ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В XXI веке наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее Беларуси и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры.
Опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и других. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет Республики Беларусь в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. Необходимо, наконец, преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления индивидуализма и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далекими предками.
В последние годы концепция брендинга территорий приобретает новое звучание и популярность. Это обусловлено с глобализацией и конкуренцией на международном уровне. Страны становятся брендами, каждая пытается привлечь туристов, инвесторов – бренд становится инструментом борьбы не только за комерческий успех, но и за мирвое господство. Страна анализируется как бизнес-продукт, развиваются новые суббренды, как, в частности, бренд национальной кухни. В 2002 г. Британский политический советник Саймон Анхольт первым заявил, что страны и нации могут быть приравнены к торговым маркам и брендам. Им были созданы термины «брендинг территорий» (nation branding) и «бренд места» (place brand). Изучением брендинга территории занимались такие ученые как Т.Ю. Быстрова, Д.В. Визгалов, С.А. Гончарова, Д.Н. Запесоцкий, Н.А. Левочкина, А.П. Панкрухин и другие. С. Анхольт, автор системы индексирования рейтинга стран «Рейтинг национальных брендов» (Nation Brands Index), оценивает бренд страны по шести параметрам, среди которых:
Экспорт (имидж продуктов и услуг, создаваемых в стране и предлагаемых на международном рынке);
Культура и культурное наследие;
Туризм (привлекательные места в стране для посещений);
Люди (как прославившиеся во всем мире, так и местные жители с точки зрения гостеприимства и дружелюбия).
Культура как атрибут бренда – совокупность понятий, механизмов, реалий, которыми стоит оперировать при построении сильного бренда страны, при его реставрации и развитии его конкурентоспособности. В понятие «национальной культуры» входит понятие «национальная кухня». И за последние пять лет эта концепция приобретает новый звук. Национальная кухня стала атрибутом бренда, инструментом привлечения внимания и манипуляций.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далекие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле.
Национальная кухня является одной из сторон культуры народа, которая связана с его традициями и обычаями, а также показывает его самобытность. Традиции питания являются значимой частью культуры этноса, так как они наиболее прочно сохраняют этническую специфику и медленно модифицируются.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность культурного бренда
Высокий уровень развития техники и технологий переориентировал современный бизнес на конкуренцию брендов, усиление которых обеспечивает компаниям значительные преимущества на рынке. Современные бренды представляют собой важные компоненты деятельности, своеобразные символы коммерческой активности. Они символизируют доверие, стабильность, определенный набор ожиданий для потребителей.
Основу бренда составляет маркетинговая сущность товара, состоящая в удовлетворении нужд и потребностей потребителей. Товар материален по сути, поскольку в его основе лежит физический продукт в реальном исполнении, обладающий функциональностью, особым назначением и областью применения. Товар обладает определенным качеством, исполняется в разных модификациях и поддерживается соответствующими техническими услугами.
Рассмотрим понятие бренда.
Бренд (от англ. Brand – клеймо, марка) – это ассоциации, связанные с торговой маркой, как образное соединение отдельных впечатлений в общую, яркую и устойчивую картину взаимоувязанного представления потребителя о товаре, его марке. То есть бренд содержит торговую марку и комплекс впечатлений, эмоциональных ассоциаций, связанных с ней. Следует учесть, что перечень эмоциональных ассоциаций, связанных с брендовым товарным знаком, у различных потребителей одинаков [1, c. 21].
Американская маркетинговая ассоциация трактует понятие бренда следующим образом: бренд – это название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинации, которые предназначены для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и для дифференциации их от товаров и услуг конкурентов [2].
Словарь В.К. Мюллера – российского и советского лингвиста, лексикографа, шекспироведа, переводчика – излагает понятие бренда так: это американизированный (сокращенный) вариант английского понятия brand-name. Brand – это клеймо, тавро, марка, фабричная марка; отпечатываться в памяти, производить впечатление. Интуитивно бренд является выражением совокупности имиджевых, эксплуатационных, технических и иных характеристик товара, позволяющих правообладателю (собственнику) данной марки не только играть одну из ведущих ролей на рынке определенных товаров или услуг, но и использовать бренд в качестве нематериального актива компании [3].
Глава 2 ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ
2.1 Концепция проекта
Название проекта
Всебелорусской день национальной кухни.
Краткое описание проекта
Всебелорусской день национальной кухни будет проходить 13 июня в областных городах Белоруси. Площадкой для проведения станут 88 объектов общественного питания, разные по типу и формату, однако их будет объединять идея популяризации национальной кухни и развития культуры питания. В рамках «Всебелорусского дня национальной кухни» гостям будет предложено не только попробовать различные блюда национальной кухни причем в каждом городе будут представлены национальные блюда которые раньше готовились на данной територрии, но и понаблюдать за процессом приготовления, а так же получить рецепты этих блюд, задать интересующие вопросы повару и получить исчерпывающие ответы и дельные советы.
Актуальность проекта
Сейчас сложно готовить так, как готовили наши предки, ряд белорусских продуктов — репа, пареная фасоль (бобовые были очень популярны) — пропал, крупы сейчас совсем другого свойства. Но многое осталось: капустные, гречишные и тыквенные блины, лазанка (мачанка с кусочками варёного теста), клёцки, соленья, супы на берёзовом квасе, на свёкле с белыми грибами, ягодные наливки, домашние колбасы, сало, запеченное мясо, судак «по-радзивилловски»[4]. Поэтому актуальность проекта заключается в том, что бы сохранить белорусские национальные традиции, такие как белорусская национальная кухня, которая является одной из главных отличительных особенностей белорусского народа.
Цели и задачи проекта
Цель:сохранение, развитие и пропаганда белорусской национальной кухни как одного из видов культуры, способствующего формированию культурного имиджа Республики Беларусь и укреплению международных связей.
Задачи проекта:
• Развитие международного культурного сотрудничества по средствам культуры национальной кухни
• Расширение связи и обмен опытом между объектами общественного питания
• Повышение профессионального мастерства сотрудников объектов общественного питания
• Воззражение и развитие традиций национальной белорусской культуры в области питания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальная кухня относится к культурным ресурсам, наравне с музеями, выставками и индустрией развлечений. Она является одной из сторон культуры народа, которая тесно связана с его традициями и обычаями и кроме того выражает его самобытность.
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, мы пришли к следующим выводам:
1. Бренд – это неосязаемая сумма свойств продукта, а именно – его имени, его истории, репутации, упаковки, цены и способа рекламирования. Бренд является сочетанием впечатления, которое он производит на потребителей, и результата их опыта использования данного продукта. Бренд – это то, что потребители чувствуют по отношению к продукту, – привязанность, доверие и преданность.
Культурный бренд – это бренд, в основе которого заложены историко-культурные ресурсы базисного субъекта: традиции, обычаи, научные достижения, произведения художественного творчества, архитектурные сооружения.
2. Белорусская национальная кухня имеет свою историю. Сохранение этой самобытной истории и традиции приготовления национальных блюд являются весьма важным делом. На современном этапе бренд белорусской национальной кухни отражается в различных праздниках, которые имели успех проходить.
3. Создание бренда белорусской национальной кухни является воззражением и развитием традиций национальной белорусской культуры в области питания.
4. Культурный потенциал Республики Беларусь выступает основным ресурсом развития страны, значение которого связано с творческой интерпретацией культур и традиций; это также национальная кухня Республики Беларусь.
Белорусская национальная кухня как бренд страны позволяет продолжать сохранять культурные традиции и самобытность народа. Кроме того бренд белорусской национальной кухни влияет на привлечение в страну туристов, а так же на ее имидж.
1. Аакер, Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. – 440 с
2. Акантинов, А. Д. Территориальный маркетинг: отечественный и зарубежный опыт : информ.-метод. Пособие / А. Д. Акантинов, А. В. Колик. — Минск, 2015.— 100 с
3. Американская маркетинговая ассоциация (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ama.org/Pages/default.aspx. – Дата доступа: 18.10.2018
4. Англо-русский словарь Мюллера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovarus.info/eng_m.php. – Дата доступа: 18.10.2018.
5. Архангельская, К.В. Бренд как объект исследования / К.В. Архангельская // Известия Урал. Гос. ун-та., 2006. – № 47. – С. 52-58
6. Банникова, Л.Н. Маркетинг как социальный процесс: социологические аспекты анализа / Л.Н. Банникова. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2007. – 210 с
7. Быстрова, Т.Ю. Аксиология бренда: к методологии культурного брендинга территории / Т.Ю. Быстрова // PR в изменяющемся мире: Региональный аспект: сборник статей / под ред. М.В. Гундарина, А.Г. Сидоровой, Ю.В. Явинской. – Вып. 9. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – С.85-95
8. Вавилов, В. Реклама красоты: практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.google.by/. – Дата доступа: 18.10.2018
9. Випперфюрт А. Вовлечение в бренд: как заставить покупателя работать на компанию / А. Випперфюрт. - спб.: Питер-Пресс, 2007. - 355 c
10. Гончарова, С.А. Бренд региона как фактор сохранения самобытности в условиях глобализации / С.А. Гончарова, М.В. Ганькина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hdl.handle.net/123456789/8285. – Дата доступа: 18.10.2018
11. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики /пер. С англ. Сечная В. – М:.Манн, Иванов и Фербер, 2013 –380 с
12. Домнин, В.Н. Брендинг: Новые технологии в России / В.Н. Домнин. – спб.: Питер, 2002 – 352 с
13. Дуэйн Н. Политика бренда / Н. Дуэйн. ? М.: ИД ВЕСЬ, 2004. - 257 с
14. Запесоцкий, Ю.А. Основы брендинга: учеб. Пособие / Ю.А. Запесоцкий. – СПб.: спбгуп, 2011. – 88 с
15. Карпова, С.В. Брендинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С.В. Карпова, И.К. Захаренко. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 430 с
16. Коттлер, Ф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Коттлер, Дж. Шефф. – М.: Издательский дом «Классйка-ХХІ», 2012. – 688 с
17. Левочкина, Н.А. Региональные культурные бренды как тренд развития территорий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/. – Дата доступа: 18.10.2018
18. Маандаг, М. Единственная книга по брендингу, которая вам нужна, чтобы начать, раскрутить и сделать бизнес прибыльным / М. Маандаг, Л. Пуолакка. – М.: Азбука Бизнес, Азбука – Аттикус, 2016. – 160 с
19. Макашева З. М. Брендинг / З. М. Макашева. - спб [и др.] : Питер , 2011 - 283 с
20. Мещеряков Т.В. Концепция и инструментарий управления маркетингом территории в условиях креативной экономики (теория и методология): автореф. Дис. Канд. Экон. Наук. Спб, 2011. C. 15
21. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий. – 2-е изд., доп. – спб.: Питер, 2006 – 416 с
22. Панкрухин, А.П. Практический маркетинг. Бренды и брендинг : учеб. Пособие / А.П. Панкрухин. – М. : Омега-Л, 2011 – 170 с
23. Рэнделл, Джеффри. Брендинг : Краткий курс / Джеффри Рэнделл. – М. : Фаир-Пресс, 2003. – 213 с
24. Сачук, Т.В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. – спб.: Питер, 2009 -368 с
25. Тарнавский В. Страна как бренд // Новый маркетинг№ 11, 2002 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.management.com.ua/ – Дата доступа:18.10.2018
26. Титовец, В.Р. Праздники и обряды белорусов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/. – Дата доступа: 18.10.2018
27. Топ-10 узнаваемых брендов Беларуси за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zautra.by. – Дата доступа: 18.10.2018
28. Траут, Дж. Большие бренды – большие проблемы / Дж. Траут. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 256 с
29. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова; [обложка А.Ю. Лапшин]. – Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань: Планета музыки, 2009. – 495 с
30. Частное туристическое унитарное предприятие «Гулливер и компания» (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtour.by/. – Дата доступа: 18.10.2018
31. Энциклопедия белорусской кухни / редкол. : Т. В. Белова [и др.]. — Минск : Беларуская Энцыклапедыя ім. П. Броўкі, 2008. — 720 с
32. Якубова Т.Н., Крюкова А.П. Территориальный брендинг как инструмент развития региона//Молодой ученый. – 2014. – №21 – с. 484-488. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/14255/ - Дата доступа: 18.10.2018
33. Эллвуд Я. 100 приемов эффективного брендинга / Я.Эллвуд. - спб. И др.: Питер; Питер принт , 2002 - 367 с.