым важным юридическим институтом любого процессуальной отрасли права, поскольку без него невозможно рассмотрение и разрешение конкретных дел.
Как справедливо отмечено, Д. Н. Бахрах, доказательством является информация на основании которой устанавливаются обстоятельства дела. Под информацией понимается только информация, которая уменьшает неопределенность, существовавшую до ее получения, уменьшает количество возможных вопросов, предположений, предположений [4, c. 395].
Признаки доказательств:
1. Доказательство представляет собой информацию о фактах, которые являются предметом доказательства в случае административного правонарушения.
2. Доказательством является информация об определенных обстоятельствах, и, в частности, информация о фактах, лежащих в основе существования или отсутствия обстоятельств дела об административном правонарушении (например, установление факта некомпетентности эксперта не является частью предмета спора, но его конституция позволяет оценить полученный вывод).
3. наличие обязательства соблюдать процедуру получения информации об обстоятельствах: доказательства должны быть получены в порядке, установленном ПИКоАП.
4. информация об обстоятельствах, имеющих отношение к делу, составленная с использованием некоторых доказательств [14, c. 139].
Доказательством всегда является объективная единица содержания (отраженное обстоятельство, факт) и субъективная форма (отраженная в духе конкретной темы).
Объективность содержания доказательств проявляется в ее связи с обстоятельствами, подлежащими доказыванию в деле об административном правонарушении. Субъективная форма доказательства обусловлена тем, что ее источником по-прежнему является человек (субъект), из которого поступает соответствующая информация.
ГЛАВА 3
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
При рассмотрении дел об административных правонарушениях деятельность органов, осуществляющих административную процедуру, и судов должна соответствовать целям и принципам административной процедуры, изложенным в гл. 2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 административный процесс ПИКоАП должен обеспечивать защиту личности, ее прав, свобод и юридических интересов, интересов юридических лиц, общества и государства посредством оперативного и всестороннего рассмотрения дел об административных правонарушениях [5].
Важно сделать ПИКоАП основополагающим принципом презумпции невиновности. В соответствии со статьей 2.7 лицо не может быть привлечено к административной ответственности до тех пор, пока процедура, установленная настоящим Кодексом, не доказала свою вину, совершив преступление, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь. Ответственность за доказывание виновности лица возлагается на должностное лицо органа, отвечающего за административную процедуру.
Лицо, в отношении которого проводится административная процедура, не обязано доказывать свою невиновность. Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном нарушении, в решении об административном наказании, не могут основываться на предположениях. Сомнения в отношении действительности заключения о виновности лица, в отношении которого проводится административная процедура, толкуются в его пользу.
В статье 2.10 ПИКоАП в суде орган, возглавляющий административный процесс, несет ответственность за принятие всех предусмотренных законом мер для всестороннего, всеобъемлющего и объективного расследования обстоятельств административного правонарушения, с тем чтобы установить уголовные и подтверждающие обстоятельства, смягчающие и отягчающие обстоятельства для надлежащего урегулирования дела, защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.
ПИКоАП содержит правила, которые гарантируют процедурное содержание и реализацию этих целей и принципов. Положения гл. 6 «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доказательство – это сбор, проверка и оценка доказательств, с тем чтобы установить обстоятельства, позволяющие юридически, разумно и справедливо урегулировать дело об административном правонарушении.
Доказательства являются неотъемлемой частью административного процесса, без которого невозможно решить дело об административном правонарушении.
Цель доказательств состоит в том, чтобы установить обстоятельства, предшествующие административной ответственности лиц, фактически виновных в административном правонарушении, обстоятельства, позволяющие им надлежащим образом урегулировать дело об административном правонарушении, справедливо наказать виновного и освободить невиновного от административной ответственности.
Процесс доказывания – это процесс установления истины в случае административного нарушения. Процесс доказывания достаточно подробно регулируется ПИКоАП, который определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию в каждом случае административного правонарушения, доказательства, субъекты административного процесса, которые отвечают за доказывание, их полномочия на представление доказательств; установленные формы участия других субъектов административного процесса в доказательствах. Административная практика свидетельствует о том, что недостатки и недостатки в доказательствах являются одним из наиболее распространенных оснований для отмены решений, касающихся административных правонарушений, и передачи дел для повторного рассмотрения.
Обязанность предъявлять доказательства, относятся к официальному органу, ведущему административный процесс.
В соответствии с презумпцией невиновности лицо, являющееся объектом административного разбирательства, не обязано доказывать свою невиновность. Другие участники административного процесса (за исключением тех, которые имеют полномочия) имеют право на активное участие в доказательствах. Они могут это сделать, свидетельствуя, представление материалов и документов, которые могут послужить основой для подготовки доказательств; обжаловать действия и решения судьи, должностного лица административного органа.
Необходимость установления вины лица при совершении административного правонарушения для ПИКоАП означает, что это лицо доказывает, что оно не соблюдает правила (правила) в случае нарушения административной ответственности, а также несоблюдение всех мер, принятых для их соблюдения.
1. Асаенок, Б. В. Административно-деликтное право. Административно-деликтный процесс в деятельности органов пограничной службы. Уч. Пособие / Б.В. Асаенок. – Минск : Амалфея, 2012. – 284 с.
2. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 525 с.
3. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
4. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
5. Варонько, Е. В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97–98.
6. Василевич, Г. А. Административная ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич. – Минск : Амалфея, 2012. – 152 с.
7. Василевич, Г. А. Административно-деликтное право / Г.А. Василевич. – Минск : «Адукацыя і выхаванне», 2013. – 348 с.
8. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Козелецкий, И. В. Административное право в 2 ч. 4.2. административно-деликтное и процессуально-исполнительное право / И. В. Козелецкий и др., под ред. И. В. Козелецкого, А. И. Сухарковой. – Минск . – Академия МВД, 2013. – 438 с.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право / А. Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
13. Крамник, А.Н. Административное право. 4.2. Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов высш. учеб. заведений по юрид. специальностям / А.Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
14. Крамника, А. Н. Административное право. Ч. 2. Административно-деликтное право Особенная часть. / под общ. ред. А.Н. Крамника. – Минск : Изд.центр БГУ, 2012. – 394 с.
15. Круглов, В. А. Административно-деликтное право / В.А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2010. – 396 с.
16. Круглов, В. А. Административный (административно-деликтный процесс) в Республике Беларусь / В.А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2007. – 486 с.
17. О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа и (или) конфискацию имуществаь[Электронный ресурс] / Указ Президента Республики Беларусь от 06.06.2002 №288. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/ukaz3/uk311.htm.
18. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в ред. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Рябцева, Л. М. Административное право: Курс лекций / Под ред. Л. М. Рябцева. – Минск: БГЭУ, 2006. – 250с.
20. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право : учебник для юридических высших учебных заведений / В.Д. Сорокин ; подгот. А.И. Каплунов. – Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2008. – 569 с.
21. Сухаркова, А. И. Административное право Республики Беларусь. – Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. – 172с.
22. Телятицкая, Т. В. Административное право / Т.В. Телятицкая. – Минск : Тетралит, 2013. – 224 с.
23. Чуприс, О. И. Теория меры административного взыскания и ее нормативно-правовая реализация О.И. Чуприс, Л.И. Гасан. – Минск : БГУ, 2014. – 99 с. 19. Бахрах, Д.Н. Административная ответственность : учеб. пособие по курсам «Адм. Ответственность», «Адм. Юрисдикция» / Д.Н. Бахрах. – М.: Юриспруденция, 1999. – 110 с.