ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2. ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы организации власти в государстве традиционно вызывают в науке немалый интерес, т.к. решение данных проблем оказывает влияние на эффективность осуществления функций государства, защиту прав и свобод человека, соблюдение интересов общества.
Проблемы управления государством выступают предметом изучения многих наук, в том числе и юридических. Государственное управление осуществляется системой особых субъектов управления – органов государственного управления, потому закономерен интерес ко всем звеньям этой системы.
В науке конституционного права, административного права, государственного управления уделено немалое внимание исследованию проблем функционирования органов государственного управления. Эти проблемы в своих работах так или иначе затрагивали Г. А. Василевич, В. А. Божанов, В. Н. Дубовицкий, А. Н. Крамник, В. Н. Матарас, И. И. Мах, А. А. Соколовский и др.
Тем не менее, несмотря на то, что проблема достаточно освещена в юридической литературе, до сих пор отсутствует единое мнение относительно содержания понятия «органы государственного управления», его соотношение с понятиями «орган государственной власти», «орган исполнительной власти», «исполнительные органы». В связи с этим система органов государственного управления до сих пор четко не определена. В связи с этим исследование сущности понятия «органы государственного управления» является актуальным.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации деятельности и функционирования органов государственного управления.
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Анализ различных научных работ по конституционному, административному праву, государственному управлению приводит к выводу об отсутствии единого толкования понятия «орган государственного управления». В связи с этим существуют также различные точки зрения относительно соотношения терминов «государственный орган», «орган государственной власти», «орган государственного управления.
Подход к определению понятия «орган государственного управления» зависит от подхода авторов к определению более общего понятия – «государственное управление», которое понимают в широком и узком смыслах [11, с. 57].
Государственное управление определяется как специфический вид профессиональной политической деятельности правительства, основанный на легитимном принуждении и подчинении в целях организации удовлетворения общественных интересов и потребностей [24, c. 4].
Государственное управление представляет собой целенаправленную специфическую деятельность субъектов управления, обладающих политической властью, регламентируемую формальными нормами права, основанную на легитимном подчинении и принуждении, направленную на управление совокупностью процессов в социально-экономической системе государства с целью сохранения ее целостности, обеспечения устойчивого развития и удовлетворения общественных потребностей [10, с. 4].
Такие определения иллюстрируют широкий подход к определению государственного управления, которое в широком смысле слова можно охарактеризовать как всю деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения. В связи с этим к органам государственного управления относятся и исполнительные органы, и судебные органы и др.
2. ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Органы государственного управления разнообразны, что обусловлено многими факторами: они отличаются порядком образования, у них различные функции, масштаб деятельности, характер компетенции и др.
Классификацию органов государственного управления проводят для более глубокого познания сущности, назначения, системы взаимосвязей, особенностей органов государственного управления.
Классификация может быть проведена по различным критериям, среди которых чаще всего выделяют: порядок образования, масштаб деятельности, порядок разрешения подведомственных вопросов, характер компетенции.
Если рассматривать понятие «органы государственного управления» в широком смысле, то в соответствие с принципом разделения властей выделяют законодательные органы, исполнительные органы и судебные органы.
Если понимать понятие «органы государственного управления» в уз-ком смысле, то их классификация будет выглядеть следующим образом.
В зависимости от правовой основы образования можно различать органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь, текущего законодательства, подзаконных актов.
По территориальному масштабу деятельности, под которым понимают территорию, на которую могут распространяться полномочия органа, различают общегосударственные (или республиканские) и местные органы.
К общегосударственным органам относятся: аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты. Они различаются по своим функциям, структуре и другим свойствам, однако имеют общий признак – территория, на которую распространяются их полномочия: их полномочия распространяются на всю территорию республики.
К местным органам государственного управления относятся те, деятельность которых ограничена территорией административно-территориальной единицы.
3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Государственное управления в Республике Беларусь осуществляется множеством разнообразных органов, тесно связанных друг с другом, каждый из которых выполняет свои специфические функции, при этом деятельность каждого направлена на достижение общих целей.
Таким образом, можно говорить о том, что государственное управление осуществляется системой органов, однородных по своим задачам.
В Республике Беларусь было принято значительное количество нормативных правовых актов, определяющих современную систему и компетенцию органов государственного управления. Однако сами понятия «система» и органов государственного управления (или органов исполнительной власти) законодательно пока не определены. Кроме того, часто в науке понятие «система органов государственного управления» подменяется понятием «структура органов государственного управления». Полагаем, что понятие «структура» относится к внутренне организации органа, в то время как система характеризует место органа в его внешних взаимосвязях.
Традиционно под системой понимают совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих рассматриваемое явление. В связи с этим под системой органов государственного управления можно понимать совокупность однородных по природе своих управленческих функций органов, осуществляющих деятельность исполнительного и распорядительного характера.
Система органов государственного управления не является результатом теоретического осмысления, чем-то оторванным от реальностей государства. Она определяется конкретными условиями, задачами, стоящими перед государством на данном этапе его развития, отражением процессов, протекающих государстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
1. В науке государственного управления, административного права отсутствует единое понимание понятия «орган государственного управления». В связи с этим существуют также различные точки зрения относительно соотношения терминов «государственный орган», «орган государственной власти», «орган государственного управления.
Подход к определению понятия «орган государственного управления» зависит от подхода авторов к определению более общего понятия – «государственное управление», которое понимают в широком и узком смыслах
2. В науке административного права сложился узкий подход к пониманию органа государственного управления, в соответствие с которым органы государственного управления зачастую отождествляются с органами исполнительной власти.
Полагаем, что использование в науке административного права общепризнанного термина «орган исполнительной власти» вместо «орган государственного управления» в узком смысле могло бы разрешить существующие противоречия в подходах к определению данных понятий.
3. В законодательстве отсутствует определение органа государственного управления. Закрепление такого определения на законодательном уровне позволило бы разрешить существующие противоречия в употреблении данного термина.
В соответствие с преобладающим в современной отечественной науке административного права подходом орган государственного управления можно определить как часть системы исполнительной власти, которая вы-ступает по поручению и от имени государства, обладает собственной компетенцией, осуществляет в порядке исполнительно-распорядительной деятельности повседневное непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, используя присущими ей приемы и меты деятельности.
1. Административное право : учеб. пособие / Л. М. Рябцев [и др.] ; под общ. ред. Л. М. Рябцева. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. – 368 c.
2. Административное право : учеб. / Л. М. Рябцев [и др.]. – Минск : Изд. центр БГУ, 2014. – 607 c.
3. Антонова, Н. Б. Организационная структура государственного управления : курс лекций / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. – Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.
4. Атаманчук, Г. В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы : учеб.-метод. пособие / Г. В. Атаманчук. – Минск : ПРИОР, 2000. – 216 с.
5. Бахрах, Д. Н. Административное право : учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – Изд. 3-е, пересмотр, и доп. –М. : Норма, 2007. – 816 с.
6. Васильев, В. П. Государственное управление : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. – Минск : Дело и Сервис, 2010. – 319 с.
7. Габричидзе, Б. Н. Курс административного права Российской Федерации / Б. Н. Габричидзе. – Минск : Дашков и К, 2003. – 978 с.
8. Гавриленко, С. Д. Административное право : учеб. пособие / С. Д. Гавриленко, Д. А. Гавриленко : под ред. Д. А. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2002. – 414 с.
9. Глазунова, Н. И. Система государственного управления : учеб.пособие / Н. И. Глазунова. – Минск : Инфра-М, 2006 – 243 с.
10. Глушакова, О. В. О сущности, содержании и соотношении понятий «государственное управление», «социальное управление», «публичное управление» / О. В. Глушакова, Я. А. Вайсберг // Сибирская финансовая школа. – 2013. - № 6(101). – С. 3-9.
11. Гришковец, А. А. Органы государственного управления: сущность и компетенция / А. А. Гришковец // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2015. – № 4. – С. 139-143.
12. Гуторова, А. Л. Система государственного управления : учеб.-метод. пособие / А. Л. Гуторова. – Минск : ДИС, 2007. – 327 с.
13. Денисов, С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции / С. А. Денисов. – Минск : Государство и право, 2002. – 121 с.
14. Дубовицкий, В. Н. Исполнительная власть в Республике Бела-русь: понятие и система органов / В. Н. Дубовицкий. – Минск : Белорусская наука, 2006. – 173 с.
15. Козелецкий, И. В. О сущности и признаках органов исполнительной власти / Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2012. - № 2(24). – С. 12-16.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
17. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2002. – 606 с.
18. Макосейчук, Т. М. Место и роль органов исполнительной власти в системе административно-государственного управления / Т. М. Макосейчук // Юридическая мысль. – 2008. - № 6(50). – С. 79-82.
19. Мах, І. І. Аб фенаменалогіі паняцця “органы дзяржаўнага кіравання” / І. І. Мах // Весці НАН Беларусі. Серыя гуманіт. навук. – 2010. – № 3. – С. 16-22.
20. Николаев, К.А. Термины «государственный орган», «орган государственной власти», «орган государственного управления»: что вкладывать в их содержание? (приглашение к дискуссии) / К. А. Николаев, В. К. Николаев // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/terminy-gosudarstvennyy-organ-organ-gosudarstvennoy-vlasti-organ-gosudarstvennogo-upravleniya-chto-vkladyvat-v-ih-soderzhanie.
21. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Постникова, А. А. Административное право Республики Беларусь : учеб. пособие /А. А. Постникова. – Минск : Молодежное научное общество, 2001. – 286 с.
23. Россинский, Б. В. Исполнительная власть и государственное управление / Б. В. Россинский // Lex Russica. – 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnitelnaya-vlast-i-gosudarstvennoe-upravlenie.
24. Сморгунов, Л. В. Государственная политика и управление: в 2 ч. / Л. В. Сморгунов, А. П.Альгин, И. Н. Барыгин [и др.]. – М. : РОССПЭН, 2006. – Ч. 1. – 381 с.
25. Соколовский, А. А. Республиканские и местные органы исполнительной власти и управления в современных социально-экономических условиях : учеб. пособие для вузов / А. А.Соколовский. – Минск : БГУ, 2000. – 101 с.
26. Хахалева, Е.В. К вопросу о видах правовых форм деятельности органов исполнительной власти / Е. В. Хахалева // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2011. – № 1. – С. 121–124.