ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность кейс-технологии, ее назначение и варианты использования в процессе обучения
1.2 Педагогические условия использования кейс-технологии в обучении подростков
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Использование кейс-технологии на уроках иностранного языка в подростковых классах и во внеклассной работе по предмету
2.2 Анализ состояния/опыта использования кейс-технологии в обучении английскому языку учащихся класса СШ № 121 г. Минска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПРИМЕР КЕЙСА ПО ТЕМЕ «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ В 9 КЛАССЕ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена проблеме использования кейс-технологии в обучении подростков иностранному языку.
Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с тем, что приоритетной образовательной задачей на современном этапе является подготовка конкурентоспособных специалистов, умеющих находить эффективные решения проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях. Наиболее действенным способом реализации социального заказа по подготовке обучающихся к реальной жизни представляется кейс-технология, или технология анализа конкретных ситуаций, которая способствует развитию познавательных навыков учащихся, критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Применительно к обучению иностранным языкам использование кейс-технологии позволяет совершенствовать навыки и умения в монологической и диалогической речи; развивать творческие аналитические способности обучающихся; расширять речевой опыт посредством нахождения конструктивных решений проблем, что в дальнейшем поможет оперативно и обоснованно ориентироваться в подобных реальных ситуациях; формировать социально-психологическую готовность обучающихся к работе в команде.
Особую актуальность использование кейс-технологии приобретает в подростковом возрасте, так как она удовлетворяет таким потребностям данного возрастного периода как потребность во взрослом общении и самоутверждении в группе сверстников. Иностранный язык как учебный предмет, с одной стороны, выступает новым средством такого общения в средней школе. В то же время анализ литературы по проблеме исследования и школьной практики показывает, что педагоги не всегда используют кейс-технологию в образовательном процессе в силу недостаточного методического обеспечения, раскрывающего специфику проведения занятий с ее использованием.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность кейс-технологии, ее назначение и варианты использования в процессе обучения
Историко-педагогический анализ литературы [5, с. 9] показывает, что понятия «метод кейсов», «кейс-технология» пришли в русскоязычную педагогику из американской в начале ХХ в. Впервые кейс-метод был применён в образовательной практике в Гарвардской бизнес школе. В переводе с английского языка слово «case» означает «случай, дело, ситуация». Метод «case study» ˗ это метод, основанный на обучении путем решения проблемных задач.
В нашем исследовании мы будем использовать понятие кейс-технологии, под которой вслед за Е. Шимутиной мы будем понимать интерактивную технологию для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций [17, с. 172]. Данная технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Как уже отмечалось выше, впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Непосредственно в процесс обучения внедряться стала лишь последние 3-4 года.
С начала 2000-х годов в зарубежной практике кейсы стали широко использоваться в преподавании дисциплин естественнонаучных и технических. Что касается Республики Беларусь, то и у нас наметилась практика использования кейсов при обучении специальным дисциплинам, например, технологическим, туристским или эконмическим.
ГЛАВА 2 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Использование кейс-технологии на уроках иностранного языка в подростковых классах и во внеклассной работе по предмету
Учитывая степень заинтересованности современных школьников, особенно подростков, в проявлении себя, необходимо обратиться к методу обучения, который позволит проявить себя в полной мере, используя свои творческие способности.
Применение кейсов в данной ситуации может помочь ученикам почувствовать себя более уверенно и начать использовать полученные знания на практике.
Применительно к обучению иностранному языку кейс-метод помогает решить ряд важнейших задач. Во-первых, использование ситуационного обучения создает языковую среду и условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения.
Кейс позволяет включить участников в единый контекст деятельности, что приводит к «повышению речевой готовности, способности к эвристической деятельности» [4, с. 91].
Во-вторых, он способствует эффективному развитию навыков чтения, говорения и аудирования (студенты изучают ситуацию, представленную в письменном виде, в ряде случаев сопровождаемую аудиозаписью, обсуждают варианты решения проблемы и представляют результаты обсуждения). В этот ряд можно включить и обучение письму, если конечный результат работы представлен в письменном виде.
В-третьих, метод помогает формировать навыки деловой коммуникации, такие как ведение аргументированной дискуссии, анализа и планирования, презентации, а также целый ряд иных аналитических, творческих и социальных навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научно-теоретическую литературу по выбранной теме, разработав занятие с использованием кейс-технологии, и также на практике проанализировав применение кейс-технологии в процессе преподавания английского языка, можно сделать следующие выводы.
В современном образовательном пространстве сложилась тенденция ориентации на развитие познавательного потенциала личности, повышения способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие творческих способностей школьников и расширение их творческих возможностей. При этом, естественно, повышается ответственность педагога, призванного найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.
Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам.
Так кейс-метод относится к инновационным методам обучения иностранному языку.
В процессе обучения этот метод способствует развитию таких видов деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Готовясь к проведению урока с использованием кейс-технологии, учителю необходимо познакомиться с его особенностями и некоторыми трудностями в использовании. Неоднократное применение кейс-технологии в обучении иностранным языкам способствует формированию языковой мотивации, умения работать в группе, а также практическому овладению теоретического материала.
1. Айкина, Т.Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов / Т.Ю. Айкина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2013. – № 1. – С. 58–61.
2. Гейхман, Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. науч.- практ. конф. – Пермь: ПГТУ, 2006. – С. 25–32.
3. Дворянчиков, Н.В. Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы / Н.В. Дворянчиков // Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. – С. 76–83.
4. Ильина, О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка / О.К. // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. – М.: МГИМО-Университет, 2009. – С. 253–261.
5. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С. С. Кашлев. – Мн.: Высш. шк., 2002. – 19 с.
6. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.casemethod.ru.
7. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989. – 77 с.
8. Красильникова, Л.П. Метод кейсов в обучении студентов деловой беседе / И.Г. Красильникова, Л.П. Лунева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – №2. – С. 81–85.
9. Логачева, Л.Р. Развитие и саморазвитие профессионально-речевой культуры будущих социальных педагогов на основе кейс-метода / Л.Р. Логачева, Т.А. Черникова // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 5. – С. 147–150.
10. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск, 2010. – 464 с.
11. Пачина, С.В. Особенности применения кейс-метода в формировании личного профессионального плана у детей старшего школьного возраста / С.В. Пачина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.3. – С. 176–180.
12. Педагогический словарь / под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/.
13. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.
14. Стрелкова, А.В. Формирование социальных компетенций старших подростков методом кейсов: автореф. дисс. …канд. пед. наук / А.В. Стрелкова. – М.: МГПУ, 2016. – 22 с.
15. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov.
16. Швалева, Н.Б. Кейс-метод в средней школе России / Н.Б. Швалева, Л.В. Целищева // Физико-математическое и естественнонаучное образование: наука и школа. – 2018. – С. 216–219.
17. Шимутина, Е. Кейс-технологии в учебном процессе / Е. Шимутина // народное образование. – 2009. – №2. – С. 172–179.