Введение
Глава 1. Теоретические основы литературного пейзажа
1.1. Особенности взаимодействия человека и природы
1.2. Типы пейзажей в художественном произведении
Вывод по первой главе
Глава 2. Особенности художественного пейзажа в романе Эмили Бронте «Грозовой Перевал»
2.1. Структура пейзажа в романе
2.2. Роль и функции пейзажа в романе
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что природа является важной составляющей культуры. Она играет большую роль в жизни человечества. Природные объекты и явления всегда входили в культурный мир всех, кто живет на Земле. Природа – это все существующее на земле, не созданное руками человека; органический и неорганический мир; совокупность особенностей какой-либо местности, растительный и животный мир, климатические условия и т.д. Природа всегда была и остается объектом внимания многих наук о мире и человеке, которые ставят и пытаются решить вопросы взаимодействия природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношения природы и человеческой культуры.
Природа является естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. Большинство информации, которую мы получаем в процессе жизнедеятельности и накопления опыта и знаний, поступает именно из окружающего мира – мира природы.
Под пейзажем в данном исследовании понимается изображение природы, которое выполняет в художественном произведении множество функций в зависимости от метода и стиля писателя.
Пейзаж является неотъемлемой частью абсолютного большинства прозаических произведений. В художественном произведении пейзаж выполняет множество функций, среди которых: раскрытие национального самосознания героев художественного произведения; обнаружение характерологических черт литературных героев; обозначение времени и места действия; создание определенного настроения; выражение чувства родины и любви к ней и многое другое. Анализ символики литературного пейзажа позволит понять и постичь авторский замысел; понять намерения, мысли и душевные переживания героев; выявить основную идею литературного произведения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕЙЗАЖА
1.1. Особенности взаимодействия человека и природы
Многие философы отмечают, что между природой и человеком существует определенное единство, и они существуют совместно и в гармонии. Природа не вне человека, человек не вне природы. Истинная красота может существовать лишь в полной гармонии природы и человека. Величайшая красота – гармония, где человек, небо и земля сливаются, вращаются, превращаются друг в друга.
Изображение природы в литературе – явление постоянное; пейзажные описания дают представление о пространстве и времени, используются в создании конфликта, тем самым дополняют сюжетные линии и, конечно, занимают важное место в характеристике духовного мира героев произведения. Нередко образ природы становится персонажем, у которого есть свои роль, значение, задачи и функции. Взаимодействие природы и человека может быть отражено по-разному: либо герой представляет собой единое целое с природной средой, в которой он находится, либо противостоит её суровым законам, либо только наблюдает и приходит к размышлениям, либо как-то ещё соприкасается с миром природы. В любом таком случае в тексте существует проблема взаимоотношения природы и человека.
Для каждой эпохи характерен свой набор отличительных признаков изображения окружающего мира. Поэтому уместно будет провести параллель между современным романом и произведениями писателей других времён, чтобы на этом фоне выделить своеобразные черты современного текста.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ Э. БРОНТЕ «ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ»
2.1. Структура пейзажа в романе
Важнейшее произведение Эмили Бронте – роман «Грозовой перевал». Роман Э. Бронте «Грозовой перевал» является одним из самых загадочных и уникальных произведений мировой литературы. Его уникальность заключается как в истории создания, так и в художественной ценности. Считается, что Э. Бронте опередила свое время, – многие исследователи обнаруживают в ее романе предвосхищение модернизма.
«Грозовой перевал» – это роман о любви в условиях социального неравенства и несправедливости: его конфликт определяется столкновением мечты и действительности. Противостоят два мира – подкидыша Хитклифа и обитателей помещичьих усадеб. Хитклиф мстит за свое поруганное человеческое достоинство. Его сильный характер, природная гордость и честность противопоставлены эгоизму, заурядности и дворянской спеси его соперника Эдгара Линтона. Измена Кэтрин, которая предпочла благополучную жизнь на Мызе Скворцов жизни с Хитклифом, нанесла ему незаживающую рану, но не убила его любви. «Я не могу жить без жизни моей! Не могу жить без моей души». – говорит Хитклиф. И как бы вторя ему, о своей неумирающей любви говорит и Кэтрин: «...Я и есть Хитклиф! Он... все мое существо» [8, c.144].
Описывая местность в самом начале произведения, автор дает нам возможность понять, что происходит с главными героями, проникнуть в их чувства, переживания, взаимоотношения. «Грозовой» – это символичное местное определение, которое ассоциируется с природными явлениями на данной территории. Но только в ходе повествования мы понимаем, что такая же накаленная атмосфера царила и в душах ее обитателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В данной курсовой работе мы рассмотрели особенности взаимодействия человека и природы и пришли к выводу о том, что многие писатели и философы с давних времен обращались к теме природы и человека в ней. Философы отмечают, что между природой и человек существует определенное единство, и они существуют совместно и в гармонии. Природа не вне человека, человек не вне природы. Истинная красота может существовать лишь в полной гармонии природы и человека. Величайшая красота – гармония, где человек, небо и земля сливаются, вращаются, превращаются друг в друга.
Изображение природы в литературе – явление постоянное; пейзажные описания дают представление о пространстве и времени, используются в создании конфликта, тем самым дополняют сюжетные линии и, конечно, занимают важное место в характеристике духовного мира героев произведения. Нередко образ природы становится персонажем, у которого есть свои роль, значение, задачи и функции. Взаимодействие природы и человека может быть отражено по-разному: либо герой представляет собой единое целое с природной средой, в которой он находится, либо противостоит её суровым законам, либо только наблюдает и приходит к размышлениям, либо как-то ещё соприкасается с миром природы. В любом таком случае в тексте существует проблема взаимоотношения природы и человека.
2. Также нами рассмотрены и изучены типы пейзажей, их роль и функции в художественном произведении. Ученые выделяют два типа пейзажа: статичный – отражает стабилизированные состояния природы; динамичный – отражает «действие» природы, ведущее к статичному. В современной лингвистике выделяют несколько принципов классификации композиционно-речевой формы «описание» (портрет, пейзаж, интерьер).
1. Аникин, Г. В. История английской литературы: учебник / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. – 2-е изд., перераб. и исправ. – М.: Высш. шк., 1985. – 431 с.
2. Блох, М. Я. Диктема в уровневой структуре языка / М. Я. Блох // Вопросы языкознания. 2000. – №3. – С. 56-67.
3. Боева, Н. Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах // Научная мысль Кавказа. – 2004. – № 12. – С. 190–194.
4. Витрук, О. А. Пейзаж как текстовое явление (на материале произведений англоязычных писателей XX – начала XXI в.): дисс. … к. филол. н. Ростов-на-Дону, 2011. 173 с.
5. Гринфельд-Зингурс, Т. Я., М. Пришвин и Природа. К развитию пейзажа в русской литературе XX века. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. – 332 с.
6. Зеленцова, С. В. Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина: на материале произведений 1892–1916 гг.: дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. – Орёл, 2013. – 192 с.
7. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста: Учеб. пособие. / В.А. Кухаренко. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
8. Михальская, Н.П. История английской литературы: учебник. / Н.П. Михальская. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
9. Никольский, В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века (5060-е) / В.А.Никольский. – Калинин: Калининский гос. ун-т, 1973. –226 с.
10. Пигарев, К. В. Русская литература и изобразительное искусство: очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. – М.: Наука, 1972. – 125 с.
11. Родионова, И. В. Портрет в строе текста современного английского рассказа / И. В. Родионова. – М., 2003. - 160с.
12. Саводник, В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева // Литература в школе. 2001. – № 1. – С. 2-14.
13. Себина, Е. Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. / под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – С. 264-275.
14. Смирнова, А. И. Актуальные проблемы изучения современной натурфилософской прозы // Природа и человек в художественной литературе: мат-лы всероссийской научной конференции. Волгоград: ВолГУ, 2001. – С. 5-13.
15. Bronte, E. Wuthering heights / Emily Bronte. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 346 с.