Введение
Глава 1 Теоретические основы системы управления
1.1 Понятие системы управления
1.2 Типы системы управления
1.3 Система управления баром
Глава 2 Анализ системы управления бара "Квартирник"
2.1 Общая характеристика бара «Квартирник»
2.2 Организация руководства в баре «Квартирник»
2.3 Структура организации исполнения решений
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время возникла необходимость в использовании системного подхода в управлении объектами, которые претерпевают значительные изменения под влиянием сложившейся экономической ситуации. «По мере усложнения экономических и социальных отношений в различных организациях все чаще возникают задачи, решение которых невозможно без использования комплексного системного подхода управленческой деятельности» [9, с. 49]. Грамотный процесс управления является залогом успешности функционирования организации. Применение современных технологий управленческой деятельности может оказать помощь в решении ситуаций, в которых не достаточно традиционного подхода.
Разработка вопросов управленческой деятельности определяется необходимостью совершенствования и развития теории менеджмента. Существует также реальная проблема адаптации управленческих теорий к действительности с учетом специфики этой действительности. Важная задача состоит в разработке методов и методик адаптации данных теорий к существующим учреждениям.
В настоящее время современные технологии управления проникаю не только в производственные сферы, но и в другие сферы деятельности, в том числе и в сферу обслуживания общепита, к которым относятся бары. «Управление организацией общественного питания основывается на общих принципах системы управления производством» [8, с. 21]. Функции управления относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. В функциях управления раскрывается содержание управления как процесса, отражается вид управленческой деятельности, должностные обязанности, закрепленные за определенным структурным подразделением или работником, назначение конкретного органа управления.
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день технологии управления, которые активно разрабатываются наукой, к сожалению, не всегда применяются на практике, особенно в предприятиях небольшого масштаба, к которым относятся бары малых форматов. Как правило, традиции управления, как и любые традиции, прижившиеся со времен открытия того или иного заведения общественного питания, сохраняются неизменными и не утрачивают свои позиции на протяжении многих лет. Однако современное предъявляет все новые и новые требования к организациям общепита. Сегодня существует масса заведений, которые человек может выбрать для проведения своего досуга. В условиях жесткой рыночной конкуренции необходимо сделать так, чтобы целевая аудитория выбрала именно конкретное место для проведения собственного досуга. Современный человек очень дорожит своим свободным временем и стремится организовать его максимально продуктивно и с наивысшим комфортом. Именно поэтому необходимо организовать управленческую деятельность организации так, чтобы она максимально реализовала свои возможности в сфере досуга, чтобы могла быть конкурентоспособной на рынке услуг. Как правило, бары являются небольшими атмосферными заведениями, в которых как раз и сформировались те устойчивые традиции, о которых было сказано выше. Однако, сохраняя все лучшее, что было наработано годами, необходимо постоянно совершенствовать деятельность бара с целью привлечения новой целевой аудитории. В противном случае, бар может затеряться на рынке подобных услуг и стать не рентабельным. Этот процесс очень сложный. Так как предполагает синтез лучших традиционных особенностей бара, утратив которые он может потерять тех постоянных клиентов, которые являются залогом прибыли. И вместе с тем, необходимо модернизировать деятельность бара, сделать ее востребованной для новой аудитории. Такой синтез традиций и новаторства всегда представляется сложным процессом и зависит, в первую очередь, от руководителя, который осуществляет деятельность по управлению баром.
Цель работы: изучение теоретических основ системы управлении, анализ системы управления на примере бара.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие системы управления;
- изучить типы системы управления;
- изучить особенности системы управления баром;
- дать общую характеристику бара «Квартирник»;
- проанализировать организацию руководства в баре «Квартирник»;
- проанализировать структуру организации исполнения решений .
Объект исследования: система управления.
Предмет исследования: система управления в баре.
Методы исследования: анализ литературных источников, сравнительно- сопоставительный метод, обобщение, описание и системный анализ.
Теоретическая основа исследования:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие системы управления
Любая система представляет собой совокупность элементов, которые имеют строгую упорядоченность, и между которыми существую определенные тесные связи и взаимодействия.
Современная практика управления в развитых рыночных обществах характеризуется превращением человеческого потенциала организаций в реальную предпосылку их конкурентоспособности. В этой связи специалисты в области менеджмента Э.А. Уткин, З.П. Румянцева рассматривают XXI век, как период человеческого измерения в экономике [23,20].
Проблемы управления персоналом и вообще предприятием активно разрабатываются на современном этапе. Базовые положения современной концепции управления персоналом основываются на трудах известных отечественных и зарубежных специалистов в области изучения проблем управления человеческими ресурсами: Одегова Ю.Т., Журавлева П.В., Кибанова А.Я., Валентея С.Д., Дятлова В.А., Травина В.В., Шекшни С.В., Генкина Б.М., Армстронга М, Геста Д., Голованова В., Брюстера С., Мартори Б., Бартоли М. и др.
Исследователь В.В. Козлов отмечает, что в настоящее время «социально-культурный аспект в анализе проблем управления персоналом акцентирует значимость культурных феноменов в выборе и практической реализации тех или иных принципов, методов управления человеческими ресурсами организации» [10, с. 34]. Социально-культурное измерение системы персонал-менеджмента позволяет понять особенности его мировых управленческих моделей.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАРА «КВАРТИРНИК»
2.1 Общая характеристика бара «Квартирник»
Бар «Квартирник» города Гомель, основан на частной форме собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником полностью, он является коммерческой организацией. Это заведение было зарегистрировано в 2013 году и продолжает свою работу и по сегодняшний день. Полное официальное наименование – бар «Квартирник».
Адрес: Республика Беларусь, город Гомель, Билецкий спуск,1. Бар работает с 13.00 до 3.00.
Бар в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом РБ «О культуре», нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Заведение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать установленного образца, бланки со своим наименованием. Учредителем и собственником имущества бара является директор – Илья Лемешев.
Бар приобретает право на ведение образовательной деятельности, установленное законодательством Республики Беларусь, с момента выдачи ему лицензии в установленном порядке. Имущество бара является личной собственностью И. Лемешева, формируется за счет бюджетных и внебюджетных источников. Источниками формирования имущества и финансовых средств бара являются:
- бюджетные и внебюджетные средства;
- имущество и денежные средства, переданные бару в виде дара;
- пожертвования или имущество по завещанию;
- доход от платных дополнительных образовательных и иных услуг;
- средства, полученные от приносящей доход деятельности, имущество, приобретенное за счет этих доходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было рассмотрено понятие управленческой деятельности и системы управления, которая представляет собой совокупность элементов, которые имеют строгую упорядоченность, и между которыми существую определенные тесные связи и взаимодействия.
Были изучены труды известных отечественных и зарубежных специалистов в области изучения проблем управления человеческими ресурсами: Одегова Ю.Т., Журавлева П.В., Кибанова А.Я., Валентея С.Д., Дятлова В.А., Травина В.В., Шекшни С.В., Генкина Б.М., Армстронга М, Геста Д., Голованова В., Брюстера С., Мартори Б., Бартоли М. и др.
Были выделены следующие компоненты системы управления:
1) органы управления;
2) коммуникационные каналы, посредством которых осуществляется взаимодействие в системе управления;
3) комплекс методов и приемов, которые составляют механизм управления;
4) материальная инфраструктура управления.
Отмечено, что одним из главнейших элементов управленческой системы является организационная структура управления. В управленческой деятельности существуют субъекты управления, от которых исходят решения, и объекты управления, на которые направлена деятельность. Также выделены три уровня управленческой системы: высший, средний, низкий (первичный), которые соответствуют статусам руководителей и условия эффективного взаимодействия всех уровней управления.
В ходе работы были рассмотрены основные типы системы управления: бюрократический, органический, проектный, матричный. Несмотря на то, что некоторые из них появились достаточно давно, а некоторые сформировались только на современном этапе экономического развития, все они применяются на практике на сегодняшний день. Стоит отметить, что нельзя говорить о наибольшей эффективности той или иной модели. Все они являются по своему эффективными, как и имеют свои недостатки, в зависимости от сферы применения.
В ходе работы была рассмотрена система управления баром, которая зависит от формата и размеров заведения. Как правило, система управления в таких заведениях не является многоступенчатой, так как бар, по своей сути, небольшое помещение, с характерной атмосферой. Однако и существуют бары, которые по своим масштабам приравниваются к ресторанам или клубам. В таких заведениях система управления является многоступенчатой, и предполагает значительный кадровый состав.
Был проведен анализ системы управления баром «Квартирник», который показал, что система управления является традиционной и имеет большее сходство с бюрократической моделью управления, что в настоящее время не является рациональным. В ходе усовершенствования системы управления баром, директору необходимо пересмотреть ряд положений. В частности осуществлять принятие важных стратегических решений совместно с трудовым коллективом. Применять индивидуальный подход к каждому работнику, при этом выделив для себя его сильные стороны и творческий потенциал, который можно в дальнейшем применить в работе. Необходимо также разработать гибкую систему мотиваций для сотрудников, которая будет способствовать максимальной реализации их профессиональных способностей и навыков.
1. Баринов, В.А. Основы менеджмента / В.А. Баринов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 310 с
2. Богданова, E.JI. Маркетинговая ориентация организации персонал-менеджмента и конкурентноспособной рабочей силы / Е.Л. Богданова. – СПб.: СПУЭФ, 1996. – 96 с
3. Волгин, Н.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / Н.А. Волгин, А.И. Матирко, А.А. Модин. – М: Дело, 1992. – 178 с
4. Герчикова, И.М. Менеджмент / И.М. Герчикова. – М.: Омега, 2007. – 240 с
5. Грачев, М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации / М.В. Грачев. – М.: Дело, 1993. – 208 с
6. Евенко, Л.И. Эволюция концепции управления человеческими ресурсами. // Бизнес-образование / Л.И. Евенко. – 1996. – №1. – С. 22-29
7. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 1997. – 607 с
8. Ефимова, О.П. Экономика общественного питания: учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2000. – 209 с
9. Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: учебное пособие / Л.А. Жигун. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 320 с
10. Козлов, В.В. Корпоративная культура и социокультурный подход в управлении // Бизнес-образование / В.В. Козлов. – 1999. – № 1(6). – С. 31-41
11. Кравченко, А.И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация // Социологические исследования / А.И. Кравченко. – 1997. – №4. – С. 15-28
12. Красовский, Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы / Ю.Д. Красовский. – М.: ИНФРА, 1997. – 361 с
13. Кучер, Л.С. Организация обслуживания общественного питания: учебник / Л.С. Кучер, Л.М. Шкуратова. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002. – 125 с
14. Литвак, Б.Г Управленческие решения / Б.Г. Литвак. – М.: Омега, 2009. – 310 с
15. Локтионов, М.В. Системный подход в менеджменте. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 178 с
16. Норберт Т. Управление изменением // Проблемы теории и практики управления / Т. Норберт. – 1998. – № 1. – С. 68-73
17. Оробейко Е.С. Организация обслуживания: рестораны и бары: учебное пособие / Е.С. Оробейко, Н.Г. Шредер. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006. – 203
18. Пономарев, Б. Создание сбалансированной системы управления // Управление продажами / Б. Пономарев. – 2012. – №2. – С. 15-22
19. Романенкова, Г.М. Управление человеческими ресурсами: текст лекций / Г.М. Романенкова. – СПб.: ГУЭф, 1999. – 122 с
20. Румянцева, Э.Б. К обоснованию новой управленческой парадигмы // РЭЖ / Э.Б Румянцева. – 1993. – №8. – С. 120-129
21. Савченко, И. Система управления предприятием как фактор повышения его конкурентоспособности // Менеджмент сегодня / И. Савченко. – 2013. – №4. – С. 25 - 29
22. Сала, Ю. Маркетинг в общественном питании / Ю. Сала. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 94 с
23. Уткин, Э.А. История менеджмента / Э.А. Уткин. М.: Изд-во ЭКМОС, 1997. – 224 с