ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
1.1 Методические основания использования игровых технологий в обучении иностранным языкам
1.2 Классификация игр, формирующих познавательную активность учащихся
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Специфика формирования учебно-познавательной компетенции в ходе занятий по иностранному языку
2.2 Использование игрового обучения как средства стимулирования познавательной активности учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. При помощи внедрения игровых приемов в процесс обучения повышается мотивация к изучению порой не интересного материала. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что тематика раскрывает сущность игрового обучения как способа организации личностно-ориентированного подхода к обучению английскому языку. Работа имеет определенную практическую значимость так, как рассматриваемые нами игровые приемы могут быть применимы на уроках английского языка в средней школе.
Цель работы: изучить эффективность использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. В связи с поставленной целью, мы разработали следующие задачи:
• дать определение и раскрыть сущность игрового обучения как средства стимулирования познавательной активности;
• привести классификацию игровых технологий на уроках по иностранному языку;
• изучить специфику игровых технологий;
• конкретизировать специфику формирования учебно-познавательной компетенции в ходе занятий по иностранному языку;
• рассмотреть наиболее эффективные игровые технологии, направленные на формирование учебно-познавательной компетенции.
ГЛАВА 1 ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
1.1 Методические основания использования игровых технологий в обучении иностранным языкам
В настоящее время одним из приоритетных направлений образовательного процесса является ориентация на личность. Исходя из этой цели, меняются методы и формы обучения. Возникает необходимость повышать эффективность учебного процесса за счет активизации учебно-познавательной деятельности. Именно игра является одним из активных методов и форм обучения, она определяется как особый вид деятельности социального характера, производное первичного вида деятельности – труда, непродуктивная деятельность, мотивы которой находятся в собственно процессуальных актах деятельности – действиях, операциях, умениях, навыках, функциях и т. д. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. С.Н. Карпова определяет игру как «форма деятельности в условных ситуациях, в которых воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей» [7, C. 48]. Один из ведущих современных российских психологов Р.С. Немов в учебнике по психологии определяет игру как «вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха» [12, С. 74]
Необходимо обратить внимание на то, что игра является естественной формой проявления детской деятельности, в которой уже сегодня осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества и личной активности.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Специфика формирования учебно-познавательной компетенции в ходе занятий по иностранному языку
В современном образовательном процессе имеется тенденция пересматривать традиционные подходы к обучению. Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества.
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентации на активное освоение школьником не только знаний, умений и навыков, сколько способов познавательной деятельности. Под внутренним потенциалом понимается способность ребёнка к самообразованию, самоорганизации и самовоспитанию. В связи с этим основной задачей учителя на уроке является подготовка и создание психолого-педагогических условий для развития мотивации к учебной деятельности. Точного и единого определения слова мотивация, быть не может, так как этот процесс многогранный и относительный. C.Л. Рубинштейн писал: «Мотивация – это опосредованная процессом её отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетён в контекст действительности» [14, C. 52]. В работах В.Г. Асеева понятие «мотивация» включает в себя все виды побуждений, a именно: «Мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, или диспозиции, идеалы и т.д.» [2, C. 94]. Говоря о мотивации учебной деятельности, под этим термином следует понимать направленную деятельность педагога, побуждающую получать новые знания учащихcя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе мы рассмотрели специфику игровых технологий, их преимущества перед другими методами и специфику использования. Углубленное изучение вопросов повышения учебно-познавательной деятельности и специфики игрового обучения позволило нам сделать определенные выводы.
1. Современные тенденции в образовательном процессе заставляю искать новые пути повышения интереса к предмету. Игра может стать действенным инструментов на пути к повышению учебно-познавательной активности, так как она совмещает в себе множество функций, а именно: обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, развивающая. В игре учащиеся учатся самовыражаться, самостоятельно мыслить, искать пути решения поставленной задачи методом дедукции. Игра способна сплотить как учащихся между собой, так и учащихся с учителем. Игра способна привлечь даже слабых учащихся, так как позволяет им проявить себя, не зависимо от уровня знаний языка.
2. Успешнее всего проходят игры соревновательного характера, так как способствуют повышению активности всех участников. Игры могут проводиться на различных этапах урока с целью релаксации или же, наоборот, с целью активизации знаний. Игры можно классифицировать по целям и задачам (речевые – фонетические, лексические, грамматические и языковые, направленные на формирование определенных навыков: чтения, говорения, письма.) Также игры различаются по форме проведения и организации, степени сложности и количественному составу.
3. Ролевая игра относится к разновидности дидактических игр и несет в себе важные функции. В ролевой игре реализуется комплексный подход к обучению иностранному языку. Она позволяет активизировать все аспекты языка (лексику, грамматику, фонетику), развивает мыслительные процессы, максимально приближает участников игры к реальным обстоятельствам.
1. Pie, Glennis. Vocabulary in practice / Glennis Pie. UK: Cambridge University Press, 2002 – 80 p.
2. Aceeв, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Aceeв. – М., 1976. – 264 c.
3. Бочарова, Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / Л.Н. Бочарова // Иностранные языки в школе. – 1996. - № 3. – С.50-55.
4. Васильева, М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языкa / М.М. Вacильeвa. – М.: Педагогика, 2008. – 268 c.
5. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 336 с.
6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвящение, 1991. – 222 с.
7. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: МГУ, 1986. – 142 с.
8. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку. А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 167 с.
9. Кувшинов, В.И. Игры на занятиях английским языком / В.И. Кувшинов // Иностранные языки в школе. – 1993. - № 2. – С. 26-28.
10. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии, 1982.- № 4.- С.18-35.
11. Макаренко, А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко: сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев. – М.: Просвещение, 1969. – 359 с
12. Немов, Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов.– М.: Владос, 2003.– 285 с.
13. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М., 1991. – 223с.
14. Pубиншейн, C.Л. Человек и миp // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1969. – C. 52 – 59
15. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
16. Стайнберг, Дж. 110 игр на уроках английского языка / Дж. Стайнберг. – М.: Астрель, 2004. – 121 с.
17. Сторонин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка / М.Ф. Сторонин. – М.: Просвещение, 1994. – 243 с.
18. Чебыкин, А.Я. Об эмоциях, детерминирующих познавательную деятельность /А.Я. Чебыкин // Психологический журнал.– 1989.– № 4.– С.19.
19. Чилинрова, Л.А. Учимся, играя / Л.А. Чилинрова, Б.В. Спиридонова. – М.: Просвещение, 1993. – 222 c.
20. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350с.