ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Характеристика учебно-познавательной деятельности
1.2 Феномен одаренности к изучению иностранного языка
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Особенности факультативных занятий по иностранному языку
2.2 Методическая разработка по английскому языку для развития одаренности учащихся на факультативных занятиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Изучение английского языка как международного получает все большее распространение в наши дни. Расширение международного сотрудничества, увеличение количества международных организаций, появление возможности обучаться за рубежом, развитие международного туризма требует от современного человека хороших знаний английского языка.
Социально-экономическое развитие страны связано, прежде всего, с интеллектуально-творческим потенциалом населения, который в современных условиях рассматривается как стратегический ресурс. Поэтому сегодня государство и общество проявляет повышенный интерес к воспитанию и развитию талантливой молодежи. Особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей [16, с. 15].
Одним из аспектов, вызывающих трудности у современных школьников при изучении английского языка, является понимание услышанного, т.е. сформированность навыков аудирования.
Формирование и совершенствование навыков и развитие умений аудирования реализуется посредством восприятия учащимися речи учителя на уроке; в рамках учебно-методических комплексов по английскому языку предусмотрено прослушивание учебных аудиозаписей. На наш взгляд, использование аудиовизуальных, видео материалов может внести значительный вклад в развитие не только навыков аудирования, но и улучшения уровня одаренности учащихся при изучении английского языка на факультативных занятиях.
К важнейшим особенностям одаренных детей относят необычайно раннее проявление сформированности навыков логического мышления; богатство словаря; быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации помогает такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Характеристика учебно-познавательной деятельности
Учебно-познавательная деятельность представляет собой чрезвычайно важное педагогическое, психологическое, философское, культурологическое понятие, поэтому различные определения учебно-познавательной деятельности акцентируют внимание на том или ином её аспекте. В определении, данным В.А. Сластёниным, подчёркивается культурно-философская значимость учебно-познавательной деятельности, которая рассматривается как специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый [14, с. 103].
Н.Ф. Талызина определяет познавательную деятельность как систему определённых действий, направленных на познание окружающей действительности [18, с. 39]. Другое мнение имеет С.Н. Скарбич, который занимается исследованием различных подходов к определению учебно-исследовательской деятельности, приходит к выводу, что она представляет собой творческую деятельность, продуктом которой являются новые знания, способы действий и методы получения знаний[13, с. 52]
Добавим, что учебно-познавательная деятельность, по мнению И.Д. Свищева, направлена на организацию и освоение объекта познания (форм, методов, содержания учебного материала), выработку самим субъектом нового собственного опыта. Деятельность субъектов характеризуется двумя аспектами: организацией взаимосвязи труда субъекта и самого субъекта; профессиональным ростом личности и ее оценкой обществом [12, с. 28]
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
2.1 Особенности факультативных занятий по иностранному языку
Одной из сторон воспитательной работы является задача формирования у обучающихся умений правильно организовывать свой труд, основной удельный вес которого падает на широкое применение информационных и технических средств.
Рассмотрим, к примеру, участие педагогов во внеаудиторной работе с обучающимися. Большое внимание целесообразно уделять гуманистическому подходу в обучении и воспитании обучающихся. С этой целью необходимо постоянно повышать культурный уровень обучающихся путем их знакомства иностранным языком и с культурой стран изучаемого языка, обогащая таким образом творческий потенциал личности обучающихся и их интеллектуальные возможности.
При обучении иностранному языку, необходимо обратить внимание на разработку системы методических приемов работы над текстом, над лексикой; методики обучения устной речи; исследованию методических приемов работы над грамматикой, методики применения информационных и технических средств. Все выше перечисленное, как нельзя лучше может быть осуществлено на факультативных занятий по изучению иностранного языка.
При обучении иностранным языкам на факультативных занятиях необходимо педагогам следует учитывать мотивацию, заложенную вне учебной деятельности обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе теоретико-методологического анализа были решены следующие задачи:
- была дана характеристика учебно-познавательной деятельности, которая, также как и любая другая, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Субъектом этого вида деятельности будет являться учащийся, объектом – социокультурный опыт, передаваемый учителем, под процессом воздействия субъектов на объект будет пониматься учебно-познавательный процесс. Специфичность субъектности учебно-познавательной деятельности в том, что этот вид деятельности совершается учащимися. Планирование и организация учебно-познавательной деятельности направляется и контролируется учителем;
- описан феномен одаренности к изучению иностранного языка. Решение проблемы выявления и поддержки одаренных детей в условиях современной школы требует комплекса мер, направленных на: изучение потребностей учителей и родителей в развитии одаренности детей и подростков; повышение профессиональной компетентности руководителей школ и учителей в сфере работы с одаренными школьниками; разработку научно-методических основ процесса развития одаренности школьников и оказание учителям научно-методической и информационной помощи в данном направлении их деятельности;
- охарактеризованы особенности факультативных занятий по иностранному языку. Выявлено, что наилучший результат развития одаренности учащихся на факультативных занятиях английского языка может быть достигнут при использовании аудиовизуальных источников и, в первую очередь, учебных фильмов к зарубежным курсам иностранного языка. Чтобы уяснить специфику поведения носителей языка важно их видеть, а также и обстановку, в которой происходит акт общения (магазин, метро, театр и т.д.).
1. Авдеева, Т.П. Формирование коммуникативной компетенции учащихся при изучении иностранного языка / Т.П. Авдеева // Инновационные подходы к моделированию социальных систем и управлению ими: Научно-методический сборник. – М.: ООО «ЛАРК ЛТД», 2008. – 200 с.
2. Аринбеков, Т.И. Исследовательская деятельность как средство формирования творческого мышления: автореф. канд. пед. наук / Т. И. Аринбеков. – Омск, 2003. – 22 с.
3. Барменкова, О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе. – 1999. – №3. – С.20-28
4. Дубровин, М.И. Учебное кино в обучении английскому языку в средней школе / М.И. Дубровин. – Москва: Просвещение, 1979. – 143 с.
5. Изергин, Э. Т. Развитие познавательных возможностей школьника в ходе овладения методом физического эксперимента: дис. канд. пед. наук / Э.Т. Изергин. − Куйбышев, 1975. − 148 с.
6. Камалова, О. Н. Актуальные вопросы исследования феномена одаренности в современных условиях / О. Н. Камалова // Педагогический опыт: от теории к практике: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. – С. 28–31
7. Коровкина, А. В. Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми в условиях современной школы / А. В. Коровкина // Развитие творческого, научного, профессионального потенциала современной молодежи в условиях инновационной экономики: материалы международной научно-практической конференции молодых исследователей, 19 апреля 2016 г. – Спб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2016. – С.80-82
8. Латыпова, Е. Р. Организация системы работы педагога с одаренными учащимися / Е. Р. Латыпова // Современные аспекты модернизации технологий и содержания общего образования: Сб. мат. Минобразования и науки Челябинской области ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – С. 79–85
9. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образования / Г. А. Майорова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, 29-31 января 2014 года. – Оренбург: Университет, 2014. – С. 360-369.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. – 816 с.
11. Савенков, А. И. Детская одаренность. Одаренные дети / А. И. Савенков [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml
12. Свищев, И. Д. Гуманистические аспекты совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов ИФК, специализирующихся по спортивной борьбе / И. Д. Свищев // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – 1997. − № 1. – С. 29-34
13. Скарбич, С. Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода: дис. канд. пед. наук / С. Н. Скарбич. − Омск, 2006. – 267 с.
14. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. − М.: Академия, 2002. − 576 с.
15. Соловова, Е. Н. Использование видео на уроках иностранного языка / Е. Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS. – 2003. – №1. – С.2-5
16. Солодкова, М. И. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография / М. И. Солодкова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 300 с.
17. Судоргина, Л. В. Педагогическая деятельность по работе с одаренными детьми в гимназии / Л. В. Судоргина // Вестник НГПУ. – 2013. – №2 (12). – С. 14-23
18. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. − М.: Знание, 1983. – 96 с.
19. Усова, А. В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А. В. Усова − Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. − 23 с.
20. Ушатикова, И. И. Практика работы современной школы с одаренными детьми: опыт, проблемы, перспективы / И. И. Ушатикова // Вестник ЧГПУ. – 2013. – №1. – С.159-169
21. Ховрина, Л. Н. Сущность, принципы и методы преподавания иностранных языков / Л. Н. Ховрина // Научно-методическое обеспечение учебного процесса. – М.: ВА РВСН, 2001. – С. 35-39
22. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика / А. Н. Щукин – М.: Филоматис, 2006. – 480 с.
23. Яныбаева, Г. Я. Работа с одаренными детьми в современной школе / Г.Я. Яныбаева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции, 3 февраля 2014 г. В 7 частях. Часть VI. – М.: «АР-Консалт», 2014. – С. 126-127